Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться
  1. Майбутнє України – охорона психічного здоров'я дітей

  2. Социальная психиатрия как возможность изменения системы предоставления психиатрических услуг

  3. Существует ли возможность замедлить прогрессирование болезни Паркинсона?

  4. Современные возможности фармакотерапии деменции

  5. Сосудистые когнитивные расстройства – современные возможности лечения

  6. Лечение шизофрении: сократить разрыв между теорией и практикой

  7. Эффективность и безопасность антидепрессантов при лечении биполярной депрессии

  8. Рациональный подход к терапии шизофрении и шизоаффективных расстройств

  9. Новое в эпилептологии

  10. Топирамат: обзор применения в лечении эпилепсии

  11. Демиелинизирующие заболевания ЦНС

  12. Современные взгляды на диагностику и лечение миастении

  13. Некоторые особенности дифференциальной диагностики и лечения биполярного аффективного расстройства в педиатрической практике

  14. Корекція порушеньцеребральної гемодинаміки та когнітивних порушень у хворих з легкою черепно-мозковою травмою

Топирамат: обзор применения в лечении эпилепсии

Топамакс® (топирамат) – структурно новый противоэпилептический препарат (ПЭП) широкого спектра действия с доказанной эффективностью в качестве монотерапии и комбинированной терапии для лечения эпилепсии у взрослых и детей как с генерализованными, так и парциальными типами приступов. Нежелательные явления применения топамакса, связанные, в частности, с воздействием на центральную нервную систему, можно нивелировать с помощью медленной титрации в эффективных и хорошо переносимых дозах. Топамакс эффективный при использовании с другими ПЭП, что связано с низким риском лекарственного взаимодействия и хорошей переносимостью. Поэтому топирамат является препаратом выбора как для монотерапии, так и для комбинированной терапии при лечении эпилепсии у взрослых и педиатрических пациентов.

Фармакокинетика и фармакодинамика

Биодоступность – около 80% [9]. Фармакокинетика линейная (пропорциональна дозе). Стабильное состояние обычно достигается в течение 4-8 дней [50]. Топирамат не подвергается экстенсивному метаболизму, при этом 70-80% дозы выводится с мочой в неизменном виде [50, 51]. Связь с белками плазмы крови – 13-17% [50].

Низкий потенциал клинически значимых взаимодействий с другими препаратами. При совместном приеме с ферментиндуцирующими ПЭП (карбамазепином или фенитоином) метаболизм топамакса возрастает до 50-70%, что требует увеличения дозы последнего [52, 53].

Фармакодинамика представлена в таблице 1.

Эффективность топамакса в монотерапии эпилепсии: результаты исследований

Эффективность монотерапии топамаксом доказана в ряде рандомизированных контролируемых двойных слепых сравнительных и несравнительных исследованиях (табл. 2) как при парциальных, так и генерализованных типах приступов у детей и взрослых. Результаты рандомизированных двойных слепых несравнительных исследований эффективности монотерапии топамакса у лиц с впервые выявленной эпилепсией продемонстрировали, что после 6-7 месяцев до 83% пациентов не имели припадков, а после 12-13 месяцев припадков не было у около 76% пациентов [27, 28]. Анализы по подгруппам взрослых [40] и детей [39] дали результаты, аналогичные таковым для всей популяции пациентов этих исследований [27, 28]. Монотерапия топамаксом была эффективна как для лечения парциальных, так и генерализованных типов припадков. Доля пациентов с парциальными припадками, принимавших топирамат в течение 6 [27] или 7 [28] месяцев, которые достигли 100% снижения припадков, составила до 82% [27, 28]; после 12 месяцев – 71% [27]. Соответственно доля пациентов с генерализованными припадками, у которых после 6 [27] или 7 [28] месяцев лечения топираматом отсутствовали приступы, составила до 85% [27, 28]; после 12 месяцев – около 81% [27].

Результаты рандомизированного двойного слепого сравнительного исследования монотерапии топамаксом пациентов с впервые диагностированной эпилепсией [29] продемонстрировали, что препарат не уступает по эффективности стандартным антиконвульсантам (вальпроевой кислоте и карбамазепину) как в первичном (время до выхода), так и во вторичном измерении эффективности (время до первого припадка и доля пациентов без судорог в течение последних 6 месяцев лечения). Кроме того, использование топамакса в дозе 100 мг/сут связано с наименьшим показателем выхода из исследования пациентов вследствие развития побочных реакций в сравнении с карбамазепином и вальпроатом.

