Meta Pixel

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться
  1. Украина не стоит в стороне от цивилизационного выбора

  2. Маттис Муйджен: «Необходимым условием достижения успеха является политическая воля к проведению реформ»

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Проблемы оказания помощи больным c первым психотическим эпизодом

  6. Прамипексол: результаты клинических исследований

  7. Фармакотерапия шизофрении

  8. Практические рекомендации по диагностике и лечению постинфарктной депрессии

  9. Фармакотерапия невропатической боли

  10. ГРДУ: від розуміння нейробіології до усвідомлення соціального значення проблеми Чому Петрик П'яточкін став проблемою № 1 дитячої психіатрії?

  11. Семейная психотерапия при алкоголизме

  12. Кветиапин (сероквель) и биопсихосоциальный подход при шизофрении

  13. Безопасность, переносимость и реакция на лечение палиперидоном ER у пациентов с шизофренией в стадии обострения

Прамипексол: результаты клинических исследований

В последнее время научный интерес ряда исследователей привлекает возможность применения агониста дофаминовых рецепторов прамипексола не только при болезни Паркинсона (БП), но и некоторых психических расстройствах (эмоциональных расстройствах), синдроме «беспокойных ног» (СБН) и ассоциированных с ним состояниях.

Синдром «беспокойных ног»

Целью 3-недельного двойного слепого контролируемого плацебо исследования 107 пациентов (с изучением в параллельных группах) явилась оценка эффективности и безопасности прамипексола при лечении лиц с СНБ (Jama L., Hirvonen K., Partinen M., Alakuijala A., Hublin C., Tamminen I., Koester J., Reess J. Sleep Med, 2009). В работе использовали клиническую (по оценочной шкале синдрома «беспокойных ног», IRLS) и полисомнографическую оценку состояния больных, в терапии которых применяли дозы прамипексола, равные 0,125; 0,25; 0,50 и 0,75 мг/сутки. Показатели частоты периодических движений конечностями уменьшались на 26,55-52,70 (в зависимости от дозы прамипексола) в сравнении с группами плацебо, где уменьшение происходило в среднем на 3, уменьшилось время до засыпания, увеличилась общая продолжительность сна, увеличилось соотношение продолжительности 2-й фазы сна к продолжительности REM-фазы сна. По данным исследования, эффект всех используемых для лечения СБН доз прамипексола значительно превосходил эффект плацебо при хорошем профиле переносимости и безопасности.

Результаты другого исследования эффективности терапии прамипексолом в целях уменьшения болевого синдрома в конечностях у лиц с СБН были представлены на ежегодном съезде Объединенных научных обществ по изучению сна (APSS) в Балтиморе, США. Так, боль в конечностях, ассоциированная с СБН, выявляют более чем у 60% лиц, страдающих СБН, и около 2% отмечают отрицательное влияние стойкого болевого синдрома на качество жизни в целом. Анализ данных многонационального рандомизированного двойного слепого контролируемого плацебо исследования показал, что использование агониста дофаминовых рецепторов прамипексола снижает умеренно и значительно выраженный болевой синдром в конечностях у лиц с СБН. При этом снижение интенсивности болевого синдрома выявлялось в течение пяти первых дней терапии, отмечалось на протяжении всего периода наблюдения (12 недель) и значительно превышало действие плацебо. По мнению экспертов, до настоящего времени столь длительный позитивный эффект не был достигнут при использовании других доступных препаратов. Кроме того, использование прамипексола может в значительной степени облегчить борьбу с комплексом нарушений, ассоциированных с СБН (в частности, диссомнии, дневная утомляемость, колебания настроения).

Эмоциональные расстройства и мотивация при БП

Нарушение настроения и мотивации наблюдаются более чем у 35 и 51% лиц с БП соответственно. Предварительные исследования указывали на возможность позитивного влияния прамипексола при наличии данных расстройств.

