Розсилка
Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail
Підписатися-
Лікування мистецтвом у реабілітаційній роботі з пацієнтами, які мають вади психічного здоров’я
-
Как убеждать политиков в приоритетности сферы психического здоровья
-
Нейропсихофармакологія психічних розладів у дитячому та підлітковому віці
-
Сравнительная оценка эффективности, безопасности и влияния на когнитивные нарушения амисульприда и оланзапина
-
Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством
-
Применение прамипексола у пациентов на ранней стадии болезни Паркинсона
-
Розділ:
Сравнительная оценка эффективности, безопасности и влияния на когнитивные нарушения амисульприда и оланзапина
У большинства пациентов, страдающих шизофренией, отмечается нарушение когнитивных функций, которые негативно влияют на качество жизни и социальное функционирование и являются основными мишенями фармакотерапии. С появлением новых атипичных нейролептиков, позиционируемых как препараты с низкой частотой экстрапирамидных нарушений, в значительной мере улучшающие познавательные функции, возникли новые возможности в лечении шизофрении и сохранении полноценного функционирования. G.R. Pawar et al. в статье «Evaluation of efficacy, safety, and cognitive profile of amisulpride per se and its comparison with olanzapine in newly diagnosed schizophrenic patients in an 8-week, double-blind, single-centre, prospective clinical trial», опубликованной в журнале ISRN Psychiatry (2012; ID 703751: 1-5), представили результаты сравнительного двойного слепого рандомизированного клинического исследования, в котором оценивалась эффективность и безопасность оланзапина и амисульприда в лечении острого эпизода шизофрении, а также их влияние на когнитивные нарушения.
Амисульприд является атипичным антипсихотиком с высокой селективностью к рецепторам D2/D3 (Schoemaker et al., 1997). Препарат эффективен в лечении как продуктивных, так и негативных симптомов шизофрении и ассоциируется с низким уровнем развития экстрапирамидных симптомов (Leucht et al., 2002). Кроме того, амисульприд положительно влияет на нейропсихологические характеристики пациентов с шизофренией (Tyson et al., 2004; Vaivа et al., 2002).
Оланзапин, в свою очередь, действует на рецепторы различных моноаминов, среди которых рецепторы 5-HT2 и D2 (Bymaster et al., 1996). Препарат также обладает низкой частотой экстрапирамидных побочных эффектов, положительно воздействуя в отношении психотических симптомов и улучшении нейропсихологических показателей (Tran et al., 1997; Bilder et al., 2002; Sharma et al., 2003).
Материалы и методы исследования
В исследование были включены пациенты мужского и женского пола в возрасте 18-45 лет с диагнозом шизофрении согласно критериям МКБ-10. Это были как стационарные, так и амбулаторные больные.
Оценка симптомов проводилась с использованием краткой психиатрической оценочной шкалы (BPRS) и шкалы оценки позитивных и негативных симптомов (PANSS). В исследование вошли пациенты с 36 баллами по BPRS и более выраженной позитивной симптоматикой по PANSS. Критериями исключения были беременность и кормление грудью.
Все участники были рандомизированы на две группы: для приема амисульприда в дозе 400 мг/сут и оланзапина по 10 мг/сут. Доза препарата была откорректирована до 400-800 мг/сут амисульприда и 10-20 мг/сут оланзапина в соответствии с индивидуальной реакцией пациента и переносимостью.
Последующие визиты для оценки эффективности, безопасности и влияния на когнитивные нарушения проводились на 4-й и 8-й неделях. Одновременное применение бензодиазепинов, снотворных (золпидем, зопиклон) и противопаркинсонических препаратов, а также тригексифенидила было разрешено по усмотрению исследователя.
Основным показателем эффективности являлось изменение исходных значений по BPRS и PANSS. Оценка безопасности проводилась на основании сообщений о нежелательных явлениях и изменениях по шкале оценки патологических непроизвольных движений (AIMS). Во время каждого посещения выполнялось полное клиническое обследование, включавшее записи показателей жизненно важных функций и массы тела.
Для оценки когнитивных функций использовали тест для определения нарушения восприятия речи (Тoken Тest), тест Струпа (Stroop Test), тест на внимательность и скорость психических реакций, тест на скорость определения категорий и беглость речи, а также тест на рассеянность внимания (triads test).
Результаты исследования
В исследование был включен 81 пациент – 40 в группу амисульприда и 41 – оланзапина со схожими исходными характеристиками. Двухмесячное лечение завершили 32 человека в группе амисульприда (80%), так же как и принимавшие оланзапин (78,04%). Основной причиной прекращения участия в испытании было отсутствие эффективности. Частота случаев преждевременного завершения терапии не отличалась в обеих группах.
