Meta Pixel

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися
  1. Искусство выбора: ситуационная терапия болезни Паркинсона

  2. Использование инъекционной формы вальпроевой кислоты

  3. Меранська Декларація ВООЗ – заклик до розвитку і реформування

  4. Новая шкала оценки болезни Паркинсона – MDS-UPDRS

  5. Палиперидон пролонгированного действия в профилактике рецидивов у больных шизофренией Рандомизированное двойное слепое контролируемое плацебо клиническое исследование

  6. Перспективы лечения рассеянного склероза По итогам Всемирного конгресса по исследованию и лечению рассеянного склероза (Монреаль, Канада, 2008)

  7. Ставлення до психічно хворих в українському суспільстві: за даними опитування громадської думки

  8. Терапия депрессий через призму современных нейробиологических исследований

  9. Экстракт зверобоя WS®5570 (нейроплант) в восстановительном периоде депрессии легкой и умеренной тяжести

  10. Эффективность вальпроевой кислоты, ламотриджина и топирамата в лечении генерализованных и неклассифицируемых эпилептических припадков

Новая шкала оценки болезни Паркинсона – MDS-UPDRS

Вниманию читателя представляется новая версия известного измерительного инструмента при болезни Паркинсона (БП) – шкалы UPDRS (United Parkinson's Disease Rating Scale). Многолетняя практика подтвердила ее валидность, чувствительность к изменениям состояния больного особенно при фармакологических испытаниях. Поэтому она стала действенным инструментом в научных исследованиях, демонстрируя высокую стабильность в оценках и высокую сравнимость при оценках разными исследователями. Были разработаны четкие методологические правила для оценок отдельных пунктов, созданы тренинговые системы (видео) для унификации оценок и единые подходы для использования при экзамене и тестировании уровня соответствия рейтеров.

Однако проблема БП, одного из наиболее динамично развивающихся заболеваний в современной неврологии, предъявила новые требования к клинической оценке. Дело в том, что за последние годы существенно изменилось понимание БП, ее сути как патоморфологического и патофизиологического процесса и в то же время – как развивающегося клинического процесса, охватывающего не только двигательную сферу, но и вызывающего нарушения вегетативной регуляции, очевидные изменения в психоэмоциональном состоянии больных, их поведении и т. п. Безусловно, многое из перечисленного замечено еще классиками неврологии десятилетия и столетия назад, но только сейчас мы начинаем понимать влияние каждой из указанных сторон изменений на качество жизни больных и их окружение. Сегодня уже недостаточно оценивать выраженность тремора, ригидности или проявлений брадикинезии для представления о процессе в целом или стадий его развития. С другой стороны, появление широкого спектра препаратов для терапии БП, весьма специфически влияющих на нейрохимию мозга и рецепторные семьи, с различными топографическими точками приложения своего действия, предъявляют определенные требования к клиническому прогнозу эффективности как по отношению к целевым симптомам, так и в отношении процесса в целом, его динамики и перспектив.

Все это породило необходимость пересмотреть существующий инструментарий, и MDS (Movement Disorders Society) приняло решение о создании рабочей группы по пересмотру UPDRS и разработке новой версии (Mov Disord, 2003; 18: 738-750). Руководителем группы экспертов избран профессор Christopher G. Goetz (Чикаго). Над отдельными частями шкалы работали известные в мире специалисты: Werner Poewe, Bruno Dubois, Anette Schrag (Part I), Matthew B. Stern, Anthony E. Lang, Peter A. LeWitt (Part II), Stanley Fahn, Joseph Jankovic, C. Warren Olanow (Part III), Pablo Martinez-Martin, Andrew Lees, Oliver Rascol, Bob van Hilten (Part IV), Glenn T. Stebbins, Robert Halloway, David Nyenhius (Development standards), Cristina Sampaio, Richard Dodel, Jaime Kulisevsky (Appendices), Barbara Tilley, Sue Leurgans, Jean Teresi (Statistical testing) и Nency LaPelle (Consultant).