Целью метааналитического исследования (Leentjens A.F., Koester J., Fruh B., Shephard D.T., Barone P., Houben J.J. Clin Ther, 2009) явилась оценка эффективности терапии прамипексолом у пациентов с БП, выявляющих нарушения настроения и мотивационные расстройства. Данные для метаанализа включали все рандомизированные двойные слепые контролируемые плацебо исследования, касающиеся эффективности терапии прамипексолом, использовавшие шкалу UPDRS (Unified Parkinson's Disease Rating Scale) для оценки результативности лечения. В исследование были включены только пациенты с исходными значениями больше нуля (в диапазоне 0-4) относительно пунктов 3 (настроение) и 4 (мотивация). Для данных признаков были выполнены отдельные исследования. Для выявления тенденции к улучшению/ухудшению состояния рассчитаны следующие показатели: отношение рисков (OR), 95%-ный доверительный интервал, также использовали тест Кохрана – Мантеля – Хенцеля.

Анализу подвергли четырнадцать рандомизированных двойных слепых контролируемых плацебо исследований эффективности прамипексола у лиц с БП, акцентировавших внимание, в основном, на динамику моторных симптомов. При анализе объединенных данных относительно 480 пациентов с БП, принимавших прамипексол (из которых 59,8% составляли мужчины), и средним возрастом 63,3 года показатели настроения улучшились у 64,7% пациентов в сравнении с 43,4% получавших плацебо
(OR = 2,41; р < 0,001). Исследование аналогичной категории пациентов (n = 570, 64,9% мужчин, средний возраст – 64,1 года) выявило улучшение состояния, объективизированное шкалой UPDRS, у 63,2% пациентов в сравнении с 45% получавшими плацебо (OR = 2,06; р < 0,001). В целом, результаты метааналитического исследования эффективности применения прамипексола выявили позитивное влияние предложенной терапии на настроение и мотивационные показатели у пациентов с БП, не выявлявших большого депрессивного расстройства. Перспективой дальнейших исследований является изучение эффективности прамипексола у лиц с депрессивным и апатическим синдромами.

Несмотря на использование широкого диапазона антидепрессантов, определенная часть пациентов является резистентной к современным лечебным стратегиям. Это обусловливает необходимость разработки новых терапевтических подходов для лечения больных с резистентной биполярной депрессией. Результаты других предварительных исследований позволили предположить, что прамипексол может оказывать антидепрессивный эффект у больных с уни- и биполярными депрессивными расстройствами. Кроме того, данный препарат вероятно обладает нейротрофическими свойствами, оптимальная суточная доза предположительно находилась в пределах 0,125-9,0 мг/сутки. В двойном слепом контролируемом плацебо исследовании, посвященном лечению биполярной депрессии, средняя суточная доза прамипексола составляла 1,7 мг, как сообщают Akdeniz F., Aldemir E., Vahip S. (Turk Psikiyatri Derg, 2009). Авторы описывают два случая лечения прамипексолом устойчивого биполярного расстройства. Частота наблюдения маниакальных эпизодов в период проведения терапии прамипексолом не зависела от выраженности психических расстройств. Несмотря на использование различных терапевтических тактик и хорошую приверженность к терапии, у пациентов наблюдались повторные депрессивные эпизоды. Под влиянием низких доз прамипексола (0,5-0,75 мг/сутки) у пациентов отмечено уменьшение тяжести и продолжительности депрессивных эпизодов при отсутствии значимых побочных эффектов.

Начальная терапия БП

Заслуживает внимание сравнительное изучение отдаленных результатов терапии прамипексола гидрохлоридом и леводопой и ее влияние на моторные функции у лиц с БП (Arch Neurol, 2009). Исследование, в котором принял участие 301 пациент с БП, включало учет показателей шкалы повседневной активности Шваба и Ингланда (как меру первичного результата), шкалы качества жизни, шкалы гериатрической депрессии, шкалы сонливости Эпворта, а также наличие и степень выраженности моторных нарушений по шкале UPDRS и регистрацию побочных эффектов. При прогрессировании моторных нарушений допускали коррекцию терапии (увеличение дозы леводопы или дополнение другим антипаркинсоническим препаратом).