Эффективность
На протяжении исследования наблюдались изменения показателей по шкале BPRS в группе амисульприда – 16,80 (стандартное отклонение [СО] 3,61) и оланзапина – 15,30 (СО 2,69) (табл. 1). Улучшение было одинаковым в обеих группах и не было статистически значимым (р = 0,38). Кроме того, клиническое улучшение отмечалось по шкале PANSS в обеих группах (р = 0,22), в основном в отношении позитивных симптомов (табл. 2).
![]() |
![]() |
Переносимость и безопасность
Только у одного пациента в группе амисульприда наблюдались побочные эффекты. Не было отмечено изменений показателей по шкале AIMS при сравнении их в начале лечения и спустя два месяца приема препарата. Повышение веса было более статистически значимым (р < 0,001) в группе оланзапина (2,09 кг), чем амисульприда (0,94 кг).
Оценка когнитивных функций
Тест для определения нарушения восприятия речи является маркером словесного понимания. Он включает в себя маркеры разного цвета, размера и формы. Тест подразумевает способность выполнять речевые инструкции различной сложности. Показатели по данному тесту в группе амисульприда (р = 0,02) превосходили таковые при приеме оланзапина. Среднее изменение в группе амисульприда составило 8,26 (СО 1,56), тогда как в группе оланзапина – 6,78 (СО 2,09).
Различия значений по тесту Струпа, который используется для определения скорости и гибкости мышления, были статистически значимыми в обеих группах пациентов (р = 0,03).
Показатели теста на рассеянность внимания были лучше в группе амисульприда, чем в таковой оланзапина (р = 0,02).
Результаты теста на внимательность и скорость психических реакций также были лучше в группе амисульприда как по скорости выполнения (р < 0,001), так и по количеству ошибок (р < 0,001).
Статистически значимое улучшение наблюдалось по тесту на скорость определения категорий и беглость речи в группе амисульприда (р < 0,001).
Обсуждение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что амисульприд и оланзапин были одинаково эффективны в лечении острого эпизода шизофрении, что подтверждают оценки по шкале BPRS. Оба препарата показали сходное улучшение через два месяца приема по сравнению с исходными данными. Что касается шкалы PANSS, улучшение было в основном в отношении положительной симптоматики шизофрении. Однако выраженность негативных симптомов была ниже в начале исследования и заметно не улучшилась в ходе наблюдения в обеих группах. Помимо этого, в процессе испытания отмечалось улучшение по подшкале общей психопатологической симптоматики PANSS.
В качестве основных критериев безопасности были проанализированы показатели увеличения массы тела и экстрапирамидные симптомы. Повышение веса, как правило, рассматривается как общий побочный эффект всех антипсихотических препаратов (Doss, 1979). В группе оланзапина было отмечено значительное увеличение массы тела (в среднем на 2,09 кг) по сравнению с таковой амисульприда (в среднем на 0,9 кг). Данные исследований подтверждают, что чрезмерный набор веса характерен при приеме оланзапина (Supta et al., 1999; Eder et al., 2001) и может быть связан с последующим повышением риска сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и гиперлипидемии (Osser et al., 1999). Данный факт может быть решающим фактором при выборе препарата для долгосрочного применения. В обеих группах экстрапирамидных побочных эффектов в ходе исследования выявлено не было, что подтверждается данными ранее проведенных испытаний амисульприда и оланзапина (Bernstein, 1988).
В группе амисульприда отмечалось улучшение когнитивных функций, таких как внимание, скорость и гибкость мышления, восприятие и беглость речи. Улучшение у пациентов, принимавших оланзапин, было менее выраженным по сравнению с группой амисульприда. Предыдущие исследования показали, что при использовании оланзапина, который имеет сродство к 5-HT2-рецепторам, отсутствует влияние на эффективность обучения и производительность памяти у лиц с шизофренией, что также соответствует результатам испытания, рассматриваемого в данном материале (Wagner et al., 2005). Однако в ходе крупного канадского открытого исследования был показан положительный эффект оланзапина в отношении данных критериев, что можно объяснить небольшим объемом выборки (Stip et al., 2003).
При шизофрении отмечается сниженная активность дофамина в мезокортикальном дофаминовом пути и префронтальной коре. Амисульприд обладает высоким селективным сродством к дофаминовым рецепторам D2/D3 и не обладает сродством к мускариновым, серотониновым или a-адренорецепторам.
