сховати меню

Хуана Безумная, королева Кастилии

 

 

pic-8643729686.jpgХуана I была правительницей объединенных испанских земель гораздо дольше, чем кто-либо из ее соотечественников, – 50 лет. Однако большую часть этого срока она провела в заключении как помешанная. Исследователи до сих пор не определились, считать Хуану жертвой психической болезни или политических интриг, которые вели в борьбе за корону ее отец Фердинанд Арагонский и супруг Филипп Красивый. Романтиками же принято считать опальную Хуану жертвой любви, а именно болезненной страсти к своему мужу, породившей все беды в ее жизни – и безумие, и отлучение от власти.

Хуана Кастильская родилась в семье королевской четы Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского в 1479 г. Годы правления родителей Хуаны были знаменательными во всех отношениях –

Испания впервые была объединена в единое королевство Кастилии и Леона, из территории Пиренейского полуострова изгнали мавров, Колумб под покровительством Изабеллы открыл Америку и у ног могущественного государства легли новые неизведанные земли.

С самых юных лет Хуана отличалась замкнутым, меланхоличным характером и довольно строгим и сдержанным нравом, несмотря на весьма прохладное отношение к католицизму, суровая приверженность к которому была всегда свойственна испанскому двору. Честолюбивые Изабелла и Фердинанд стремились быстрее устроить браки своих пятерых детей – вначале старшую дочь Изабеллу выдали замуж за португальского инфанта, чуть позже устроили двойной брак для сына Хуана и дочери Хуаны с наследниками рода Габсбургов – детьми правителя германских и австрийских земель Максимилиана I –

Маргаритой и Филиппом. Двум младшим дочерям – Марии и Екатерине суждено было продолжить род испанских и английских королей.

Хуана была третьим по счету ребенком в семье и не воспринималась как возможная наследница короны, поэтому получила довольно скромное образование и воспитание. Тем не менее, через год после ее замужества, в 1497 г., неожиданно умер ее брат, а в 1498 г. во время родов скончалась старшая сестра Изабелла. Наследников после них не осталось, и Хуана стала законной претенденткой на испанскую корону. Перед Хуаной и Филиппом, на тот момент уже полноправным правителем богатой Бургундии, открылась перспектива создания и управления огромной габсбургской империи, включающей помимо Австрии, Нидерландов и Бургундии большую часть Пиренеев и неизведанную Америку.

Хуане еще не исполнилось 17-ти, когда ее привезли во Фландрию знакомиться с Филиппом. Молодые люди сразу понравились друг другу, и первые годы их брака были счастливыми. Хуана родила Филиппу шестерых детей, все достигли зрелого возраста, что было редкостью для того времени. В отличие от своей супруги, Филипп не славился строгостью нравов и слыл далеко не моралистом – его характеризовали как хитрого и нечестного эгоиста и повесу.

pic-8684253152.jpgОн обладал весьма привлекательной внешностью, за что получил прозвище Филипп Красивый, и по воспоминаниям современников его «носило с одного банкета на другой, и от одной дамы к следующей». Хуана уже до первого повода сильно ревновала мужа, что порою полностью занимало ее мысли. По слухам, у Хуаны, не желавшей ни на минуту оставлять мужа в кругу придворных красавиц, вторые роды начались прямо на балу. В целом Хуана держалась отстраненно, и фламандские придворные относились к ней весьма прохладно. В 1499 г. один священник отметил, что она показалась ему «такой испуганной, что не могла держаться с достоинством».

В 1501 г. Хуана как будущая королева вместе с мужем была призвана родителями в Кастилию. Однако Филиппу не понравилось в Испании, и через год он спешно отбыл домой, оставив беременную жену с родней. Разлука с мужем была настолько непереносимой для нее, что она потеряла аппетит, стала мучиться бессонницей, целые дни проводила сидя в одной позе в подавленном состоянии. Когда королева Изабелла запретила ей плыть во Фландрию из-за опасных зимних штормов, она предприняла попытку бегства, намереваясь пробираться во Фландрию по территории Франции, где на тот момент шла война. Ее заставили вернуться, и она в обиде провела почти сутки, сидя у закрытых ворот замка под открытым небом. Она грубила родителям и продолжала рваться к мужу. Семья впервые задалась вопросом о психическом здоровье Хуаны.

