Розсилка
Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail
Підписатися-
От страха и неприязни к сочувствию
-
Применение брендовых и генерических противоэпилептических препаратов
-
Фармакотерапия эпилепсии: традиционные средства и новые возможности
-
Эффективность и переносимость антипсихотиков второго поколения при шизофрении у детей и подростков
-
Практическое руководство по лечению обсессивно-компульсивного расстройства (2007)
-
Феварин в комплексном лечении депрессивных состояний с тревожным радикалом в клинике алкоголизма
-
Аспекты применения сермиона при психоорганическом синдроме и формировании деменции
-
Абикса – новая стратегия лечения больных с сосудистой деменцией
-
Розділ:
От страха и неприязни к сочувствию
Поворотным пунктом в движении за гуманизацию психиатрии можно считать 1793 г., когда французский психиатр Филипп Пинель распорядился «о снятии цепей с обитателей дома умалишенных». Как позже прокомментирует это событие известный русский психиатр Н.Н. Баженов, «благодаря Пинелю сумасшедшие были подняты до достоинства больных». Началом формирования психиатрической помощи в современном ее понимании можно считать начало ХIX века, когда были заложены основы современной диагностики, клинического описания, классификации психических заболеваний. В 1839 г. английский психиатр Д. Конноли отменил применение смирительных рубашек (оставленных в арсенале психиатрии Пинелем) и провозгласил принцип «нестеснения» при больничном уходе. Эти реформы активно внедрялись и в психиатрическую практику дореволюционной России.
Ныне остались в далеком прошлом цепи и смирительные рубашки, в психиатрических больницах больше нет политических заключенных, психиатрическая помощь стала гуманнее и доступнее, однако множество вопросов по-прежнему остается без ответов.
По данным ВОЗ, психическими расстройствами страдают около 200 млн человек. В Украине ежегодно более 14 тыс. человек умирают в результате суицидов, не менее 1 млн 200 тыс. человек обращаются за диспансерной и консультативной психиатрической помощью. Показатель распространенности психических расстройств составляет 2 500 человек на 100 тыс. населения, в том числе 600 человек на 100 тыс. детского населения. В целом, на диспансерном учете в психиатрических учреждениях состоят более 1 млн жителей Украины, что составляет около 2% населения.
21 апреля этого года в Киеве состоялась пресс-конференция, посвященная современному состоянию психиатрической службы в Украине.
Основной темой стала давно наболевшая проблема необходимости реформирования системы психиатрической службы в Украине, поднимались вопросы сроков госпитализации и перехода к преимущественно амбулаторной психиатрической помощи; отсутствие служб социально-реабилитационного направления; состояние детской психиатрии; стигматизация психически больных
людей обществом. В обсуждении принимали участие политические деятели, представители общественных организаций, практикующие врачи, а также родственники пациентов.
«Сначала буквально несколько слов о том, почему мы здесь собрались. Реформа психиатрической службы давным-давно назрела. Речь об этом идет уже не один год. Однако результаты все еще неутешительные. Сегодня мы просим поддержки у прессы, так как только посредством СМИ мы можем заявить об этой проблеме во всеуслышание», – отметил исполнительный секретарь Ассоциации психиатров Украины, директор Украинско-американского бюро по защите прав человека
Семен Глузман.
Зачем нам «койко-день»?
Основополагающей проблемой украинской психиатрической службы является то, что она работает по старым стандартам. Мы думаем, что чем больше психиатрических коек, тем лучше, чем больше срок пребывания больного в стационаре, тем качественнее лечение, в то время как нигде в мире уже не используются такие показатели, как «койко-день». Уровень же психиатрической помощи определяется тем, насколько качественно и в какие сроки человек с тем или иным психическим расстройством может адаптироваться в обществе.