Исследования по титрации доз

В рандомизированном двойном слепом исследовании (табл. 3) изучали влияние скорости титрации дозы топамакса на его эффективность. Изучали влияние двух схем титрации с одинаковой конечной планируемой дозой топирамата (400 мг/сут) [35]: среднее снижение частоты припадков в сравнении со значением в начале исследования и доли пациентов со снижением частоты припадков і 50 и 100% для групп с замедленной схемой титрации (начальная доза 50 мг/сут, титрованная по 50 мг/сут с недельными интервалами на протяжении 8 недель) и более быстрого титрования (начальная доза 100 мг/сут, титрованная по 100-200 мг/сут с недельными интервалами на протяжении 3 недель) различались в конце 12-недельной двойной слепой фазы незначительно. В разные временные точки в течение исследования межгрупповые различия также были незначительны, что указывает на то, что замедленная скорость титрации не влияла на эффективность топамакса [35].

Длительные несравнительные исследования

Топирамат обеспечивал длительный контроль припадков у взрослых и педиатрических пациентов с эпилепсий в длительных несравнительных исследованиях, некоторые [36-38] из них были продлением контролируемых плацебо исследований [32-34].

Снижение частоты припадков у пациентов, принимавших топамакс, по всем видам судорог составило до 71%. В исследованиях с разными типами приступов [36-38] снижение частоты припадков составило 68% у пациентов с первичными генерализованными тонико-клоническими судорогами [36], 64% – у пациентов с парциальной эпилепсией [37], 56% – у пациентов с дроп-атаками и 44% – для всех пациентов с судорогами, связанными с синдромом Леннокса – Гасто.

Фармакоэкономика

Влияние топирамата на качество жизни в клинических исследованиях обычно оценивается с использованием анкеты EuroQol EQ-5D, которая представляет собой общую анкету, используемую самостоятельно, при помощи которой измеряют состояние здоровья по 5 направлениям (подвижность, самообслуживание, повседневная деятельность, боль и дискомфорт, а также чувство тревоги и депрессия) [41]. EQ-5D баллы можно использовать для определения значения пользы, основываясь на социальных предпочтениях,
относящихся к состоянию здоровья; значения пользы используют для оценки количества лет жизни с учетом ее качества, добавленных лечением [30, 31, 42].

В 2-летнем исследовании [31] соотношение стоимость/польза, которое включало прямые расходы на медицинское и социальное обслуживание в Великобритании, показано, что топирамат экономически более выгодный в сравнении со стандартным лечением вальпроевой кислотой взрослых с генерализованной или неклассифицированной эпилепсией в диапазоне пороговых значений стоимости на добавленный год жизни с учетом ее качества (QALY) и предпочтительнее ламотриджина (табл. 4).

Место топирамата в лечении эпилепсии

При подборе ПЭП выбор терапии должен основываться на индивидуальных особенностях пациента, при этом необходимо учитывать следующие критерии: эффективность в контроле приступов судорог; фармакокинетические свойства; взаимодействие лекарственных средств; профиль побочных явлений; ситуации, которые специфичны или уникальны для отдельного пациента; стоимость лечения (фармакоэкономика) [3, 43, 45, 46]. Эффективность более новых ПЭП обычно подобна более старым препаратам, однако они предлагают ряд преимуществ в виде лучшей переносимости, которая может улучшить качество жизни пациента, сократить потенциал взаимодействия лекарственных средств и упростить фармакотерапию у лиц с эпилепсией [1, 2, 46].

Топирамат – единственный новый ПЭП, который назначают в качестве препарата выбора для пациентов с впервые и недавно диагностированными или резистентными парциальными припадками либо первичными генерализованными в рекомендациях Великобритании [1, 2] и рекомендациях США [47, 48] (табл. 5).

Рекомендации по использованию топирамата в качестве монотерапии или дополнительной терапии у детей и взрослых с эпилепсией в руководствах основываются на его эффективности в ходе клинических исследований. Противосудорожное действие топирамата объясняется его широким механизмом действия. В ходе рандомизированных исследований монотерапия топамаксом эффективно контролировала как парциальные, так и генерализованные судороги у детей и взрослых, включая случаи недавно диагностированной эпилепсии.

Таким образом, топамакс является препаратом выбора как для монотерапии, так и для комбинированной терапии при лечении эпилепсии у взрослых и пациентов детского возраста, в том числе впервые и недавно диагностированной.

