Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися
  1. Тина Берадзе: «…мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети»

  2. Вдосконалення системи охорони психічного здоров’я в Україні

  3. Новые возможности в диагностике и терапии болезни Альцгеймера

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Роль витаминов группы В в профилактике когнитивных нарушений

  7. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии

  8. Диагностика и ведение большого депрессивного расстройства у взрослых

  9. Рекомендации по лечению синдрома беспокойных ног и синдрома периодических движений конечностей

  10. Эффективность эсциталопрама в лечении депрессии у лиц пожилого возраста

  11. Эффективность препарата Летиум у больных артериальной гипертензией

  12. Эффективность мельдония в уменьшении электрической нестабильности сердца у пациентов с ишемическим инсультом

  13. Болезнь короля Эрика XIV – шведского «Ивана Грозного»

Тина Берадзе: «…мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети»

 

 

pic-5632731849.jpgВ эпоху научно-технического прогресса современные дети столкнулись с множеством проблем, о которых их родители даже не слышали. Огромное количество информации, изменение устоев и базовых принципов негативно влияют на развитие ребенка и диктуют свои правила поведения. Взрослые не всегда оказывают адекватную поддержку детям и часто провоцируют усугубление имеющихся трудностей. Конечно же, на сегодняшний день доступно немало различных рекомендаций, однако они в одних случаях неэффективны, а в других родители в силу тех или иных причин не готовы их применять. Не готовыми к новым формам проблем оказались и профильные специалисты.С вопросом как помочь своим детям разобраться с возникшими трудностями, какую позицию занять родителям, а также о роли врачей в формировании здорового общества мы обратились к Тине Берадзе, психиатру, психотерапевту, члену ассоциации выпускников медицинской школы Гарвардского университета (США) и Всемирной федерации биологической психиатрии.

– Тина Игоревна, как Вы считаете, действительно ли изменились проблемы современных детей и родителей, и с чем это связано?

– Несомненно. Я бы даже сказала, что проблемы идут в ногу со временем. Не отстают, так сказать. Ведь мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети. В первую очередь, в современном обществе изменилась роль женщины, которая из хранительницы очага превратилась в добытчика наравне с мужчиной. Дети и семья отошли на второй план, пропуская вперед карьеру. Однако не все папы принимают новые правила, по-прежнему возлагая все заботы по дому и семье на женщину. Во-вторых, дети сейчас катастрофически перегружены информацией, которая, к сожалению, не всегда позитивная. Они впитывают ее как губка, но при этом не всегда способны проанализировать и сделать правильные выводы. Насилие и жестокость очень часто навязываются как норма, и дети, воспринимая их соответствующим образом, сами начинают так поступать. Ведь часто рядом нет человека, который бы объяснил, что так поступать нельзя. В-третьих, в силу сложившихся устоев и потребностей современного общества, родители перекладывают заботу о детях на посторонних людей или же оставляют их наедине с собой и своими проблемами. Однако не всегда чужой человек способен обеспечить должное внимание и правильно расставить приоритеты. Нередко дети находят собеседников в Интернете, но, к сожалению, такое общение не всегда позитивное. Со временем социальные сети вытесняют живое общение, и детям становится неинтересно слушать учителя или общаться друг с другом. Постепенно теряются естественные навыки коммуникации, возникают трудности в формировании мыслей, появляется страх перед живым общением и новыми знакомствами, и, как результат, нарастает социальная изоляция. В-четвертых, образованность общества на сегодняшний день достаточно низкая. Многие проблемы замалчиваются, и социум, в принципе, не знает об их существовании, а уж что с ними делать – и подавно. Мало кто говорит о таких проблемах, как анорексия или булимия у детей и подростков, психологической агрессии в семье, компьютерной и игровой зависимости. А сексуальное воспитание детей – это вообще табу!

Конечно же, некоторые родители пытаются компенсировать недостаток ребенку внимания – кто-то нанимает няню, кто-то покупает дорогие подарки и записывает на всевозможные секции. В результате, завалив свое дитя различными гаджетами и расписав каждую минуту его жизни, мама и папа искренне удивляются его неблагодарностью и отсутствием интереса.

