Проблема психического здоровья пожилых людей в Украине
Не покинь меня в старости,
не оставь меня обессилевшим…
Украина сегодня относится к демографически старым
государствам в мире. В настоящее время действует так называемый принцип трех пятерок: каждый пятый житель Украины – человек пожилого возраста, каждый пятый человек пожилого возраста – одинок, каждый пятый человек пожилого возраста, проживающий одиноко, утратил способность к самообслуживанию.
Наша страна занимает одиннадцатое место в мире по количеству населения в возрасте 65 лет и старше. По данным Государственного комитета статистики Украины, по общему коэффициенту природного сокращения населения Украина занимает одно из лидирующих мест в мире.
Число лиц пожилого возраста сегодня превысило количество детей, а к 2050 году прогнозируется, что лиц старше 60 лет будет в три раза больше, чем детей в возрасте до 15 лет.
Рост численности старшей группы населения неизбежно влечет за собой повышение частоты случаев
заболеваний, связанных с возрастом, таких как деменция. Учитывая то, что распространенность психических расстройств с возрастом увеличивается, растет потребность в психиатрической помощи пожилым людям. Происходящие в Украине перемены после образования независимого государства в 1991 г. негативно сказались на их психическом состоянии. Кроме
того, в процессе непрерывной трансформации социальных структур и экономических отношений все больше изменяется социальная роль представителей старшего поколения. Не остаются неизменными и представления об их ценности как у собственных потомков, так и в обществе в целом.
Потребности медицинского, социального и психологического характера, которые формируются с возрастом, определяют необходимость разработки и внедрения государственной системы комплексных мероприятий медико-социальной помощи пожилым людям на всех этапах структурной перестройки медицинской отрасли.
До настоящего времени в Украине отсутствует единая координированная система медицинской помощи и социальных услуг пожилым людям. Проблемы ее организации отличаются от таковых, существующих в других европейских государствах, не по своему характеру, а последовательностью организационных и
материально-финансовых возможностей решения поставленных задач. В новых экономических условиях, вследствие критической нехватки средств на здраво-
охранение и социальную защиту населения, вопрос формирования государственной системы гериатрической помощи особенно сложен. Пожилые люди являются той группой населения, которая наиболее нуждается в медико-социальных услугах и является наименее платежеспособной. С другой стороны, отсутствуют оперативная информационная поддержка и последовательность развития гериатрических служб.
Установлено, что среди людей старше 70 лет, живущих одиноко, не нуждаются в посторонней социально-бытовой помощи по состоянию здоровья 29% городских и 54% сельских жителей.
Максимальное приближение услуг к месту проживания, а также помощь в выполнении важных домашних дел со стороны социальных работников районных территориальных центров требуются 43,1% городских и 36,6% сельских жителей.
В общем количестве населения в возрасте старше 70 лет, нуждающихся в социальной помощи, только 68,6% обслуживаются специальными отделениями территориальных центров, за остальными ухаживают жены (мужья), родственники и др. Среди тех, кто находится под опекой государственных социальных служб, до 10% престарелых досматривают при условии наследования жилья.
Неудовлетворенность потребностей одиноких пожилых людей в социальной помощи со стороны государственных структур, по выборочным данным, составляет от 14,8 до 37,9% в зависимости от места проживания.
С возрастом увеличивается количество лиц, которые пользуются медицинской помощью исключительно дома. Основными причинами, формирующими потребность такой помощи, являются физические возможности, возраст и одиночество пациента. Сельские жители значительно хуже обеспечены медицинской помощью на дому, поэтому количество их посещений врачом в 3,4 раза ниже, чем городских.
По данным государственной отчетности, психические расстройства занимают седьмое место в ряду причин инвалидизации пожилых людей в Украине, 11% человек старше 60 лет нуждаются в квалифицированной психиатрической помощи, в возрасте старше 80 лет – 20%. Люди старше 65 лет составляют половину всех больных, получающих долгосрочное психиатрическое лечение, и примерно пятую часть пациентов, впервые поступивших в психиатрический стационар.
Распространенность хронических заболеваний, таких как деменция, растет, а ресурсы (как семейные, так и государственные), необходимые для того, чтобы справиться с наиболее тяжелыми проявлениями подобных расстройств, крайне ограничены.
В Украине легкие формы деменции не оказывают серьезного негативного воздействия на жизнь больного и его семьи. Когнитивный дефицит у пожилых людей воспринимается как типичная черта, присущая старости. Однако далеко зашедшее состояние, напротив, вызывает значительные проблемы из-за ограниченных возможностей выбора услуг, доступных родственникам страдающего деменцией. Нанять кого-либо для ухода за хроническим больным семье, как правило, не по средствам, а заведений типа домов престарелых и специализированных интернатов в стране недостаточно. Приведу пример, который ярко демонстрирует проблемы таких семей.