В приложении к данной статье приводится драфт-версия шкалы MDS-UPDRS с инструктивным материалом, любезно предоставленная авторам настоящей публикации руководителем группы экспертов C.G. Goetz. Публичное представление новой шкалы прошло в рамках очередного конгресса MDS в Чикаго в июне 2008 г. Собственно, с этого момента разрешено ее открытое использование специалистами, непосредственно работающими в области паркинсонологии, в научных и практических целях (в основном, для апробации). Однако необходимо подчеркнуть, что процесс валидации шкалы еще продолжается, результаты будут опубликованы в ближайшем будущем. Несмотря на это, применение шкалы в повседневной деятельности возможно, в пользу чего, на наш взгляд, можно привести несколько аргументов. Во-первых, в новой шкале реализован многоосевой подход: удачно сочетаются объективные (двигательный статус, дефицит) и субъективные оценки пациента или его окружения влияния БП на повседневную жизнь. Не всегда механическая сумма оценок отдельных симптомов коррелирует с влиянием совокупного расстройства на исполнительные функции пациента в повседневной жизни. С точки зрения врача, незначительные по выраженности симптомы (тремор, ригидность и брадикинезия) в сочетании с сопутствующей депрессией, когнитивным снижением и апатией могут оказывать существенное влияние на повседневную активность. Зато более выраженная двигательная симптоматика в отсутствии депрессии или апатии может достаточно компенсироваться пациентом и незначительно сокращать его активность, позволяя достигать всех или почти всех жизненных целей.

Во-вторых, отдельные суммарные оценки по частям шкалы отражают и отдельные стороны болезни. Это важно с точки зрения типологии паркинсонизма, если угодно – для определения его отдельных форм протекания. А это, в свою очередь, служит прогностическим целям.

В-третьих, в процессе наблюдения за больным, особенно во время его терапии, можно оценивать индивидуальные реакции на препараты не только двигательной составляющей болезни, но и динамику немоторных симптомов: вегетативных, психоэмоциональных, поведенческих и т. п. Последнее стало возможным и необходимым в настоящее время в связи с изменением представлений о болезни, о чем шла речь выше.

Мы кратко прокомментируем отдельные части шкалы MDS-UPDRS, используя для этого соответствующий инструктивный материал.

Первое, на что следует обратить внимание – разделение шкалы на две большие части:
• оценку влияния болезни на повседневную жизнь пациента;
• объективную оценку моторных проявлений БП.

В предыдущей шкале UPDRS это выглядело примерно также, однако авторы новой версии значительно расширили как круг вопросов, так и дали возможность на некоторые из них отвечать самому пациенту или ухаживающему за ним лицу. Есть большой смысл в том, чтобы ответы на часть вопросов были предоставлены самому больному без невольной суггестии со стороны врача. Совокупность ответов больного несет на себе отпечаток всей тонкой ауры коморбидных эмоциональных расстройств (включая депрессию, апатию, неравномерное когнитивное снижение и, возможно, преморбидные особенности личности), которые формируют отношение пациента к болезни. Сравнение динамики суммы баллов по двум подразделам этой части может дать представление об акцентах в развитии болезни, терапевтической реактивности отдельных немоторных проявлений и показать их перспективы, по крайней мере, иногда выглядит очевидным несовпадение точек зрения пациента и врача на успех терапии. Это позволит более прицельно проводить психологическую поддержку на этапах ведения больных БП.

Новыми пунктами являются вопросы относительно тревожности, апатии и проявлений синдрома дофаминовой дизрегуляции. В последнее время наличие этих расстройств в структуре БП стало очевидным, как очевидна и их связь с некоторыми видами терапии. Вопрос о генезе нарушений остается открытым, так же как и связь последних с синдромом беспокойных ног, частота которого в популяции больных БП значительно выше, чем в общей популяции.

В опроснике для пациента впервые акцентируется внимание на проблемах сна, самочувствия (утомляемость, дневная сонливость), мочеиспускания, стула (запоры) и особенно на субклинических проявлениях ортостатической гипотензии, которая может существовать как в структуре самой патологии, так и быть следствием длительной дофаминергической терапии. Более того, асимметричная выраженность нарушений по ряду из этих пунктов при начальных проявлениях паркинсонизма может быть индикатором диагностических сомнений, к примеру, имеет или не имеет место иная родственная патология (мультисистемная атрофия и др.).