Взрослые отказываются принимать точку зрения ребенка и учитывать его увлечения, которые несколько отличаются от их собственных интересов в детстве, навязывая свои взгляды, приоритеты и принципы, а также провоцируя развитие замкнутости и негативизма.

– Как можно сформулировать основную жалобу, с которой к Вам чаще всего обращаются родители?

– В последнее время все чаще родители обращаются с жалобой, которая звучит как «ребенок ничего не хочет». Но при подробном описании того, что делает или чего не делает ребенок, в основном я слышу «он не делает то, что я ему говорю». Зачастую смысл этой фразы сводится к тому, что детям просто не интересно то, что навязывают родители. Взрослые отказываются принимать точку зрения ребенка и учитывать его увлечения, которые несколько отличаются от их собственных интересов в детстве, навязывая свои взгляды, приоритеты и принципы, а также провоцируя развитие замкнутости и негативизма. Очень часто результатом является развитие депрессии, которая у детей и подростков протекает очень тяжело и плохо поддается лечению. С другой стороны, гиперопека, которая часто в последующем трансформируется в тревожные расстройства, также лишает детей возможности выбирать и принимать решения. То есть, ребенок, не имея возможности приобретать опыт, может даже и не осознать, что сделал ошибку, поскольку за него все уже сделали или решили родители.

Правильная модель воспитания заключается в поддержке и понимании, а также в постоянном участии родителей в жизни ребенка. Мамы и папы не должны пренебрегать своими обязанностями, откупаться от детей подарками или перекладывать заботу на кого-то другого.

– Какую же выбрать модель воспитания для своего ребенка?

– Правильная модель воспитания заключается в поддержке и понимании, а также в постоянном участии родителей в жизни ребенка. Мамы и папы не должны пренебрегать своими обязанностями, откупаться от детей подарками или перекладывать заботу на кого-то другого. Сегодня почему-то стало очень модно воспитывать детей по какой-то мо-дели. Например, использовать японский или китайский стиль воспитания, вернее, те моменты, которые показались «интересными». Родители «выхватывают» какие-то фразы, принципы из других культур. Однако нельзя забывать, что каждый индивидуум в первую очередь имеет принадлежность к определенной религии и культуре, и их смешивание ничего хорошего не даст. Ведь ребенок рождается в стране со своими обычаями и устоями, не следует забывать и о генетической памяти. При этом в каждой семье свой микроклимат, свои привычки. Нельзя просто взять часть чьей-то культуры и с легкостью соединить со своей. Как-никак дети в Китае или Японии живут совсем в других условиях – у них другая культура, другие традиции, другой менталитет. Кроме того, родители в первую очередь являются для детей примером. Они с раннего возраста прививают детям уважение к старшим, покорность и сдержанность, и с учетом этих культуральных особенностей и выработали свои принципы воспитания. У нас же получается, что живем мы по нашим законам, а детей воспитываем по чужим.

Выбирая какую-то модель воспитания, следует помнить, что причина большинства проблем в детском и подростковом возрасте – нежелание родителей слышать своего ребенка и воспринимать его как личность. Очень часто мама и папа поступают так, как удобно им. Одни воплощают свои несостоявшиеся мечты и амбиции, заполняя жизнь ре-бенка ненужными кружками и секциями, другие пытаются откупиться подарками. Однако родители забывают о главном – основное, в чем дети нуждаются, – это внимание и понимание! Так уж сложилось, что современные родители постоянно чем-то заняты, куда-то бегут, спешат. При этом они думают, что если запишут ребенка на десяток кружков или подарят дорогую игрушку, то «все пойдет по плану». К сожалению, так не бывает. Если уж отец с матерью хотят чему-то научить ребенка, то должны участвовать во всех сферах его жизни постоянно, а не только когда им этого хочется.

Выбирая какую-то модель воспитания, следует помнить, что причина большинства проблем в детском и подростковом возрасте – нежелание родителей слышать своего ребенка и воспринимать его как личность.

– Тина Игоревна, что Вы порекомендуете родителям, которые не могут справиться с возникшими проблемами?

