Маттис Муйджен: «Необходимым условием достижения успеха является политическая воля к проведению реформ»
– Объясните, почему Европейское региональное бюро ВОЗ начало внедрять программу, направленную на охрану психического здоровья, так широко, включая и страны, уже проведшие успешные реформы в области психиатрии? И почему охрана психического здоровья является приоритетом для стран Европейского региона ВОЗ?
– Психическое здоровье – одна из основных проблем как в странах Европы, так и во всем мире, поскольку за последствия психических заболеваний и неадекватное их лечение платит семья и общество в целом. По статистике, в развитых странах до 40% всех случаев инвалидности возникают по причине психических расстройств. В частности, депрессия как наиболее распространенное психическое расстройство является основной причиной выдачи больничных листов, а также инвалидности. Несмотря на это, около 50% людей с глубокой депрессией не получают лечения вообще, а 50% «прошедших курс терапии» получают неадекватное лечение. Терапия более серьезных психических расстройств, таких как шизофрения, в большинстве стран (особенно с низкими доходами населения) ассоциируется с психиатрической больницей, недостаточно финансируемой, в которой не хватает квалифицированного персонала и пациентов которой недостаточно обеспечивают питанием и медикаментами. Социальные последствия такой системы охраны психического здоровья очень серьезные. Помимо душевных страданий пользователей психиатрической помощи, риска суицида, потери качества жизни пациентов и членов их семей, общество вынуждено выплачивать пособие на содержание инвалидов. В свою очередь, люди воспринимают психическое расстройство как страшную необходимость быть помещенным в психиатрическую больницу, боятся стать изгоями общества, отвергнутыми, поэтому всячески избегают психиатров, что является стигмой по отношению к психиатрической службе. Сложившаяся ситуация стала основной причиной для проведения Министерской конференции в Хельсинки в 2005 г., на которой была принята Декларация и План действий. Правительства стран Европы очень серьезно отнеслись к проблемам людей, утративших психическое здоровье, они не могли оставить без внимания значительную часть своих граждан. Ни одна из стран Европы не отвергла необходимости проведения реформ, направленных на социальную реинтеграцию этих людей. Поэтому все страны принимают участие в проведении реформ, хотя стадии внедрения положений Хельсинской декларации и уровни инвестирования очень разнятся по всей Европе.
– Пожалуйста, приведите примеры успешного и неудачного проведения реформ в странах Европейского региона.
– Реформы проводятся везде, но разные страны находятся на разных этапах внедрения национальных планов действия. По данным опроса установлено, что большинство государств начали внедрять новую политику сразу после проведения Министерской конференции в 2005 г. Конечно же, это не обязательное требование по условиям декларации, но известно, что она стала причиной кардинальных изменений в нескольких странах, таких как Киргизстан, Узбекистан, Украина, Испания и Португалия. Разница между успехом и неудачей зависит от изменения практики управления и вложенных средств. В нескольких странах основные группы, которые могли бы проводить изменения (психиатры), ощущали себя невостребованными и поэтому не хотели брать на себя ответственность. Стратегии бездейственно лежали на столах. В других государствах недостаточное финансирование и нехватка персонала не позволяли осуществить значимые перемены. К счастью, в большинстве стран была возможность осуществить прогресс, самые яркие примеры таких перемен наблюдались в Италии, Нидерландах, Британии и Скандинавских странах. Есть яркие примеры изменений в Албании, Боснии, Киргизстане и Азербайджане. И сегодня почти все эти страны могут поделиться с другими своим практическим опытом. Проблемы, которые возникают при проведении реформ, могут быть решены при поддержке местных руководителей, а также руководителей национальных служб охраны психического здоровья.
Необходимым условием достижения успеха является политическая воля к проведению реформ.
– Расскажите, пожалуйста, о проведенных изменениях и достигнутых результатах в экономически развитых странах.
– Развитые страны обеспечили достаточные инвестиции в модернизацию национальных систем охраны психического здоровья по трем аспектам организации психиатрической помощи на общинном уровне. Во-первых, правительства закрыли большинство традиционных психиатрических больниц, заменив их небольшими общежитиями, предназначенными для проживания людей с тяжелыми психическими расстройствами, параллельно с которыми работают дневные центры для проведения различных терапевтических мероприятий. Во-вторых, налажена работа общинных служб, например мультидисциплинарных бригад, деятельность которых сфокусирована на проведении терапии на дому, лечении на ранних стадиях развития заболевания, кризисном обслуживании и поддерживающей терапии. В-третьих, поскольку для оказания подобных услуг необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов, многие страны увеличили численность персонала, особенно количество социальных работников и специалистов по трудотерапии, и обеспечили возможность обучения сотрудников навыкам работы в новых условиях. Столь глубокие реформы занимают много времени, для их успешного завершения необходимо около 10 лет и значительные материальные ресурсы.
ВОЗ всегда выражала заинтересованность во взаимодействии лиц, оказывающих психиатрическую помощь, с пациентами, что достигается при помощи привлечения больных и их семей к процессу лечения. Результат такого взаимодействия намного повышает эффективность психиатрической помощи. Как показывает опыт, совместная работа, общение пациентов и психиатров положительно влияет на эффективность лечения.