После 6-летнего наблюдения показатели шкалы повседневной активности Шваба в группах прамипексола и леводопы практически не отличались. Дофаминергические моторные нарушения (моторные флуктуации, дискинезии) были более выражены в группе леводопы (68,4%), чем прамипексола (50%) (р = 0,002), однако дискинезии (в целом) не были характерны для обеих групп. Показатели сонливости по шкале Эпворта были выше в группе прамипексола. Изменение показателей шкалы UPDRS в обеих группах разнились незначительно. В целом, показатели нарушения активности в обеих группах не разнились спустя 6 лет после рандомизации. Полученные результаты могут объясняться тем, что при БП, как известно, нарушается дофаминергическая трансмиссия, следовательно, препараты леводопы должны оказывать более значительный эффект на моторные нарушения. Однако со временем чувствительность к леводопе снижается, что сопровождается ухудшением моторных функций (в частности, выявляются дискинезии). Вопрос о предпочтении агонистов дофамина либо содержащих L-допу препаратов для инициации терапии БП в настоящее время остается дискутабельным. Учитывая более выраженное влияние прамипексола на дофаминергические моторные нарушения, а также отсутствие сонливости и периферических отеков при применении леводопы, лечебная тактика БП требует строгой индивидуализации, считают авторы исследования.

Подготовила Евгения Соловьева

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2009 Год

Содержание выпуска 7 (18), 2009

  1. Сергей Маляров: «Психическая болезнь – это болезнь не только головного мозга, а и всего организма в целом»

  2. Соматическая помощь лицам с тяжелыми психическими расстройствами: общественное здоровье и этический приоритет

  3. Новое в психиатрии

  4. Взаимодействие специалистов – перспектива в диагностике и терапии психических расстройств

  5. Дискуссионные вопросы бокового амиотрофического склероза

  6. Применение танакана в терапии когнитивных нарушений у постинсультных больных

  7. Новое в эпилептологии

  8. Руководящие принципы использования антидепрессантов второй генерации для лечения депрессивных расстройств

  9. Значение алекситимии при психических расстройствах у кардиологических пациентов

  10. Когда терапия эпилепсии неэффективна

  11. Мигрень и эпилепсия: дифференциальная диагностика, коморбидность и сочетанная терапия

  12. Об эффективности сочетанного применения антиоксидантной и клеточной терапии в реабилитации постинсультных больных с синдромом «motor-neglect»

  13. Современные подходы к консервативной коррекции позы и ходьбы у больных ДЦП со спастической диплегией

Содержание выпуска 6 (17), 2009

  1. Семен Глузман: «Смысл нашей работы заключается в том, чтобы помочь человеку жить полноценной жизнью…»

  2. Психологические тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

  3. Дискуссионные вопросы терапии бокового амиотрофического склероза

  4. Фармакотерапия хронического болевого синдрома неракового происхождения

  5. Болезнь Паркинсона: достижения фармакотерапии

  6. Первая линия терапии ювенильной миоклонической эпилепсии у девочек: вальпроаты или новые агенты?

  7. Обзор дополнений к практическому руководству по лечению острого и посттравматического стрессовых расстройств (2009)

  8. Метаболический синдром у лиц, страдающих шизофренией

  9. Аутизм у дошкольников: откровенный разговор

  10. Миотоническая дистрофия

  11. Вертеброгенные головокружения: причины, диагностика, профилактика и лечение

  12. Коморбидность и биполярность: биполярное расстройство через призму доказательной медицины

Содержание выпуска 5 (16), 2009

  1. Украинское лицо судебной психиатрии

  2. Новое в эпилептологии

  3. Нейробіологічне походження та психологічні моделі аутизму

  4. Практические и концептуальные подходы к лечению эпилепсии у детей

  5. Каким образом выявляют пациентов с паркинсонизмом?