Литература

1. NICE. Technology appraisal 76: newer drugs for epilepsy in adults. London: National Institute of Clinical Ecellence. – March, 2004.
2. NICE. Technology appraisal 79: newer drugs for epilepsy in adults. London: National Institute of Clinical Ecellence. – April, 2004.
3. LaRoche S.M., Helmes S.L. // JAMA. – 2004. – Vol. 291 (5). – P. 615-620.
4. Langtry H.D., Gillis J.C., Davis R. // Drugs. – 1997. – Vol. 54 (5). – P. 752-773.
5. Ormrod D., McClellan K. // Pediatr Drugs. – 2001. – Vol. 3 (4). – P. 293-319.
6. Shank R.P., Gardocki J.F., Streeter A.J. et al. // Epilepsia. – 2000. – Vol. 41, Supl.1. – P. S3-9.
7. Guerrini R., Parmeggiani L. // Expert Opion Pharmacother. – 2006. – Vol. 7 (6). – P. 811-823.
8. Trojnar M.K., Malek R., Chroscinska M. et al. // Pol J pharmacol. – 2002. – Vol. 54 (6). – P. 557-566.
9. Swiader M.J., Luszczki J.J., Zwolan F. et al. // Pharmacol Rep. – 2005. – Vol. 57 (3). – P. 373-379.
10. Kim D.S., Kwak S.E., Kim J.E. et al. // Neurosci Res. – 2005. – Vol. 53 (4). – P. 413-420.

Полный список литературы, включающий 52 пункта, находится в редакции.

Drugs 2007; 67 (15): 2231-2256.

]Реферат подготовил В.И. Харитонов

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2009 Год

Содержание выпуска 7 (18), 2009

  1. Сергей Маляров: «Психическая болезнь – это болезнь не только головного мозга, а и всего организма в целом»

  2. Соматическая помощь лицам с тяжелыми психическими расстройствами: общественное здоровье и этический приоритет

  3. Новое в психиатрии

  4. Взаимодействие специалистов – перспектива в диагностике и терапии психических расстройств

  5. Дискуссионные вопросы бокового амиотрофического склероза

  6. Применение танакана в терапии когнитивных нарушений у постинсультных больных

  7. Новое в эпилептологии

  8. Руководящие принципы использования антидепрессантов второй генерации для лечения депрессивных расстройств

  9. Значение алекситимии при психических расстройствах у кардиологических пациентов

  10. Когда терапия эпилепсии неэффективна

  11. Мигрень и эпилепсия: дифференциальная диагностика, коморбидность и сочетанная терапия

  12. Об эффективности сочетанного применения антиоксидантной и клеточной терапии в реабилитации постинсультных больных с синдромом «motor-neglect»

  13. Современные подходы к консервативной коррекции позы и ходьбы у больных ДЦП со спастической диплегией

Содержание выпуска 6 (17), 2009

  1. Семен Глузман: «Смысл нашей работы заключается в том, чтобы помочь человеку жить полноценной жизнью…»

  2. Психологические тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра

  3. Дискуссионные вопросы терапии бокового амиотрофического склероза

  4. Фармакотерапия хронического болевого синдрома неракового происхождения

  5. Болезнь Паркинсона: достижения фармакотерапии

  6. Первая линия терапии ювенильной миоклонической эпилепсии у девочек: вальпроаты или новые агенты?

  7. Обзор дополнений к практическому руководству по лечению острого и посттравматического стрессовых расстройств (2009)

  8. Метаболический синдром у лиц, страдающих шизофренией

  9. Аутизм у дошкольников: откровенный разговор

  10. Миотоническая дистрофия

  11. Вертеброгенные головокружения: причины, диагностика, профилактика и лечение

  12. Коморбидность и биполярность: биполярное расстройство через призму доказательной медицины

Содержание выпуска 5 (16), 2009

  1. Украинское лицо судебной психиатрии

  2. Новое в эпилептологии

  3. Нейробіологічне походження та психологічні моделі аутизму

  4. Практические и концептуальные подходы к лечению эпилепсии у детей

  5. Каким образом выявляют пациентов с паркинсонизмом?

  6. Немає суспільного благополуччя без здоров'я психічного Про охорону психічного здоров'я в Республіці Польща

  7. Детский аутизм и рецептивные расстройства речи

  8. Обсервационное исследование наступления симптоматической ремиссии у больных шизофренией в ходе амбулаторного лечения кветиапином

  9. О взаимозаменяемости препаратов вальпроевой кислоты в терапии эпилепсии

  10. Эффективность препарата рексетин у больных с генерализованным тревожным расстройством

  11. Оптимізація терапії вегетативних розладів

  12. Протокол надання медичної допомоги хворим з діабетичною нейропатією

Содержание выпуска 3 (14), 2009

  1. Дайниус Пурас: «Новое поколение не будет надеяться на чудо или ждать пока государство решит его проблемы, оно будет способно самостоятельно контролировать свою жизнь»

  2. Премия имени М. Танцюры – «За достойное поведение в недостойной ситуации»

  3. Более высокие потребности при ограниченном доступе Медико-санитарная помощь людям с психическими расстройствами

  4. Новое в эпилептологии

  5. Применение антипсихотиков для лечения поведенческих и психологических симптомов при деменции

  6. Оптимістичний погляд на проблему шизофренії

  7. Диагностическая оценка и лечение невралгии тройничного нерва

  8. Фармакотерапия фибромиалгии

  9. Особенности течения у детей острого рассеянного энцефаломиелита

  10. Терапевтичні можливості рисперидону в комплексному лікуванні дітей із розладами зі спектру аутизму

  11. Сравнительный анализ улучшения моторных функций при использовании комбинированных препаратов у пациентов с болезнью Паркинсона

  12. Вопрос - ответ

  13. Практическое руководство по лечению пациентов с паническим расстройством (Часть 1.)

