Функциональная оценка, определение причин проблемного поведения и выбор методов коррекции
По материалам конференции Израильской ассоциации поведенческого анализа Израиль, Тель-Авив, 9-13 июня, 2014 г.)
Ю.М. Эрц-Нафтульева,
Израильская ассоциация сертифицированных аналитиков поведения,
Международная ассоциация поведенческого анализа
Израильская ассоциация поведенческого анализа (IABA) во главе с Э. Эльдаром – доктором философии и аналитиком поведения (BCBA-D) провела ежегодную международную конференцию, на которую были приглашены ведущие специалисты из Университета Западного Мичигана (США), а также участники проекта «Аутизм: коррекционная работа на основе поведенческого анализа – АВА» из России, Украины, Молдовы, Грузии и Казахстана.
Израильские коллеги организовали посещение участниками коррекционных и общеобразовательных учебных заведений, в которых широко применяется АВА-подход. Так, они посетили технологическую теплицу, которая представляет собой центр занятости и обучения для детей и подростков с особенностями развития, а также для обычных детей. В этой теплице особые дети занимаются выращиванием растений и рассадой. Кроме того, такой вид занятости является платформой для общения и совместной деятельности для особых и обычных детей.
Помимо прочего, участники конференции побывали в центре проживания с поддержкой «Бейт Экштейн», в котором обитают дети с аутизмом в возрасте от 7 до 21 года, не имеющие возможности проживать в семье. Этот центр является для них домом, и оттуда они ездят в коррекционную школу на занятия. В центре проводятся кружки и терапевтические занятия, а также обучение важным бытовым навыкам.
Все желающие также имели возможность посетить коррекционную школу «Харим», в которой учатся дети с тяжелыми формами речевых и интеллектуальных нарушений. Дети распределены в группы по 4-5 человек. В основном они обучаются бытовым и трудовым навыкам, например правилам поведения в кафе, навыкам общения друг с другом с применением системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS), сортировке и упаковке пластиковой посуды. Детям также предоставляется терапевтический сервис – проводится групповая арт-терапия и терапия посредством музыки. Кроме того, в школе обучают академическим навыкам, но лишь в небольшой степени. Для коррекции проблемного поведения у детей и организации учебного процесса применяется метод АВА.
В дополнение, участники мероприятия побывали в трех общеобразовательных школах «Эхуд Манор», «Рашиш» и «Неве Оз», находящихся в г. Петах-Тиква. В каждой используется метод АВА. На уроках учителя применяют поощрительные жетоны, часто хвалят детей за хорошее поведение в классе и сосредоточенность на учебном материале, а если возникает проблемное поведение, игнорируют его. Помимо этого, специалисты используют систему «Прямое обучение», подразделяя детей на малые группы и применяя такие методики, как «Активные реакции учеников» и «Ответы хором». В школах внимание акцентируется на общении и занятости учеников. В каждом классе назначается дежурный, его задача – предоставлять поощрения и похвалу другим детям, которые хорошо себя ведут и вместе играют на переменах, что приводит к повышению мотивации учеников общаться и играть друг с другом, а также к уменьшению проблемного поведения на уроках и перемене.
Кроме того, доктор Э. Эльдар организовал отдельную встречу с участниками русскоязычной делегации, на которой также присутствовали декан и доцент кафедры психологии колледжа в Тель-Авиве «Семинар ха-Киббуцим». Доктор выразил готовность сотрудничать и способствовать распространению АВА в русскоязычных странах, а также поделиться опытом внедрения данного метода и инклюзивных проектов разного формата (ресурсные классы, индивидуальная инклюзия с сопровождением и др.) в коррекционную и общеобразовательную систему.
Основной темой конференции был процесс проведения функциональной оценки, определения причин проблемного поведения и выбора методов коррекции.
Я. Шенк выступил с сообщением «Обусловление и идентификация условных усилителей. Сравнение методов парного обусловления и установление контроля стимулов». Докладчик рассказал о процедурах обусловления новых мотивационных стимулов, применяющихся для того, чтобы увеличить сферы интересов у детей с аутизмом и разнообразить набор поощрений, которые используются во время занятий. Цель будущего исследования, которое планируется провести в Университете Западного Мичигана, – сравнение эффективности двух процедур: парного обусловления стимулов и установления контроля над стимулами для обусловления новых видов поощрений.
В докладе «Применение экспериментальной процедуры функционального анализа в рамках практического тренинга в Самаре, Россия» консультанты по прикладному анализу поведения (ВСВА) Ю. Эрц-Нафтульева и Е. Жесткова рассказали о применении процедуры для определения функции поведения ауто-агрессии у ребенка с аутизмом (8 лет). В течение этой процедуры были изменены классические экспериментальные условия и подобраны специфические условия, тестирующие релевантные факторы. Помимо этого, в сообщении речь шла об этических дилеммах, связанных с применением данной процедуры.