– Первое, что должны сделать родители – это признать наличие проблемы! Почему-то до сих пор люди боятся, что окружающие узнают об их «неидеальной семье». Проблемы есть во всех семьях, главное не допустить, чтобы они имели серьезные негативные последствия. Во-вторых, не нужно бояться обратиться к специалисту, потому как в последнее время участились случаи детской и подростковой депрессии, которая влечет за собой очень плохие последствия. Помимо этого, появляется очень много симптомов тревожных расстройств, которые часто остаются без должного внимания и помощи. Зачастую первые признаки не всегда рассматриваются родителями как симптомы заболевания. Даже специалисту они рассказывают о проблемах с акцентом на конфликт или неповиновение, упуская при этом важные моменты. В первую очередь взрослым следует обратить внимание на такие проявления, как расстройство сна, страхи, подавленность, отсутствие интереса к происходящему, невнимательность, неуспеваемость и конфликтность.

Если уж отец с матерью хотят чему-то научить ребенка, то должны участвовать во всех сферах его жизни постоянно, а не только когда им этого хочется.

– К специалисту какого профиля лучше обращаться за помощью?

– Желательно, чтобы это был квалифицированный психиатр или психотерапевт. Однако это очень существенная проблема. К сожалению, в нашей стране немного по-настоящему хороших специалистов, возможно, потому что отсутствует какая-то единая система для их подготовки. Особенно тревожит тот факт, что в последнее время так модно и легко стало пройти двухмесячные курсы непонятной «психо-вуду»-специализации, получить сомнительную корочку и бесстрашно лечить всех подряд, раздавая с умным видом советы на телевиденье. А ведь люди потом пытаются применить эти советы в повседневной жизни. Но эффекта нет и быть не может. Конфликт же при этом обрастает новыми проблемами, а в некоторых случаях трансформируется в болезнь. Поэтому очень важно найти хорошего специалиста, обладающего медицинским образованием, соответствующей квалификацией и опытом.

Первое, что должны сделать родители – это признать наличие проблемы! Почему-то до сих пор люди боятся, что окружающие узнают об их «неидеальной семье».

– Как, на Ваш взгляд, можно решить эту проблему?

– Для этого должны быть созданы соответствующие эффективные программы обучения и повышения квалификации. Эти программы должны идти в ногу со временем и соответствовать возникшим проблемам и потребностям. Здесь, наверное, должны проявить инициативу соответствующие государственные институты. Тем более, на сегодняшний день очень остро встала проблема оказания помощи детям, пережившим тяжелейшие потрясения. Появился новый тип проблемы, о котором мы до недавнего времени в лучшем случае читали только в книжках. Однако одно дело прочитать о методиках, а другое – применить их на практике. Также хочется отметить еще один аспект – это мотивация врачей. У человека очень быстро пропадает энтузиазм, если за свой труд он не получает адекватной оплаты. Если же учесть еще и все бюрократические и нелепые статистические составляющие работы врача, у многих напрочь отпадает желание что-либо делать. Я уверена, что у нас есть очень много врачей, которые бы с удовольствием восприняли новую информацию, освоили новые навыки и с радостью помогали бы окружающим. Но у них нет материальной возможности посещать зарубежные семинары, доступ практически ко всем иностранным авторитетным изданиям платный. В идеале, необходимы кардинальные изменения в целом – системы образования и повышения квалификации врачей, оказания помощи и, конечно же, оплаты труда.

Особенно тревожит тот факт, что в последнее время так модно и легко стало пройти двухмесячные курсы непонятной «психо‑вуду»-специализации, получить сомнительную корочку и бесстрашно лечить всех подряд, раздавая с умным видом советы на телевиденье.

– Тина Игоревна, готовы ли Вы делиться опытом?

– С радостью! К счастью, у меня есть возможность посещать зарубежные конференции, участвовать в семинарах и мастер-классах. Я готова принимать участие в образовательных мероприятиях, делиться опытом, идеями и знаниями. Я буду очень рада, если в нашей стране появятся профессионалы, которые смогут оказывать качественную помощь и будут получать удовольствие от своей работы.

...у нас есть очень много врачей, которые бы с удовольствием восприняли новую информацию, освоили новые навыки и с радостью помогали бы окружающим.