Госпожа М. в молодом возрасте осталась вдовой, всю жизнь посвятила воспитанию единственной дочери. Дочь получила высшее экономическое образование, вышла замуж, родила сына. Госпожа М. все время проживала с семьей дочери в двухкомнатной квартире и была незаменимым помощником дочери как в воспитании внука, так и в ведении домашнего хозяйства. Однажды, пойдя на рынок, госпожа М. с трудом нашла дорогу домой. Это насторожило дочь. Вечером у госпожи М. впервые в жизни изменилось психическое состояние: она была тревожной, беспокойной, видела посторонних людей у себя в комнате и просила дочь их выгнать. Утром дочь вызвала участкового терапевта, который порекомендовал пройти курс лечения у невролога.
В течение года госпожу М. наблюдал врач, ее состояние постепенно менялось. На первый план вышли беспомощность, ухудшение памяти, «детскость». Она уже не могла справляться с домашними делами, воспитывать внука. Когда появилась опасность того, что она открывала газ или воду и забывала их закрыть, дочери порекомендовали обратиться за консультацией к психиатру. Кроме того, внук стал отказываться оставаться с бабушкой дома, плакал, нервничал, говорил, что боится. Дочь с мужем с утра до вечера были на работе. Психиатр после консультации предложил стационарное лечение. Месяц госпожа М. провела в психиатрической клинике. После выписки, вернувшись домой, она была тихой, спокойной, но еще более беспомощной. Она с трудом ориентировалась в квартире, все время проводила у себя в комнате. Такое состояние длилось в течение 6 месяцев. Уходя на работу, дочь и зять оставляли госпожу М. дома одну до прихода сына из школы.
Вскоре состояние больной резко изменилось. Появились раздражительность, агрессивность, капризность. Дочь повторно обратилась к психиатру и госпожа М. вновь оказалась в психиатрической клинике. Через два месяца лечения присоединились расстройства желудочно-
кишечного тракта. Госпожа М. сильно похудела, резко снизился ее реабилитационный потенциал, она перестала самостоятельно передвигаться, нуждалась в постороннем уходе, иногда не узнавала родственников. Ей был поставлен диагноз «болезнь Альцгеймера» и рекомендован уход в домашних условиях, так как в активном психиатрическом лечении она не нуждалась. Госпожа М. вернулась домой и стала бременем для семьи. Оставить ее дома одну было нельзя. Дочь обратилась в социальную службу с просьбой выделить сиделку на время, пока она находится на работе, но получила отрицательный ответ.
Согласно действующему в Украине законодательству, социальные структуры берут на обеспечение только одиноких пожилых людей. Более того, психическое заболевание является «противопоказанием» для взятия под опеку социальными службами. Дочь обратилась в частные структуры за сиделкой – цена этой услуги превышала ее месячную зарплату в три раза. Дочь взяла очередной месячный отпуск, чтобы ухаживать за матерью, но отпуск заканчивался, а проблема не решалась. Госпожа М. не узнавала дочь, все время находилась в постели, была беспокойной, плохо спала по ночам. Дочь попыталась снова госпитализировать мать в психиатрическую клинику, но получила отказ и предложение консультировать мать при необходимости в домашних условиях.
От безысходности психическое состояние дочери также изменилось. У нее снизился фон настроения, она постоянно плакала, периодически становилась раздражительной и злобной по отношению к матери, а затем из-за этого переживала. Участились конфликты в семье с мужем, так как ему меньше доставалось внимания.
Все это происходило на глазах 9-летнего сына.
В конечном итоге дочь сменила работу и наняла сиделку.
В настоящее время государство концентрирует внимание на вопросах здоровья детей, женщин и мужчин детородного возраста, для пожилых людей не остается средств. Кроме того, все эти проблемы совпали с сокращением ассигнований на нужды здравоохранения. Сегодня старость в Украине для большинства – стигма, психическое расстройство в пожилом возрасте – стигма вдвойне. К примеру, в Донецкой области самый высокий удельный вес суицидов среди пожилых людей старше 70 лет.
Законодательство Украины обязывает детей ухаживать за престарелыми родителями. В Украине деменция не осознается общественностью как серьезная проблема здравоохранения, в семьях ее воспринимают так же, как и другие проявления возрастных изменений. Отсутствует специальность «геронтопсихиатрия». Пожилые люди с проблемами психического здоровья обращаются за помощью к врачам-психиатрам, не имеющим подготовки по гериатрии. Не существует
обучающих программ по геронтопсихиатрии, а проводимое обучение является клинически ориентированным: главное уловить симптомы и поставить правильный диагноз (основная помощь и заключается в постановке диагноза). Характерными для сегодняшней ситуации в Украине являются: ориентация на более тяжелые формы патологии (тяжелые деменции, острые и хронические психозы), на биологические методы лечения и стационарные формы помощи. При этом не существует мультидисциплинарных подходов и системы подготовки кадров в этой сфере, растет количество геронтопсихиатрических коек в психиатрических стационарах, не хватает обслуживающего персонала, отсутствует необходимый контакт с родственниками пациентов.