Филипп тем временем почти перестал скрывать свои увлечения, слухи о которых дошли и до Хуаны. Когда та увидела, что предполагаемая любовница эрцгерцога прячет записку в свой корсет, она попыталась ее отобрать, но после того как это ей не удалось, набросилась на разлучницу с ножницами, в ярости отрезая ей волосы и поранив ее лицо. За это муж запер Хуану на несколько дней в комнате, после чего та объявила голодовку. С ней все чаще случались приступы гнева, она часто уединялась, запираясь в одиночестве, придворных дам при ней не осталось.

В 1504 г. после продолжительной болезни скончалась Изабелла Кастильская. Она успела составить завещание, согласно которому признавала своей преемницей Хуану. Однако Изабелла, по-видимому тоже сомневавшаяся в здоровье дочери, оставила приписку – «если Хуана не проявит желания либо способности править или вести дела», от ее имени должен управлять ее отец, Фердинанд Арагонский. После обнародования завещания и объявления новой королевы Филипп, к тому времени поручивший казначею Хуаны, Мартину де Мохака, каждый день регистрировать все ненормальные поступки жены, делал все возможное, чтобы доказать свое право действовать от ее имени. В попытке оправдать себя Хуана писала в письме 1505 г.: «В Испании объявлено, что я не в своем уме… Я знаю, что король, мой муж и господин, написал в Испанию, как-то жалуясь на меня, чтобы оправдаться самому. Но это дело касается только нас, родителей и детей… единственной причиной была ревность». Опасаясь, что Филипп изолирует ее как помешанную в городе Кохесес, Хуана отказалась въехать в город и провела ночь, распластавшись на спине мула. В конце концов Фердинанд и Филипп разделили власть между собой, объявив в июне 1506 г., что Хуана невменяема: «Если бы она пожелала принять участие, это привело бы к полному разрушению и уничтожению нашего королевства, ввиду болезней и страстей, которые не подобает описывать». Несмотря на всю ангажированность подобного решения, события приобрели неожиданный поворот: в сентябре 1506 г. в Бургосе от скоротечной лихорадки умер Филипп, после чего Хуана погрузилась уже в настоящее и неоспоримое безумие.

pic-4970412938.jpg

Королева, будучи беременной шестым ребенком, не отходила от тела супруга ни днем, ни ночью. В конце декабря она отправилась с процессией в Гранаду, чтобы похоронить Филиппа в королевской усыпальнице. Процессия передвигалась только по ночам, а дни Хуана проводила в монастырях. Причем в женских монастырях она не останавливалась, любым женщинам было запрещено приближаться к телу Филиппа – королева ревновала даже мертвого мужа. Несколько раз она отдавала приказ открыть гроб, что породило легенду о некрофилии Хуаны, так как она каждый раз с любовью припадала к телу покойного. Однако открывание гроба скорее было продиктовано параноидным страхом Хуаны, что тело мужа будет украдено фламандцами, которые и так уже забальзамировали и переправили во Фландрию его сердце. До пункта назначения процессия не добралась – в январе 1507 г. королева была вынуждена остановиться из-за того, что у нее начались роды. Похоронная поездка длилась 8 месяцев – с сентября 1506 по апрель 1507 гг.Фердинанду Арагонскому удалось силой либо обманом заставить дочь повиноваться его воле и поместить ее во дворец Тордесильяс, где отныне она содержалась как узница. Королеву охраняли и запрещали ей покидать пределы дворца. С ней находилось всего несколько людей – надзиратель маркиз Дениа и две компаньонки. Иногда ее посещали монахини из расположенного подле дворца монастыря Св. Клары. В первое время Хуане разрешали приходить на могилу мужа, тело которого обрело покой в стенах монастыря, но в конце жизни ей стали отказывать и в этом. Состояние Хуаны ухудшалось – по свидетельствам 1510 г., «…королева не ест, не спит и не одевается как надо, и становится все слабее и помешаннее… Так как она вела такую жизнь, и так как одежда на ней была такая жалкая и несоответствующая ее достоинству, казалось, мало надежды, что она проживет много дней». Но Хуана пережила многих испанских монархов.