В низких дозах (100-300 мг/сут) амисульприд блокирует преимущественно пресинаптические ауторецепторы D2/D3, стимулируя высвобождение дофамина, что, возможно, связано с улучшением когнитивных симптомов. Избирательная селективность амисульприда обеспечивает отсутствие побочных явлений, таких как седативный эффект и увеличение массы тела, что ассоциируется с блокадой других рецепторов. Как было показано в ранее проведенных исследованиях, антагонизм оланзапина к серотониновым рецепторам не способствует снижению когнитивных нарушений и ассоциирован с набором веса (Meltzer, McGurk, 1999).
Выводы
Таким образом, результаты исследования продемонстрировали эквивалентную эффективность амисульприда и оланзапина в улучшении психотических симптомов у пациентов с шизофренией. Помимо этого, применение амисульприда ассоциируется с улучшением когнитивного функционирования и не сопровождается увеличением массы тела.
Подготовила Ирина Сидоренко
Наш журнал
у соцмережах:
Думки експертів
Випуски за 2014 Рік
Зміст випуску 2-1, 2014
-
Депресивні розлади у пацієнтів похилого віку: проблеми діагностики і терапії
-
Депрессия и деменция: коморбидность, дифференциальная диагностика и тактика ведения пациентов
-
Положительное влияние церебролизина на восстановление мозга после ишемии
-
Епідеміологічні аспекти судинної деменції: стан проблеми за останні 5 років
-
Современные подходы к патогенетической терапии болезни Альцгеймера
-
Фармакологическое ведение пациентов с нейропатической болью в неспециализированных условиях
-
Проблемы и перспективы коррекции промежуточного метаболизма у больных с сосудистой коморбидностью
Зміст випуску 9-10 (64), 2014
-
Десять мифов о происхождении и лечении зависимостей от психоактивных веществ
-
Эффективность и безопасность глутаматергической терапии при деменции
-
Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии
-
Прегабалин в лечении генерализованного тревожного расстройства
-
Влияние скорости титрования ламотриджина на переносимость и частоту развития побочных эффектов
-
Особенности течения и терапии рассеянного склероза в педиатрической практике
-
Эффективность новой формы флупиртина (Катадолона форте) в лечении острой боли в спине
Зміст випуску 8 (63), 2014
-
Подростковая депрессия: руководство в помощь родителям и специалистам
-
Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии
-
Милдронат® – лечение кардионеврологической патологии в условиях ишемии и гипоксии
-
Рекомендации по ведению пациентов с психотическими расстройствами и шизофренией
-
Датская монархия времен Кристиана VII: в омуте безумия и роковых связей
Зміст випуску 7 (62), 2014
-
Новые возможности в диагностике и терапии болезни Альцгеймера
-
Роль витаминов группы В в профилактике когнитивных нарушений
-
Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии
-
Диагностика и ведение большого депрессивного расстройства у взрослых
-
Рекомендации по лечению синдрома беспокойных ног и синдрома периодических движений конечностей
-
Эффективность эсциталопрама в лечении депрессии у лиц пожилого возраста
-
Эффективность препарата Летиум у больных артериальной гипертензией
Зміст випуску 6 (61), 2014
-
Бетагистин – признанный стандарт в лечении вестибулярных головокружений
-
Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра: системный поход
-
Расстройства сна у детей и подростков в психиатрической практике
-
«Кратал для дітей» у монотерапії синдрому вегетативної дисфункції
-
Тривожно-депресивні розлади у пацієнтів з кардіальною патологією
Зміст випуску 5 (60), 2014
-
Функциональная оценка, определение причин проблемного поведения и выбор методов коррекции
-
Коморбидность хронической боли и депрессии у неврологических больных
-
Применение агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона: фокус на прамипексол
-
Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством
-
DISCOVERY-NEURO: депрессия и ее соматические проявления в неврологической практике
-
Применение неэрготаминовых агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона
-
Эффективность и безопасность рисперидона при первом психотическом эпизоде
Зміст випуску 4 (59), 2014
-
Лікування мистецтвом у реабілітаційній роботі з пацієнтами, які мають вади психічного здоров’я
-
Как убеждать политиков в приоритетности сферы психического здоровья
-
Нейропсихофармакологія психічних розладів у дитячому та підлітковому віці
-
Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством
-
Применение прамипексола у пациентов на ранней стадии болезни Паркинсона
Зміст випуску 3 (58), 2014
-
Аспекты клинической фармакологии эсциталопрама при лечении депрессии
-