В разделе моторных проявлений в повседневной жизни помимо известных ранее пунктов появились и новые. Уделено внимание хобби или активности, которая сопряжена с приятными для пациента эмоциями (нарушения в этой сфере являются важным показателем всеобщего влияния болезни на повседневную жизнь); вставанию с низких предметов мебели (кровать, кресло или сиденье машины), что относится к наиболее частой процедуре в течение дня. В пункте оценки ходьбы акцентируется внимание на баланс тела, что кажется очень важным, поскольку в ходьбе имеются два основных момента – достижение конкретной цели ходьбы и поддержание баланса. Если с первым компонентом многие больные справляются и вопрос о расстройстве ходьбы может быть интерпретирован именно с целедостигающих позиций, то нарушения баланса, если о них не спросить прямо, могут нивелироваться. А ведь именно нарушения поддержания позы, баланса и составляют суть прогрессирования расстройств при БП. Классификация стадий по Hoehn & Yahr в своей основе содержит именно оценку состояния баланса, нарушений постуральных рефлексов.

В новой версии шкалы также несколько видоизменена объективная моторная оценка; восстановлен баланс оценок функций руки и ноги (добавлен тест постукивания носком) – три теста на брадикинезию в руке и два – в ноге; разнесены по отдельным оценкам виды тремора (покоя, постуральный и кинетический), что соответствует полиморфности механизмов их генерации. Отдельно выделен момент постоянства тремора, и что очень важно, оценка проводится не в короткий промежуток времени, а за достаточно длительный период обследования, что приближает ее к реальности и некоторым образом снимает влияние самого факта обследования.

Следует также подчеркнуть, что существенным образом улучшились инструкции к каждому из пунктов шкалы – они стали проще, доступнее и понятнее. В то же время пояснения делают процедуры более стандартизованными, поэтому снижается вероятность разногласий между отдельными рейтерами.

В заключение следует отметить, что новая версия шкалы MDS-UPDRS – сугубо научный инструмент и предназначена для исследовательских целей. Работа с ней требует достаточных затрат времени (по нашему первоначальному опыту – около 40 минут при условии хорошего практического знакомства с прежней версией). Однако практикующему врачу будет весьма полезно внимательно «пройтись» по шкале для того, чтобы оценить весь спектр возможных нарушений при БП, последовательность в развитии отдельных симптомов (по тяжести и стадийности), а также направленность ухудшения повседневной жизни в связи с данной патологией. Это может заметно изменить взгляд на болезнь с учетом ее длительного течения и перспектив – раз обратившись к неврологу, больные БП остаются с ним на протяжении всей жизни. Нужно прогнозировать их состояние в развитии для того, чтобы адекватно реагировать на все новые вызовы болезни. Надеемся, что знакомство со шкалой будет полезным как для наших коллег, так и, в конечном итоге, для их пациентов.

При необходимости получить новую версию шкалы оценки болезни Паркинсона – MDS-UPDRS в электронном варианте пишите на e-mail: pm@health-ua.com

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2008 Рік

Зміст випуску 5 (10), 2008

  1. Искусство выбора: ситуационная терапия болезни Паркинсона

  2. Использование инъекционной формы вальпроевой кислоты

  3. Меранська Декларація ВООЗ – заклик до розвитку і реформування

  4. Новая шкала оценки болезни Паркинсона – MDS-UPDRS

  5. Палиперидон пролонгированного действия в профилактике рецидивов у больных шизофренией Рандомизированное двойное слепое контролируемое плацебо клиническое исследование

  6. Перспективы лечения рассеянного склероза По итогам Всемирного конгресса по исследованию и лечению рассеянного склероза (Монреаль, Канада, 2008)

  7. Ставлення до психічно хворих в українському суспільстві: за даними опитування громадської думки

  8. Терапия депрессий через призму современных нейробиологических исследований

  9. Экстракт зверобоя WS®5570 (нейроплант) в восстановительном периоде депрессии легкой и умеренной тяжести

  10. Эффективность вальпроевой кислоты, ламотриджина и топирамата в лечении генерализованных и неклассифицируемых эпилептических припадков

Зміст випуску 4 (9), 2008

  1. Осознание проблемы – шаг к ее решению

  2. Депрессивные расстройства в неврологической практике: возможности фитотерапевтической коррекции