pic-2600044375.jpgВ Тордесильясе у Хуаны практически не было посетителей, казалось, о ней все забыли. Лишь однажды, в 1513 г., за несколько лет до своей смерти, ее посетил отец. Дети воспитывались вдали от матери, с ней оставили лишь младшую, Екатерину, рожденную после смерти Филиппа. В 1516 г. старшие дети Хуаны – Элеонора и Карл, будущий император, приехав к матери, были поражены ее неухоженностью. Хуана не обращала внимание на свою внешность, пренебрегала гигиеной, ела она исключительно сыр и хлеб, которые оставляли у дверей ее комнаты, так как Хуана не разрешала, чтобы кто-то видел, как она ест. Карл сказал стражам: «Мне кажется, самой нужной и необходимой вещью будет, чтобы никто не мог увидеть Ее Величество. Потому что ничего хорошего из этого выйти не может». Она сохраняла практически полное безразличие ко всему, что сочеталась с враждебным отношением к религии. Однажды она ворвалась в часовню, которую посещала довольно редко, во время мессы, которую слушала инфанта Екатерина, с криками убрать алтарь и все остальное. Она утверждала, что ее окружали злые духи, рисовала привидение кота, который, якобы, пожирал душу ее матери, разрывал на куски тело ее отца и ждал часа, чтобы расправиться с ней. Карл настаивал, чтобы Екатерина покинула Тордесильяс, так как имел в своих планах выдать ее замуж за короля Португалии. Мать ее не хотела отпускать от себя и каждый раз устраивала истерику – она относилась к ребенку как к последнему, что осталось у нее от мужа, считая что Филипп говорил с ней посредством лепета младенца. Девочка воспитывалась практически в полной изоляции от внешнего мира и людей, и когда все-таки Екатерину забрали ко двору в преддверии подготовки к браку, все отмечали некоторую неадекватность ее поведения.

Что касается политических соперников Хуаны, народ не был доволен правлением ни Фердинанда, ни его внука Карла. Против последнего даже подняли восстание в 1521 г. Причем повстанцы попытались освободить Хуану и вернуть ее законные монаршеские права. Вначале Хуана якобы оказала поддержку бунтарям, но вскоре отказалась от своих слов и претензий, вернувшись к своему прежнему существованию в Тордесильясе, где и скончалась в 1555 г. в почтенном возрасте 75 лет.

Взгляд на жизнь Хуаны Безумной сквозь столетия позволяет выявить лишь степень выраженности симптомов ее болезненного состояния, судить же о диагнозе берутся лишь самонадеянные исследователи. Тем не менее, наиболее простой версией диагноза является эндогенное процессуальное психическое расстройство, вероятнее – шизофрения. В пользу этого свидетельствует и преморбид личности – замкнутость, сдержанность, отгороженность, и молодой возраст на момент выявления первых симптомов, дальнейшее развитие которых выявило как продуктивную симптоматику в виде бредовых идей ревности, отношения, так и негативную – апатию и дефект личности, которые прогрессировали с возрастом королевы.

Что же касается наследственности в королевском роду, история оставила свидетельства о еще одной безумной испанской королеве – Исабели Португальской, бабушке Хуаны и матери Изабеллы Кастильской. Первые признаки психического расстройства Исабель проявила после рождения первенца, дочери Изабеллы, – ее поведение описывали как подавленное, неуравновешенное и истеричное. Она отказывалась разговаривать с кем-либо, кроме короля. После смерти супруга, Хауна Кастильского, 25-летнюю Исабель изолировали от общества в замке Аревало – считалось, что королева была подвержена приступам меланхолии, последний из которых произошел с ней после очередных родов. Первое время дети были с ней, но после того как Исабель перестала узнавать людей и стала видеть привидения своих врагов, она отбывала свое заточение в одиночестве.