Подготовила Татьяна Ильницкая

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2014 Рік

Зміст випуску 2-1, 2014

  1. Ірина Пінчук: «…основною метою паліативної допомоги є пролонгація життя, підтримка нормального функціонування, вирішення психологічних, соціальних і духовних проблем пацієнтів та їх родин»

  2. Особенности клинического течения и медикаментозной терапии болезни Паркинсона на поздних стадиях заболевания

  3. Депресивні розлади у пацієнтів похилого віку: проблеми діагностики і терапії

  4. Депрессия и деменция: коморбидность, дифференциальная диагностика и тактика ведения пациентов

  5. Прамипексол в терапии идиопатической болезни Паркинсона

  6. Положительное влияние церебролизина на восстановление мозга после ишемии

  7. Епідеміологічні аспекти судинної деменції: стан проблеми за останні 5 років

  8. Современные подходы к патогенетической терапии болезни Альцгеймера

  9. Развитие и лечение синдрома Корсакова

  10. Фармакологическое ведение пациентов с нейропатической болью в неспециализированных условиях

  11. Проблемы и перспективы коррекции промежуточного метаболизма у больных с сосудистой коморбидностью

Зміст випуску 9-10 (64), 2014

  1. Всемирный день психического здоровья: жизнь с шизофренией

  2. Десять мифов о происхождении и лечении зависимостей от психоактивных веществ

  3. Новое в психиатрии

  4. Эффективность и безопасность глутаматергической терапии при деменции

  5. Новое в эпилептологии

  6. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии

  7. Прегабалин в лечении генерализованного тревожного расстройства

  8. Влияние скорости титрования ламотриджина на переносимость и частоту развития побочных эффектов

  9. Особенности течения и терапии рассеянного склероза в педиатрической практике

  10. Эффективность новой формы флупиртина (Катадолона форте) в лечении острой боли в спине

  11. Оценка безопасности применения комбинированной формы диклофенака у геронтологических пациентов с синдромом хронической боли

  12. Применение эсциталопрама для лечения больных шизофренией и обсессивно-компульсивным расстройством: открытое проспективное исследование

  13. Воздушные замки Людвига Баварского

Зміст випуску 7 (62), 2014

  1. Тина Берадзе: «…мы живем в мире, который постоянно развивается, появляются новые возможности и, соответственно, новые проблемы, и не готовыми к их решению оказались как родители, так и дети»

  2. Вдосконалення системи охорони психічного здоров’я в Україні

  3. Новые возможности в диагностике и терапии болезни Альцгеймера

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Роль витаминов группы В в профилактике когнитивных нарушений

  7. Эффективность и переносимость леветирацетама в лечении эпилепсии

  8. Диагностика и ведение большого депрессивного расстройства у взрослых

  9. Рекомендации по лечению синдрома беспокойных ног и синдрома периодических движений конечностей

  10. Эффективность эсциталопрама в лечении депрессии у лиц пожилого возраста

  11. Эффективность препарата Летиум у больных артериальной гипертензией

  12. Эффективность мельдония в уменьшении электрической нестабильности сердца у пациентов с ишемическим инсультом

  13. Болезнь короля Эрика XIV – шведского «Ивана Грозного»

Зміст випуску 6 (61), 2014

  1. Денис Угрин: «Наиболее эффективный способ оказания помощи ребенку с симптомами тревожного расстройства – это признание проблемы без осуждения и предоставление полной поддержки»

  2. Новые сведения о патогенезе болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний: пересмотр диагностических критериев

  3. Актуальные вопросы детской психиатрии

  4. Бетагистин – признанный стандарт в лечении вестибулярных головокружений

  5. Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра: системный поход

  6. Дифференцированный подход к применению антидепрессантов

  7. Тяжелый депрессивный эпизод у подростка: в поисках баланса между психофармакотерапией и психотерапией

  8. Рекомендации по лечению хронической боли

  9. Расстройства сна у детей и подростков в психиатрической практике

  10. Эффективность вальпроевой кислоты в комбинации с ламотриджином, топираматом или леветирацетамом у детей с резистентной фокальной эпилепсией