Сложившаяся ситуация имеет и экономическую сторону, так как содержание таких пациентов в стационаре, порой многие годы, – очень дорогостоящее. За рубежом еще в 50-е гг. реформировали систему психиатрических больниц. Во всех цивилизованных странах постепенно вышли на модель амбулаторной психиатрии. Конечно, это не означает, что не существует больниц для людей, страдающих тяжелыми формами психических заболеваний. Но время пребывания такого больного в стационаре редко превышает месяц, в то время как у нас не являются исключением случаи пожизненного содержания в больнице. Таким образом, изолируя больного от внешнего мира, мы не только не боремся с социальной дезадаптацией, формирующейся в силу болезни, но и усугубляем ее. Безусловно, нельзя недооценивать важность наличия специализированных учреждений для хронически больных, но это должны быть, прежде всего, социальные убежища, которые не только являются необходимыми для пациента, но и обходятся гораздо дешевле для бюджета страны.
Детская психиатрия – желаемое и действительное
Не секрет, что по европейским меркам количество психиатрических больниц в пересчете стационарных коек на душу населения в Украине непропорционально большое. Особенно остро этот вопрос звучит в контексте детской психиатрии. Уже сам факт пребывания в психиатрическом стационаре становится психологической травмой для ребенка, а длительное пребывание в изоляции, да еще в окружении других больных детей и подавно не способствует формированию навыков общения со сверстниками. Таким образом, прибегая к исключительно медикаментозному лечению, увеличивая срок пребывания в стационаре, игнорируя психотерапию и работу с социальными службами, мы лишаем их возможности элементарной социальной адаптации. Но даже при всем желании врача оказание должной помощи детям с отклонениями в психическом развитии практически вряд ли осуществимо.
В первую очередь потому, что на одного врача приходится порядка 20-25 пациентов, в то время как в Европе и Америке, на которых мы привыкли ссылаться, один доктор ведет 4-5 стационарных больных. Кроме того, в Украине не существует института социальных работников как такового. А для адаптации психически больных людей в социуме такие специалисты абсолютно необходимы.
Однако не обошлось и без хороших новостей.
Говоря об особой важности и актуальности вопроса оказания психиатрической помощи детям, экс-
министр здравоохранения Николай Полищук отметил, что подготовлен указ президента по обеспечению защиты прав и законных интересов детей. Этот документ призван обратить внимание властей на детей-
сирот, инвалидов, а также детей с психическими заболеваниями.
Учимся сочувствовать
Любой человек, хоть раз в жизни обращавшийся за помощью к психиатру, скорее всего, сталкивался с таким распространенным в нашем обществе явлением, как стигматизация (греч. stigma – клеймо).
Для большинства обывателей психиатрия прочно ассоциируется с понятием «шизофрения». В этом контексте шизофрения перестает быть конкретным заболеванием, а становится ярлыком для всей психиатрической службы. Между тем этот диагноз составляет всего 30% психической патологии, которая включает в себя также эпилепсию, депрессивные расстройства, олигофрению, органическую патологию, психические расстройства непсихотического уровня (неврозы, расстройства личности, различные ситуационные реакции), весь диапазон разнообразных аддикций (алкоголизм, наркомания, геймблинизм) – вот далеко не полный список патологий, с которыми люди приходят за помощью к психиатру. И даже пресловутая шизофрения в большинстве случаев уже не является тем страшным приговором, которым была еще несколько десятков лет назад. Со стремительным развитием психофармакологии появляется все больше возможностей для лечения этого заболевания, а адекватная социальная поддержка позволила бы не только существенно сократить сроки госпитализации, но и снизить уровень инвалидизации среди этой категории пациентов. По официальным данным, на сегодняшний день из 300 тыс. инвалидов по психическому заболеванию больные шизофренией составляют 7 тыс. Возвращаясь к вопросу стигматизации, необходимо отметить, что за последние годы отношение к психически больным людям все-таки изменилось. По данным социального опроса, приведенным начальником отдела реабилитации людей с проблемами психического здоровья и умственной отсталости Ириной Лубяницкой, на вопрос «Какие чувства Вы испытываете, встречая человека
с проблемами психического здоровья?», 78% респондентов ответили «Сочувствие». Не страх, тревогу или неприязнь, а именно сочувствие. Не говорит ли это о том, что даже наше нетерпимое во многом общество уже готово к тем реформам, к которым остаются глухи чиновники?