  6. Немає суспільного благополуччя без здоров'я психічного Про охорону психічного здоров'я в Республіці Польща

  7. Детский аутизм и рецептивные расстройства речи

  8. Обсервационное исследование наступления симптоматической ремиссии у больных шизофренией в ходе амбулаторного лечения кветиапином

  9. О взаимозаменяемости препаратов вальпроевой кислоты в терапии эпилепсии

  10. Эффективность препарата рексетин у больных с генерализованным тревожным расстройством

  11. Оптимізація терапії вегетативних розладів

  12. Протокол надання медичної допомоги хворим з діабетичною нейропатією

Содержание выпуска 3 (14), 2009

  1. Дайниус Пурас: «Новое поколение не будет надеяться на чудо или ждать пока государство решит его проблемы, оно будет способно самостоятельно контролировать свою жизнь»

  2. Премия имени М. Танцюры – «За достойное поведение в недостойной ситуации»

  3. Более высокие потребности при ограниченном доступе Медико-санитарная помощь людям с психическими расстройствами

  4. Новое в эпилептологии

  5. Применение антипсихотиков для лечения поведенческих и психологических симптомов при деменции

  6. Оптимістичний погляд на проблему шизофренії

  7. Диагностическая оценка и лечение невралгии тройничного нерва

  8. Фармакотерапия фибромиалгии

  9. Особенности течения у детей острого рассеянного энцефаломиелита

  10. Терапевтичні можливості рисперидону в комплексному лікуванні дітей із розладами зі спектру аутизму

  11. Сравнительный анализ улучшения моторных функций при использовании комбинированных препаратов у пациентов с болезнью Паркинсона

  12. Вопрос - ответ

  13. Практическое руководство по лечению пациентов с паническим расстройством (Часть 1.)

  14. Практическое руководство по лечению пациентов с паническим расстройством (Часть 2.)

Содержание выпуска 2 (13), 2009

  1. Украина не стоит в стороне от цивилизационного выбора

  2. Маттис Муйджен: «Необходимым условием достижения успеха является политическая воля к проведению реформ»

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Проблемы оказания помощи больным c первым психотическим эпизодом

  6. Прамипексол: результаты клинических исследований

  7. Фармакотерапия шизофрении

  8. Практические рекомендации по диагностике и лечению постинфарктной депрессии

  9. Фармакотерапия невропатической боли

  10. ГРДУ: від розуміння нейробіології до усвідомлення соціального значення проблеми Чому Петрик П'яточкін став проблемою № 1 дитячої психіатрії?

  11. Семейная психотерапия при алкоголизме

  12. Кветиапин (сероквель) и биопсихосоциальный подход при шизофрении

  13. Безопасность, переносимость и реакция на лечение палиперидоном ER у пациентов с шизофренией в стадии обострения

Содержание выпуска 1 (12), 2009

  1. Майбутнє України – охорона психічного здоров'я дітей

  2. Социальная психиатрия как возможность изменения системы предоставления психиатрических услуг

  3. Существует ли возможность замедлить прогрессирование болезни Паркинсона?

  4. Современные возможности фармакотерапии деменции

  5. Сосудистые когнитивные расстройства – современные возможности лечения

  6. Лечение шизофрении: сократить разрыв между теорией и практикой

  7. Эффективность и безопасность антидепрессантов при лечении биполярной депрессии

  8. Рациональный подход к терапии шизофрении и шизоаффективных расстройств

  9. Новое в эпилептологии

  10. Топирамат: обзор применения в лечении эпилепсии

  11. Демиелинизирующие заболевания ЦНС

  12. Современные взгляды на диагностику и лечение миастении

  13. Некоторые особенности дифференциальной диагностики и лечения биполярного аффективного расстройства в педиатрической практике

  14. Корекція порушеньцеребральної гемодинаміки та когнітивних порушень у хворих з легкою черепно-мозковою травмою

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Содержание выпуска 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Архив рекомендаций