  11. «Кратал для дітей» у монотерапії синдрому вегетативної дисфункції

  12. Тривожно-депресивні розлади у пацієнтів з кардіальною патологією

  13. Епілепсії у дітей

Зміст випуску 5 (60), 2014

  1. ТИНА БЕРАДЗЕ: «…человеческий организм представляет собой огромную биохимическую лабораторию, нарушения в которой напрямую связаны с нашим состоянием и влияют на отношение как к себе, так и к окружающим»

  2. Функциональная оценка, определение причин проблемного поведения и выбор методов коррекции

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Коморбидность хронической боли и депрессии у неврологических больных

  6. Применение агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона: фокус на прамипексол

  7. Диагностика и лечение синдрома PANDAS

  8. Рекомендации по ведению пациентов с деменцией

  9. Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством

  10. DISCOVERY-NEURO: депрессия и ее соматические проявления в неврологической практике

  11. Применение неэрготаминовых агонистов дофаминовых рецепторов в лечении болезни Паркинсона

  12. Эффективность и безопасность рисперидона при первом психотическом эпизоде

  13. Пурпурная болезнь Георга ІІІ

Зміст випуску 4 (59), 2014

  1. Лікування мистецтвом у реабілітаційній роботі з пацієнтами, які мають вади психічного здоров’я

  2. Как убеждать политиков в приоритетности сферы психического здоровья

  3. Нейропсихофармакологія психічних розладів у дитячому та підлітковому віці

  4. Новое в психиатрии

  5. Новое в эпилептологии

  6. Комбинированная терапия болезни Альцгеймера

  7. Эсциталопрам и улучшение когнитивных функций после инсульта

  8. Сравнительная оценка эффективности, безопасности и влияния на когнитивные нарушения амисульприда и оланзапина

  9. Роль патогенетической терапии болезни Альцгеймера в снижении нагрузки на лиц, ухаживающих за пациентами

  10. Руководство по ведению пациентов с биполярным аффективным расстройством

  11. Применение прамипексола у пациентов на ранней стадии болезни Паркинсона

  12. Купирующая терапия атипичными антипсихотиками больных с впервые возникшими психотическими состояниями

  13. Болезни Короля-Синей Бороды, Генриха XVIII Тюдора

Зміст випуску 3 (58), 2014

  1. Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона

  2. Новое в психиатрии

  3. Аспекты клинической фармакологии эсциталопрама при лечении депрессии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Эпилепсия у женщин

  6. Актуальні питання надання психіатричної допомоги хворим на деменцію

  7. Психопатологія депресії похилого віку: клініка, лікування

  8. Роль антипсихотических препаратов в лечении обсессивно-компульсивного расстройства: перспективы использования рисперидона

  9. Топирамат и его возможности в современной эпилептологии

  10. Оптимизации психофармакотерапии эндогенных депрессий с помощью препарата церебролизин

  11. Эффективность и безопасность препарата мезакар в лечении эпилепсии у детей раннего возраста

  12. Эффективность и переносимость прамипексола в лечении первичного синдрома беспокойных ног

  13. Генетический закат империи испанских Габсбургов

Зміст випуску 1 (56), 2014

  1. Джеймс Димер: «Самое важное, что мы можем сделать для родителей и их детей – выслушать, понять, поддержать, обнадежить и быть с ними»

  2. Сравнительный анализ эффективности и приемлемости 12 новых антидепрессантов

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Атипичные антипсихотики при шизофрении: эффективность, безопасность, стратегии лечения

  6. Современные принципы терапии биполярных расстройств

  7. Протиепілептичні препарати та інші засоби лікування епілепсій у дітей із розладами спектра аутизму

  8. Эффективное лечение деменции – от теории к практике

  9. Сонапакс®: новый взгляд на свойства препарата

  10. Аномалии развития ЦНС: фокальная корковая дисплазия с шизэнцефалией и билатеральным перисильвиарным синдромом

  11. Рекомендации по фармакологическому лечению болезни Паркинсона

  12. Розлади спектра аутизму у підлітків та дорослих

  13. Руководство по головокружениям и нарушениям пространственной ориентации

  14. Европейские монархи: болезни и судьбы Карл VI – Возлюбленный и Безумный король

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Зміст випуску 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Архів рекомендацій