Сделано, делается, будет делаться
За время независимости Украины произошло два очень важных события: в 2000 г. был принят Закон Украины «О психиатрической помощи», в 2005 г. Украина присоединилась к Европейскому плану действий по охране психического здоровья, который задал направление реформ в нашей службе по оказанию психиатрической помощи. Особое внимание в этом документе уделяется обеспечению пре-
дупреждения и профилактики проблем психического здоровья, а также расширению возможностей
социальной интеграции и функционирования лиц с психическими проблемами. Среди наиболее приоритетных задач – укрепление психического благополучия населения, борьба со стигматизацией и дискриминацией лиц с проблемами психического здоровья и членов их семей, разработка и внедрение комплексных интегрированных систем лечения и реабилитации.
В проблеме реабилитации тоже достигнут определенный прогресс. В 2007 г. был создан отдел реабилитации людей с проблемами психического здоровья и умственной отсталости. Специалисты, работающие в этом отделе, преимущественно пришли из психиатрической службы, о проблемах которой знают не понаслышке. Среди основных направлений работы этого отдела
изменение существующего законодательства и лоббирование социальных интересов людей с проблемами психического здоровья, а также проведение мониторинговых исследований отношения в обществе к людям, страдающим психическими заболеваниями. Специалистами отдела на данный момент разрабатываются критерии для центров профессиональной реабилитации инвалидов, призванные сделать доступным обучение новому виду деятельности, повышая, таким образом, возможности социальной интеграции людей с проблемами психического здоровья. «Прогресс в этой области нельзя назвать колоссальным, но мы проводим семинары, тренинги, и положение вещей все же постепенно меняется», – отметила Ирина Лубяницкая. Специалисты отдела, который она возглавляет, также входят в рабочую группу по разработке изменений в законе о психиатрической помощи в Украине, который, по их мнению, должен более широко охватывать аспекты социальной реабилитации больных.
Также на пресс-конференции говорилось о том, что на данный момент Министерством труда и социальной политики разрабатывается несколько нормативных документов, которые будут регламентировать оказание помощи людям с проблемами психического здоровья. Надо отметить, что на сегодняшний день уже существует определенная нормативно-правовая база, в которой оговаривается право таких людей на оказание помощи на дому, право на рабочие места, определенные льготы. Есть также Закон Украины «О социальных услугах», в котором нигде не сказано, что люди, страдающие психическим заболеванием, не имеют права получать те же социальные услуги, что и другие. Но, к сожалению, довольно часто мы сталкиваемся с тем, что существующие законы не выполняются, и это вновь возвращает нас к исходной точке проблемы.
Подготовила Мария Добрянская
Наш журнал
у соцмережах:
Думки експертів
Випуски за 2008 Рік
Зміст випуску 3-1, 2008
Зміст випуску 6 (11), 2008
-
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: от предрассудков к практической помощи
-
Рациональный подход к терапии шизофрении и шизоаффективных расстройств
-
Биполярная депрессия: проблемы диагностики и особенности терапии
-
Терапевтический потенциал церебролизина в превентивной терапии болезни Альцгеймера
-
Палиперидон и кветиапин у пациентов с недавним обострением шизофрении
Зміст випуску 5 (10), 2008
Зміст випуску 4 (9), 2008
-
Депрессивные расстройства в неврологической практике: возможности фитотерапевтической коррекции
-
Длительный прием СИОЗС при лечении депрессии: обзор долговременных клинических испытаний
-
Терапия депрессий через призму современных нейробиологических исследований
-
Инъекционный рисперидон длительного действия в лечении пациентов с недавним дебютом психоза
-
Влияние церебролизина на когнитивные функции и количественную ЭЭГ при сосудистой деменции
-
Эпидемиология и лечение генерализованных идиопатических эпилепсий
Зміст випуску 3 (8), 2008
-
Применение брендовых и генерических противоэпилептических препаратов
-
Фармакотерапия эпилепсии: традиционные средства и новые возможности
-
Эффективность и переносимость антипсихотиков второго поколения при шизофрении у детей и подростков
-
Практическое руководство по лечению обсессивно-компульсивного расстройства (2007)
-
Феварин в комплексном лечении депрессивных состояний с тревожным радикалом в клинике алкоголизма
-
Аспекты применения сермиона при психоорганическом синдроме и формировании деменции
-
Абикса – новая стратегия лечения больных с сосудистой деменцией
Зміст випуску 2 (7), 2008
-
От клинических исследований к совершенствованию клинической практики
-
ЛЕЧЕНИЕ ЭПИЛЕПСИИ: игра в рулетку или осознанный выбор стартового препарата?