  14. Практическое руководство по лечению пациентов с паническим расстройством (Часть 2.)

Содержание выпуска 2 (13), 2009

  1. Украина не стоит в стороне от цивилизационного выбора

  2. Маттис Муйджен: «Необходимым условием достижения успеха является политическая воля к проведению реформ»

  3. Новое в психиатрии

  4. Новое в эпилептологии

  5. Проблемы оказания помощи больным c первым психотическим эпизодом

  6. Прамипексол: результаты клинических исследований

  7. Фармакотерапия шизофрении

  8. Практические рекомендации по диагностике и лечению постинфарктной депрессии

  9. Фармакотерапия невропатической боли

  10. ГРДУ: від розуміння нейробіології до усвідомлення соціального значення проблеми Чому Петрик П'яточкін став проблемою № 1 дитячої психіатрії?

  11. Семейная психотерапия при алкоголизме

  12. Кветиапин (сероквель) и биопсихосоциальный подход при шизофрении

  13. Безопасность, переносимость и реакция на лечение палиперидоном ER у пациентов с шизофренией в стадии обострения

Содержание выпуска 1 (12), 2009

  1. Майбутнє України – охорона психічного здоров'я дітей

  2. Социальная психиатрия как возможность изменения системы предоставления психиатрических услуг

  3. Существует ли возможность замедлить прогрессирование болезни Паркинсона?

  4. Современные возможности фармакотерапии деменции

  5. Сосудистые когнитивные расстройства – современные возможности лечения

  6. Лечение шизофрении: сократить разрыв между теорией и практикой

  7. Эффективность и безопасность антидепрессантов при лечении биполярной депрессии

  8. Рациональный подход к терапии шизофрении и шизоаффективных расстройств

  9. Новое в эпилептологии

  10. Топирамат: обзор применения в лечении эпилепсии

  11. Демиелинизирующие заболевания ЦНС

  12. Современные взгляды на диагностику и лечение миастении

  13. Некоторые особенности дифференциальной диагностики и лечения биполярного аффективного расстройства в педиатрической практике

  14. Корекція порушеньцеребральної гемодинаміки та когнітивних порушень у хворих з легкою черепно-мозковою травмою

Выпуски текущего года

Содержание выпуска 3 (158), 2025

  1. Всесвітній день поширення інформації про аутизм: спростовуємо поширені міфи

  2. Міфи і факти про аутизм

  3. Резистентна до лікування депресія: можливості аугментації терапії

  4. Фармакотерапія тривожних розладів і нейропротекція: альтернатива бензодіазепінам

  5. Лікування пацієнтів підліткового віку із шизофренією: ефективність і безпека антипсихотичної терапії

  6. Лікування депресії в пацієнтів з ішемічною хворобою серця або ризиком її розвитку

  7. Ефективність метакогнітивної терапії в лікуванні депресії, спричиненої емоційним вигоранням у медичного працівника під час війни в Україні

  8. Профілактична фармакотерапія епізодичного мігренозного головного болю в амбулаторних умовах

  9. Стратегії зниження дозування бензодіазепінів: коли ризики переважають користь

  10. Антон Брукнер: провінційний геній

Содержание выпуска 2 (157), 2025

  1. Алла Петрів: «Інвалідність — не тавро, а статус, який передбачає допомогу і захист особі зі стійкими порушеннями життєдіяльності»

  2. Деякі питання запровадження оцінювання повсякденного функціонування особи

  3. Нетиповий «атиповий» оланзапін

  4. Важливість співвідношення «доза-ефект» при застосуванні нестероїдних протизапальних препаратів

  5. Медикаментозний паркінсонізм: причини, наслідки та шляхи уникнення

  6. Можливості вдосконалення ведення пацієнтів із шизофренією

  7. Підвищений рівень тривожності в дітей і підлітків, які були свідками воєнного конфлікту: порівняльний аналіз, прогноз

  8. Фармакотерапія пацієнтів із шизофренією: важливість поліпшення рівня соціальної залученості

  9. Психічні та поведінкові розлади внаслідок вживання психоактивних речовин та стимуляторів, за винятком опіоїдів

  10. Амедео Модільяні: неприкаяний Моді

Рассылка

Будьте в курсе последних обновлений – подпишитесь на рассылку материалов на Ваш e-mail

Подписаться

Архив рекомендаций