Ш. Филд, магистр естественных наук и консультант BCBA, представил доклад на тему «Влияние наблюдения на точность сбора данных в процессе функционального анализа». Он рассказал о тренинге специалистов, которые учатся применять экспериментальную процедуру функционального анализа. Так, для обучения использовались методы видео-моделинга, что означает просмотр своих собственных действий или же других специалистов. Последующее исследование будет посвящено сравнению эффективности этих двух методик, а именно изучению того факта, что просмотр на видео своих действий и определение собственных ошибок является более эффективным инструментом, чем просмотр действий других специалистов.
Дж. Хирш, магистр естественных и гуманитарных наук, консультант BCBA, выступила с сообщением «Функциональный анализ плача ребенка вследствие колик», в котором представила направление исследования, где объектом функционального анализа являлись не традиционные виды поведения – агрессия и аутоагрессия, а такие комплексные виды поведения, как уклонение от социальных контактов, проблемы со сном, гиперактивность, пристрастие к азартным играм и др. Следующим направлением было обозначено определение причин колик (болей в животе) у младенцев. Данная проблема является довольно распространенной (наблюдается у младенцев – до 40%), постоянной (колики могут длиться более трех часов в день, наблюдаться в течение трех недель подряд и не менее трех месяцев), а также возможной причиной развития проблем со сном и питанием у детей с гиперактивностью, недоразвитием мелкой моторики, плохой успеваемостью в школе. Кроме того, это осложнение оказывает негативное влияние на семейный уклад и может стать одной из причин депрессивного состояния у матерей, развода и высоких расходов, связанных с лечением ребенка. Задачей исследования было определить возможные причины продолжительного плача и колик, среди которых попытка привлечь внимание, ограничение социальных контактов или доступа к желаемому, сенсорная чувствительность.
Я. Шенк и коллеги представили вниманию слушателей сообщение на тему «Программа тренинга родителей. Клинический случай». Речь шла о программе обучения родителей, которая применялась в Университете Западного Мичигана. Несмотря на то, что программа предоставлялась родителям бесплатно и содержала важные инструменты, которые родители могли применять при взаимодействии с ребенком, она не была успешной, и лишь малая часть родителей приняла участие в проекте. Помимо прочего, авторы представили аргументы, с помощью которых можно проанализировать низкую успешность программы, и рекомендации по организации подобных проектов в будущем.
М. Хиршман, BCBA-D, поделилась своим опытом в докладе «Этика и закон». Доктор обозначила разницу между этическими кодами и законодательством, связанными с практикой поведенческих аналитиков, и определила необходимость принятия закона об ограничении этой практики с помощью лицензии. В дополнение, она призвала специалистов АВА следовать этическим принципам и кодам на постоянной основе, избегая ситуаций, в которых действия поведенческого специалиста являются законными, но не этичными.
Доклад на тему «22 этических принципа, которые нужно усвоить в процессе применения функциональной оценки» представил консультант BCBA Э. Коэн. В своем выступлении автор использовал последовательность ивритского алфавита для того, чтобы выстроить в последовательном порядке этические принципы, лежащие в основе применения функциональной оценки и функционального анализа. С помощью алфавита и популярной детской песни о нем Э. Коэн постарался помочь участникам конференции запомнить эти принципы, а также правильно и этично применять функциональную оценку.
В своем сообщении «Есть ли возможность отказаться от проведения функционального анализа?» консультант ВСВА М. Бен-Цви определил важные критерии, которые помогают специалистам убедиться в наличии определенной функции проблемного поведения и избежать растрат ресурсов на проведение экспериментальной процедуры функционального анализа. С помощью этих критериев специалист АВА может быстрее перейти к разработке плана вмешательства и предотвратить возможный риск, связанный с закреплением проблемного поведения в процессе экспериментальной процедуры.
Э. Эльдар, ВСВА-D, в докладе «От функциональной оценки до функционального анализа. Демонстрация на примере физической активности» рассказал о применении функционального анализа в образовательной среде – в школе и описал последовательность его использования на уроке физкультуры. Экспериментальная процедура включала условия, в которых тестировались следующие переменные: высокие требования, отсроченные поощрения, время ожидания и неприятные сенсорные условия (шум). Данные переменные отражают факторы, наблюдающиеся в естественной среде, на уроках физкультуры, и помогают определить причины проблемного поведения, возникающего на занятиях.