Актуальні питання надання психіатричної допомоги хворим на деменцію
-
Оптимизации психофармакотерапии эндогенных депрессий с помощью препарата церебролизин
-
Эффективность и безопасность препарата мезакар в лечении эпилепсии у детей раннего возраста
-
Эффективность и переносимость прамипексола в лечении первичного синдрома беспокойных ног
Зміст випуску 2 (57), 2014
-
Атипичные антипсихотики при шизофрении: эффективность, безопасность, стратегии лечения
-
Цитиколин при когнитивных нарушениях сосудистого генеза и сосудистой деменции после инсульта
-
Рекомендации по фармакологическому лечению болезни Паркинсона
-
Вплив канабіноїдів та інших середовищних факторів на ризик маніфестації шизофренії
-
Долгосрочное снижение когнитивных функций после перенесенного критического состояния
-
Нейродикловит: возможность применения у пациентов с болью в спине
Зміст випуску 1 (56), 2014
-
Сравнительный анализ эффективности и приемлемости 12 новых антидепрессантов
-
Атипичные антипсихотики при шизофрении: эффективность, безопасность, стратегии лечения
-
Протиепілептичні препарати та інші засоби лікування епілепсій у дітей із розладами спектра аутизму
-
Рекомендации по фармакологическому лечению болезни Паркинсона
-
Руководство по головокружениям и нарушениям пространственной ориентации
-
Европейские монархи: болезни и судьбы Карл VI – Возлюбленный и Безумный король
Випуски поточного року
Зміст випуску 6 (161), 2025
-
Вплив соціальних мереж на психічне здоров’я дітей і підлітків
-
П’ять порад батькам, як знизити вплив соціальних мереж на дитину / підлітка
-
Минуле та сьогодення Української протиепілептичної ліги: тридцять років складного та успішного шляху
-
Діагностична цінність клінічного оцінювання когнітивних функцій
-
Вплив війни на психічне здоров’я молоді: роль резилієнсу та психологічних інтервенцій
-
Фармакотерапія пацієнтів із деменцією: первинна ланка медичної допомоги
-
Методичні рекомендації щодо профілактики професійного вигоряння медичних працівників
Зміст випуску 5 (160), 2025
-
Поліпшення психологічного стану населення в умовах довготривалої війни
-
Ефективність поетапної програми психологічних втручань для мігрантів
-
Альтернативний підхід до терапії тривожних розладів: важливість правильного титрування дози
-
Аналіз ефективності фармакотерапії депресії у жінок дітородного віку
-
Модель поетапного лікування пацієнтів із ноцицептивним болем
Зміст випуску 4 (159), 2025
-
Психіатрія способу життя: нові горизонти для психічного здоров’я
-
Поліпшення функціонування як ключова мета лікування пацієнтів із великим депресивним розладом
-
Розлади харчової поведінки: серйозність проблеми та сучасні підходи до її вирішення
-
Антидепресант із мультимодальною дією: можливості застосування міансерину в клінічній практиці
-
Сучасні підходи до діагностування та лікування пацієнтів із кататонією
-
Фармакологічне лікування пацієнтів із шизофренією та пов’язаними з нею психозами
Зміст випуску 3 (158), 2025
-
Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи
-
Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії
-
Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам
-
Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії
-
Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку
-
Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах
-
Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь
Зміст випуску 1, 2025
-
Когнітивні порушення судинного генезу: діагностування, профілактика та лікування
-
Лікування ажитації за деменції, спричиненої хворобою Альцгеймера
-
Постінсультні нейропсихіатричні ускладнення: типи, патогенез і терапевтичні втручання
-
Перспективи застосування препаратів на основі рослинних компонентів для лікування депресії
-
Застосування диклофенаку за неврологічних станів: перевірена ефективність і пошук нових підходів
-
Постінсультний емоціоналізм: патофізіологія, поширеність та лікування
Зміст випуску 2 (157), 2025
-
Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи
-
Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів
-
Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення
-
Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості
Зміст випуску 1 (156), 2025
-
Підтримка психічного здоров’я на первинній ланці надання медичної допомоги
-
Лікування депресії в літніх пацієнтів: вплив на патофізіологію розладу, ефективність та безпека
-
Нестероїдні протизапальні препарати: багаторічний досвід та особливості застосування
-
Фармакотерапія великого депресивного розладу: пошук антидепресантів з оптимальною ефективністю
Розсилка
Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail
Підписатися