Пожилые люди с психическими проблемами не могут получать социальную помощь, так как психические расстройства, в соответствии с действующим законодательством, считаются противопоказанием для взятия на учет в социальные структуры по месту жительства. В 1998 г. в Киеве впервые в Украине создано отделение социальной помощи на дому пациентам с психическими расстройствами. В настоящее время под его патронажем находятся более 3 тыс. человек, им оказывают помощь 102 социальных работника. Большая часть подопечных – пожилые люди. К сожалению, это – единственное отделение в Украине.
Неформальные системы играют ведущую роль в оказании помощи пожилым людям в Украине, основную нагрузку по уходу за ними несут их дети. Однако усиливается значимость факторов, подрывающих способность семьи обеспечивать заботой престарелых родителей. Во-первых, снижение уровня рождаемости означает, что одному-двум детям придется нести бремя ухода за родителями. Во-вторых, постоянно увеличивающаяся численность работающих женщин ограничивает возможность семьи в предоставлении неформальной помощи престарелым с психическими расстройствами, поскольку чаще именно женщины берут на себя основную нагрузку по уходу за стариками. В-третьих, в сельских регионах миграция молодежи в город в поиске трудоустройства влечет за собой проблему увеличения количества стариков, за которыми некому ухаживать. Все это обусловливает возрастающую потребность в официальных системах помощи. Но в Украине они не отвечают необходимым требованиям как по охвату соответствующего контингента, так и по качеству обслуживания. Существует сеть государственных и гериатрических психоневрологических домов-интернатов, однако их количество далеко от потребности, а частные учреждения – единичны. Кроме того, довольно высоким является процент семей, члены которых не могут предоставить материальную и социальную поддержку нуждающимся в ней пожилым родственникам.
Развивается мощное волонтерское движение, однако опыта работы с пациентами, имеющими психические проблемы, нет. Интересен опыт Института геронтологии АМН Украины по отбору и подготовке верующих военнослужащих для обучения навыкам ухода за пожилыми людьми (как дома, так и в больничных условиях), но эта инициатива не нашла поддержки со стороны государственных структур.
Сегодня в Украине акцентируется внимание на соз-дании комплексного подхода к обслуживанию пожилых людей, что требует гораздо меньших материальных затрат и является более эффективным, чем организация специализированных геронтопсихиатрических служб. Комплексное обслуживание пожилых людей объединяет меры по удовлетворению их потребностей в охране как психического, так и соматического здоровья. Как известно, в данной возрастной категории часто наблюдается сочетание разных типов патологии, почти у каждого страдающего психическим расстройством имеется какое-либо хроническое соматическое заболевание. Пожилые люди склонны обращаться к врачу с жалобами на недомогание физического (а не психического) характера, очевидно, меры, направленные на лечение психических расстройств, будут эффективны, если войдут в качестве составной части в существующую систему общемедицинской помощи.
Выводы
1. В настоящее время в Украине наблюдается резкий рост абсолютной и относительной численности лиц пожилого возраста в составе населения, причем этот процесс продолжает неуклонно развиваться. Поскольку деменция связана с возрастом, очевидно, что вызываемые этим расстройством проблемы будут усугубляться по мере общего старения населения. Кроме того, пожилые люди уязвимы к воздействию экономических и социальных перемен, происходящих в Украине после образования независимого государства. Соответственно, отмечается тенденция к повышению среди пожилых людей частоты случаев психических расстройств, в частности депрессивных и тревожных.
2. В нашей стране основным источником поддержки для пожилых людей остается семья. Однако процесс ломки семейных укладов совпал с ростом численности престарелых людей. Снижение уровня рождаемости, миграция молодежи, активная жизнь женщин в общественно полезном труде – все это ограничивает возможности семьи по уходу за престарелыми.
3. Современное состояние оказания медико-
социальной помощи в Украине не соответствует реальным потребностям пожилых людей вообще и с психическими проблемами в частности. Все это имеет высокую социально-демографическую стоимость: увеличивается заболеваемость, смертность, снижается ожидаемая продолжительность жизни.
4. Критическая нехватка средств на здравоохранение вообще, акцент на здоровье детей, женщин и мужчин детородного возраста определяют государственную политику в медицинской отрасли в настоящее время.
5. В Украине нет специальности «геронтопсихиатрия», образовательный курс по психической патологии в пожилом возрасте мизерен, врачи-психиатры не изучают основ гериатрии. Пожилые люди с проблемами психического здоровья лишены возможности пользоваться услугами социальных структур.
6. Отсутствует официальная статистическая отчетность распространенности психических расстройств среди лиц старшей возрастной категории.
7. Наметились определенные направления по организации помощи пожилым людям с психическими расстройствами: разрабатываются программы по обучению семейных врачей психической патологии в пожилом возрасте, организованы геронтопсихиатрические кабинеты в лечебных учреждениях, для утверждения Министерством здравоохранения подготовлены проекты документов по реабилитации данной категории пациентов, активизировалась работа по информатизации населения о психической патологии в пожилом возрасте.
8. В настоящее время рассматривается вопрос о соз-дании патронажной психиатрической службы при социальных территориальных центрах для обслуживания одиноких пациентов с психическими расстройствами и пациентов, за которыми ухаживают пожилые люди.