pic-8355257580.jpg 

Из детей Хуаны странности поведения в молодом возрасте наблюдались лишь у Екатерины. Прямой наследник королевы, ее старший сын Карл І, в конце жизни отказался от трона, проведя остаток дней в монастыре – есть свидетельства, что в эти годы Карл страдал от депрессии и алкоголизма. Брак Хуаны и Филиппа породил новую ветвь королевских династий – испанских Габсбургов (к семейству Габсбургов относился сам Филипп). История этого рода известна часто заключавшимися кровосмесительными браками, что привело к частым наследственным патологиям и угасанию династии заслуживает отдельного рассмотрения.


Что почитать:

А. Шувалов «Женская гениальность. История болезни»
Книга чешского врача-невролога, профессора медицины Ивана Лесны – это сборник документально-патографических очерков, посвященных историям болезни выдающихся исторических личностей от эпохи древнего Рима до Нового времени. В частности, автор дает свою оценку личности и деяниям французского короля Карла VI.
pic-3139770966.jpg
pic-8315529245.jpg
В. Грин «Безумные короли»
Историк Вивиан Грин посвятила целую книгу изучению влияния психической болезни на принятие судьбоносных решений в истории правителями различных эпох и стран, среди которых римские императоры, династии английских, французских, испанских и немецких королей, российских царей, а также диктаторов ХХ ст.

 


Что посмотреть:

Безумие любви (оригинальное название – Juana la Loca; Испания, 2001 г.; режиссер – Висент Аранда; в главной роли – Пилар Лопес де Айяла)
Кинематографическая история всепоглощающей супружеской любви королевы Хуаны, в которой режиссер акцентировал внимание именно на романтической составляющей, завоевала ряд наград на престижных испанских кинофестивалях – Гойя и Сан-Себастьян. Особенно критики отметили талантливую игру исполнительницы главной роли.
pic-5241707819.jpg

 


Что посетить:

pic-9962278078.jpg
 

Тордесильяс, Испания. Этот небольшой городок в центральной Испании имеет большое историческое значение для своей страны. Здесь в 1494 г. был заключен мирный договор между Испанией и Португалией, согласно которому оба государства определили свои сферы влияния в Южной Америке. Здесь же провела в заточении целых 46 лет Хуана Кастильская. Королевский замок, в котором жила Хуана, построили из непрочного материала и в конце XVIII в. он был разрушен. Из средневековых построек, сохранившихся в городе со времени обитания в нем королевы, представляет интерес монастырь Святой Клары XIII ст.

pic-7501620887.jpg

Гранада, Испания. Гранада была последним форпостом мавров, отвоеванным испанскими монархами Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским. Ими был отдан приказ о постройке Гранадского собора, как символа освобождения Испании. Супруги пожелали быть похороненными в этом городе и первой из построек собора была возведена усыпальница, называющаяся ныне Королевской капеллой. Кроме Изабеллы и Фердинанда, родителей Хуаны, здесь покоится и сама Безумная королева с мужем Филиппом. Скульптурное изображение четы на их гробнице символично: голова Хуаны повернута в сторону от мужа – таким образом автор хотел показать несчастливый конец их брака. Королевская капелла – одна из последних построек, выполненных в уникальном испанском позднеготическом стиле исабелино, названным так в честь королевы Изабеллы, который отличает присутствие мавританских элементов в орнаментах и декорациях. Это самая большая усыпальница Испании, она строилась 12 лет архитектором Энрике де Эгаса. Сегодня капелла – это в первую очередь музей, который, помимо уникального архитектурно-скульптурного ансамбля, привлекает посетителей коллекцией мастеров живописи Северного и Итальянского Возрождения – Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино.

pic-9825079520.jpg

Подготовила Ольга Устименко

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2014 Рік

Зміст випуску 2-1, 2014

Зміст випуску 9-10 (64), 2014

Зміст випуску 7 (62), 2014

Зміст випуску 6 (61), 2014

Зміст випуску 5 (60), 2014

Зміст випуску 4 (59), 2014

Зміст випуску 3 (58), 2014

Зміст випуску 1 (56), 2014