  3. Нарушения сна у лиц с синдромом паркинсонизма

  4. Длительный прием СИОЗС при лечении депрессии: обзор долговременных клинических испытаний

  5. Тревожные расстройства: результаты клинических исследований

  6. Терапия депрессий через призму современных нейробиологических исследований

  7. Возможности глутаматергической фармакотерапии при деменциях

  8. Подготовка психиатров в Великобритании

  9. Инъекционный рисперидон длительного действия в лечении пациентов с недавним дебютом психоза

  10. Влияние церебролизина на когнитивные функции и количественную ЭЭГ при сосудистой деменции

  11. Эпидемиология и лечение генерализованных идиопатических эпилепсий

  12. Стандарты диагностики и лечения эпилепсии у взрослых

  13. Особенности работы с возрастным поколением

Зміст випуску 3 (8), 2008

  1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: изменить отношение

  2. От страха и неприязни к сочувствию

  3. Новые аспекты в эпилептологии

  4. Применение брендовых и генерических противоэпилептических препаратов

  5. Холинергическая фармакотерапия болезни Альцгеймера

  6. Лечение первичной инсомнии

  7. Фармакотерапия эпилепсии: традиционные средства и новые возможности

  8. Эффективность и переносимость антипсихотиков второго поколения при шизофрении у детей и подростков

  9. Практическое руководство по лечению обсессивно-компульсивного расстройства (2007)

  10. Палиперидон с длительным высвобождением: эффективность, безопасность и профиль переносимости нового атипичного антипсихотического препарата

  11. Как стать психиатром В США

  12. Феварин в комплексном лечении депрессивных состояний с тревожным радикалом в клинике алкоголизма

  13. Аспекты применения сермиона при психоорганическом синдроме и формировании деменции

  14. Абикса – новая стратегия лечения больных с сосудистой деменцией

  15. Лечение когнитивных нарушений при артериальной гипертонии у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС

  16. Епідеміологія неврологічних захворювань в Україні

  17. Возражения и конфликты – методы преодоления

Зміст випуску 2 (7), 2008

  1. Проблема психического здоровья пожилых людей в Украине

  2. Эпидемиология психического здоровья в Украине

  3. От клинических исследований к совершенствованию клинической практики

  4. ЛЕЧЕНИЕ ЭПИЛЕПСИИ: игра в рулетку или осознанный выбор стартового препарата?

  5. Сосудистая деменция: этиопатогенез, диагностика, лечение 

  6. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий

  7. Практическое руководство по лечению болезни Альцгеймера и других деменций (2007)

  8. Фармакологическое лечение гиперактивного расстройства с дефицитом внимания: на пути к успешному результату

  9. ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ: роль инъекций рисперидона длительного действия

  10. Клиническая эффективность буспирона и диазепама при генерализованном тревожном расстройстве

  11. Дифференцированная терапия соматизированных проявлений депрессии и тревоги у подростков c функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы

  12. АТИПИЧНЫЙ АНТИПСИХОТИК СОЛИАН: результаты исследования STAR

Зміст випуску 1 (6), 2008

  1. Программа психического здоровья в мире и украине

  2. Терапевтические возможности антидепрессантов двойного действия у больных с депрессивными расстройствами

  3. Патологічна азартність:клінічні та діагностичні підходи

  4. Лечение биполярного расстройства: ожидания и действительность

  5. Нейробиология депрессии: серотониновая система мозга

  6. Терапія депресивних розладів антидепресантами подвійної дії

  7. ИНВЕГА – продолжение успешной истории инноваций в лечении шизофрении

  8. Влияние на ключевые симптомы – новый терапевтический подходк лечению депрессии

  9. Современные аспекты клиники, патофизиологии, терапии психических расстройств и организации психической помощи

  10. Сучасні аспекти вроджених аномалій розвитку головного мозку

  11. Идиопатическая фокальная эпилепсия детства с центротемпоральными спайками

  12. Нейропротекция и нейропластичность – целостный подход и перспективы

  13. Обзор дополнений к практическому руководству по лечению пациентов с паническими расcтройствами

  14. Психіатрична служба Закарпатської області

Випуски поточного року

Зміст випуску 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Зміст випуску 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Розсилка

Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail

Підписатися

Архів рекомендацій