С сообщением на тему «Мгновения научения: поддержание и гашение поведения» выступил BCBA-D Л. Петерсон. Автор обозначил, что возникновение проблемного поведения у ребенка – это возможность для учителя научить его адаптивным навыкам. Ввиду того, что проблемное поведение всегда несет в себе какую-либо функцию, задачей педагога является не столько работать над его коррекцией, сколько научить ребенка, как вести себя правильно в данной ситуации, и помочь избегать дезадаптивных форм поведения. Также доктор рассказал о том, что обучение адаптивным навыкам должно содержать не только словесные пояснения, а и практику. То есть учитель моделирует ситуацию, практикуется вместе с учеником, который затем практикуется самостоятельно, а учитель закрепляет это поведение с помощью специфической похвалы и обратной связи (фидбека).
С. Петерсон, доктор философии и BCBA-D, в докладе «Этические основы применения функционального анализа» изложила основные этические дилеммы, связанные с применением экспериментальной процедуры функционального анализа, а также ее альтернативные варианты, которые предназначены для уменьшения потенциального ущерба. Например, во время проведения процедуры можно использовать защитные приспособления, предотвращающие потенциальный физический ущерб, который может быть нанесен, если проблемное поведение усугубится. Помимо этого, возможно применение краткой экспериментальной процедуры или метода проб и, что особенно важно, компетентными специалистами.
Ш. Айвазо, ВСВА-D, в сообщении на тему «Функциональная оценка в условиях начальной школы в Израиле» представила данные о применении функционального анализа в образовательных учреждениях в Израиле, а также о том, насколько полученные результаты учитываются при разработке индивидуальной образовательной программы для учеников с нарушениями поведения. Автор считает, что для улучшения эффективности работы учителей при коррекции проблемного поведения детей требуется установление правил для проведения процедуры функционального анализа на государственном уровне.
В докладе доктора философии Д. Джонсона «Применение поведенческого организационного менеджмента и планирование обучения на основе оценки образовательной и рабочей среды» речь шла об особенностях обучения и профессиональной подготовки учителей. Когда ребенок демонстрирует низкую успеваемость в школе, окружающие винят в этом его или его учителя. Однако не следует торопиться с обвинениями. Необходимо выстраивать процесс профессиональной подготовки более эффективно, используя техники организационного менеджмента и обобщения, чтобы учителя научились самостоятельно находить эффективные решения и использовать креативный подход. Доктор Д. Джонсон определил, почему конвенциональные техники, такие как денежные вознаграждения или «Лучший работник месяца», не являются эффективными, почему работники не обучаются посредством чтения книг или наблюдения за другими, более опытными сотрудниками, а также какие элементы тренинга следует включать для того, чтобы обучение было более эффективным.
К. Уэлле, магистр гуманитарных наук и консультант BCBA, рассказала о лаборатории, находящейся в Университете Западного Мичигана, в которой студенты факультета прикладного анализа поведения учатся применять базисные принципы АВА на практике. После того, как студенты проходят курс «Фундаментальные принципы АВА», они получают возможность изучать воздействие этих принципов на поведение мышей с помощью оперантного обусловления. Мышь, которая находится в оперантной клетке, учится таким реакциям, как нажимать на рычаг, различать стимулы, выполнять цепочку действий, а иногда даже играть в футбол.
В докладе «Центр Водсаг – практикум в сфере раннего интенсивного поведенческого вмешательства» магистра гуманитарных наук и консультанта BCBA С. Лихтенберг речь шла о центре, в котором проходит практикум студентов, обучающихся на факультете прикладного анализа поведения. В первый год обучения они учатся применять АВА как тераписты, во второй – курировать процесс обучения, строить поведенческие программы и обучать других студентов. Автор показала видеоролики работы с детьми и рассказала, что все дети в центре подвергаются анализу вербального поведения и тестированию речевых навыков (VB-MAPP), и для каждого ребенка разработана своя программа. Кроме того, в занятия часто включаются обучение альтернативной коммуникации PECS, игровым и социальным навыкам, а также работа над развитием навыков понимания речи, визуального восприятия, имитации, самопомощи и гигиены.
Э. Алхадиф Абарджиль, ВСВА-D, поделилась своим опытом в сообщении «Применение экспериментальной процедуры функционального анализа в рамках школы и стратегий управления собственным поведением». Доктор привела пример использования процедуры функционального анализа в классе коррекционной школы. Ввиду того, что исследование было сосредоточено на поведении одной девочки, классические условия эксперимента оказались неподходящими, и поэтому пришлось разработать вариацию этой процедуры, в которой классный руководитель должен был применять ее в классе, в процессе ведения урока. В итоге данный эксперимент оказался эффективным, и было отмечено снижение нежелательного поведения (крики, шатание по классу, толкание одноклассников). На основании результатов процедуры, в которой основной задачей ребенка являлось получение внимания со стороны учителя во время выполнения самостоятельной работы в классе, была разработана программа коррекции поведения, включавшая стратегии управления собственным поведением.
В дополнение к представленным выступлениям, конференция также включала сессию стендовых докладов. Из русскоязычной делегации девять участников представили доклады на различные темы.