Также ВОЗ уделяет особое внимание вопросам социальной психиатрии. В некоторых странах развиты программы предупреждения возникновения депрессии в группах повышенного риска, таких как безработные или подвергнувшиеся домашнему насилию, злоупотребляющие алкоголем. И финансовый кризис, затрагивающий в настоящие время многие страны, ставит большие вызовы перед системой охраны психического здоровья.
– Как обстоит ситуация в странах СНГ? Несколько слов об успешных программах и об их лидерах.
– Существенный прогресс наблюдается в нескольких странах СНГ. Общий фактор успеха, на удивление, заключался не в деньгах, а в грамотном руководстве. Во всех, без исключения, странах, успешно внедряющих принципы Хельсинской декларации и реализующих программы их имплементации, можно выделить руководителей, ответственных за проведение реформ. Наилучшие результаты достигаются, когда у руководителей есть хорошая взаимосвязь и поддержка со стороны министерства, особенно при внедрении национальных программ. Люди, которыми я восторгаюсь, – это в основном местные лидеры, которые подбадривают персонал и общественность и могут провести поразительные изменения при ограниченных ресурсах. Они играют важную роль и наглядно показывают, что может быть сделано. Многие из этих людей психиатры, иногда семьи пациентов, и лучше всего они работают, взаимодействуя с неправительственными организациями. В странах, где не произошли существенные изменения, во-первых, никто не хочет брать на себя необходимую ответственность, а во-вторых, существует нехватка инициативы или стратегии. В одной из стран после смещения опытного психиатра неожиданно произошли существенные перемены, их инициаторами стало молодое поколение, полное энтузиазма и идей, которому не позволяли проявить себя на протяжении последних лет.
– Как бы вы оценили ситуацию по охране психического здоровья в странах СНГ? Расскажите об изменениях, произошедших в различных странах. Как ВОЗ могло бы посодействовать продвижению реформ в этих странах? Скажите несколько слов о будущих перспективах и вовлечении региональных правительств.
– Все эти страны столкнулись с массой проблем в области охраны психического здоровья. Некоторые проблемы общие, такие как наличие большого количества психиатрических больниц, недостаточный уровень финансирования, профессиональных сотрудников, нехватка психологов и социальных работников. Различие проблем заключается в разных уровнях инвестирования и количестве специалистов. Могут возникнуть и языковые проблемы. К примеру, русский язык как общий язык для стран СНГ не всегда оказывается полезен. Многие психиатры и медсестры переехали из Киргизстана и Таджикистана в Российскую Федерацию, где зарплата выше, условия работы намного лучше и не существует проблем преодоления языкового барьера. Страны в других частях Европы, граничащие с более богатыми соседями, также столкнулись с проблемой эмиграции наиболее подготовленных специалистов.
Ситуация еще больше усложняется нежеланием работать в психиатрии, обусловленным низкой оплатой труда и невысоким престижем этой профессии. Профессия психиатра станет заманчивой, если будут предложены более высокие заработные платы. Необходимо пересмотреть роль других профессий, обучать членов семей и подготавливать волонтеров, как возможный вариант помощи. В проведении реформирования необходимо проявлять воображение и творческий подход.
Тем не менее, изменения наблюдаются везде, медленно, но необратимо. Однако любая реформа должна принимать во внимание местные особенности – людей, культуру, финансовое положение и возможности. Хельсинская декларация – не эталон стратегии, которой должно следовать каждое государство – член ВОЗ. Было бы нереалистично подавать ненужные надежды, поскольку в результате ничего бы не получилось. ВОЗ хочет работать с местными руководителями и развивать услуги, направленные на местные нужды. Очень результативным может быть обмен зарубежным опытом, успехами и ошибками. Результативная практика по всему миру может оказать положительное воздействие, но вряд ли все очень быстро и легко осуществится. Очень важна адаптация. И только если люди хотят заменить устоявшуюся модель на ту, которая подходит их ожиданиям и идеям, можно достичь индивидуальности и самобытности. Именно это предлагает ВОЗ – поделиться имеющимся опытом, приспособленным к местным реалиям. Так, уже проведена встреча лидеров из стран СНГ, на которой была принята Меранская декларация, ориентированная на потребности этих стран. В Украине эта декларация одобрена Министерством здравоохранения. Мы надеемся, что общая цель новых независимых государств – забота о психическом здоровье людей – будет поддерживаться их правительствами. Было бы наивно полагать, что дело обстоит только в том или ином уровне финансирования, скорее, речь идет о правильном использовании существующих ресурсов. Также необходимо применение важных стратегий, поддержка местного руководства и министерств. Как уже упоминалось ранее, руководство – основной ключ к успеху. Очень важный аспект – как мы поощряем и поддерживаем лидеров в осуществлении и реализации стратегий. Если лидерам будет оказана поддержка, то другие пойдут за ними. Если ВОЗ сможет посодействовать в формировании национальных лидеров, конечно, проводя работу с правительством и применяя собственные программы, думаю, есть реальный шанс все изменить к лучшему.
Подготовила Мария Солонченко