-
Практическое руководство по лечению болезни Альцгеймера и других деменций (2007)
-
ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ: роль инъекций рисперидона длительного действия
-
Клиническая эффективность буспирона и диазепама при генерализованном тревожном расстройстве
Зміст випуску 1 (6), 2008
-
Лечение биполярного расстройства: ожидания и действительность
-
ИНВЕГА – продолжение успешной истории инноваций в лечении шизофрении
-
Влияние на ключевые симптомы – новый терапевтический подходк лечению депрессии
-
Идиопатическая фокальная эпилепсия детства с центротемпоральными спайками
-
Нейропротекция и нейропластичность – целостный подход и перспективы
-
Обзор дополнений к практическому руководству по лечению пациентов с паническими расcтройствами
Випуски поточного року
Зміст випуску 6 (161), 2025
-
Вплив соціальних мереж на психічне здоров’я дітей і підлітків
-
П’ять порад батькам, як знизити вплив соціальних мереж на дитину / підлітка
-
Минуле та сьогодення Української протиепілептичної ліги: тридцять років складного та успішного шляху
-
Діагностична цінність клінічного оцінювання когнітивних функцій
-
Вплив війни на психічне здоров’я молоді: роль резилієнсу та психологічних інтервенцій
-
Фармакотерапія пацієнтів із деменцією: первинна ланка медичної допомоги
-
Методичні рекомендації щодо профілактики професійного вигоряння медичних працівників
Зміст випуску 5 (160), 2025
-
Поліпшення психологічного стану населення в умовах довготривалої війни
-
Ефективність поетапної програми психологічних втручань для мігрантів
-
Альтернативний підхід до терапії тривожних розладів: важливість правильного титрування дози
-
Аналіз ефективності фармакотерапії депресії у жінок дітородного віку
-
Модель поетапного лікування пацієнтів із ноцицептивним болем
Зміст випуску 4 (159), 2025
-
Психіатрія способу життя: нові горизонти для психічного здоров’я
-
Поліпшення функціонування як ключова мета лікування пацієнтів із великим депресивним розладом
-
Розлади харчової поведінки: серйозність проблеми та сучасні підходи до її вирішення
-
Антидепресант із мультимодальною дією: можливості застосування міансерину в клінічній практиці
-
Сучасні підходи до діагностування та лікування пацієнтів із кататонією
-
Фармакологічне лікування пацієнтів із шизофренією та пов’язаними з нею психозами
Зміст випуску 3 (158), 2025
-
Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи
-
Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії
-
Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам
-
Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії
-
Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку
-
Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах
-
Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь
Зміст випуску 1, 2025
-
Когнітивні порушення судинного генезу: діагностування, профілактика та лікування
-
Лікування ажитації за деменції, спричиненої хворобою Альцгеймера
-
Постінсультні нейропсихіатричні ускладнення: типи, патогенез і терапевтичні втручання
-
Перспективи застосування препаратів на основі рослинних компонентів для лікування депресії
-
Застосування диклофенаку за неврологічних станів: перевірена ефективність і пошук нових підходів
-
Постінсультний емоціоналізм: патофізіологія, поширеність та лікування
Зміст випуску 2 (157), 2025
-
Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи
-
Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів
-
Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення
-
Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості
Зміст випуску 1 (156), 2025
-
Підтримка психічного здоров’я на первинній ланці надання медичної допомоги
-
Лікування депресії в літніх пацієнтів: вплив на патофізіологію розладу, ефективність та безпека
-
Нестероїдні протизапальні препарати: багаторічний досвід та особливості застосування
-
Фармакотерапія великого депресивного розладу: пошук антидепресантів з оптимальною ефективністю
Розсилка
Будьте в курсі останніх оновлень – підпишіться на розсилку матеріалів на Ваш e-mail
Підписатися