сховати меню

Трансдиагностическая психиатрия: систематический обзор

сторінки: 28-36

P. Fusar-Poli1–3, M. Solmi1, 4, N. Brondino3, C. Davies1, C. Chae5, P. Politi3, S. Borgwardt6, S. M. Lawrie7, J. Parnas8, P. McGuire2, 9, 10. 1Early Psychosis: Interventions and Clinical-detection (EPIC) Lab, Department of Psychosis Studies, Institute of Psychiatry, Psychology & Neuroscience, King’s College London, London, UK; 2OASIS Service, South London and Maudsley NHS Foundation Trust, London, UK; 3Department of Brain and Behavioral Sciences, University of Pavia, Pavia, Italy; 4Neuroscience Department, Psychiatry Unit, University of Padua, Padua, Italy; 5Applied Cognitive Science Lab, Department of Information Science and Technology, Pennsylvania State University, University Park, PA, USA; 6Department of Psychiatry, University of Basel, Basel, Switzerland; 7Division of Psychiatry, University of Edinburgh, Edinburgh, UK; 8Center for Subjectivity Research, University of Copenhagen, Copenhagen, Denmark; 9Department of Psychosis Studies, Institute of Psychiatry, Psychology & Neuroscience, King’s College London, London, UK; 10National Institute for Health Research Maudsley Biomedical Research Centre, South London and Maudsley NHS Foundation Trust, London, UK.

Диагностика, являющаяся применением в меди­цине процесса классификации, повсеместного в нау­ке, стала краеугольным камнем ­современных клинических знаний и практики [1]. Диагностика в психи­атрии началась в Европе в конце XVII века, под влия­нием систем классификации видов животных и рас­тений, как еще одно направление естественных наук [2]. Психиатрическая нозология, традиционно представ­ляемая МКБ и DSM («золотой стандарт»), основана на категориальных диагнозах, которые переплетаются с ключевыми клиническими дихотомиями, характеризующими реальность клинической медицины (например, лечить или не лечить) [3, 4].

С самого начала психиатрическая нозология была под огнем. Это подтверждается несколькими фактами, в том числе двумя недавними выпусками этого журнала [3, 5]. Хотя современные категории диагностики продемонстрировали умеренную или почти идеальную надежность, их полезность остается сомнительной [6, 7].

Многообещающий подход появился под названием «трансдиагностический». Префикс «trans» происходит от латыни и может означать поперек/через (например, трансатлантический) или за его пределами (например, трансцендировать, выходить за пределы) [8]. Поэтому ожидается, что трансдиагностический подход в психиат­рии выйдет за пределы существующих категориальных диагнозов и превзойдет их, что приведет к созданию лучшей системы классификации по сравнению с существующим «золотым стандартом».

Трансдиагностические подходы произошли от когнитивно-поведенческих теорий и методов лечения расстройств пищевого поведения, которые затем были распространены на тревожность и депрессивные расстройства [9-11, 13, 14].

Первоначальное обоснование трансдиагностики осно­вывалось на двух основных моментах:

а) эти расстройства имеют общие этиологические и под­держивающие расстройство процессы, а также когнитивно-эмоциональные, межличностные и поведен­ческие особенности (например, общий скрытый психопатологический фактор — р-фактор) [9, 10, 13, 15, 16];

б) постоянно растущее число руководств по лечению специфических расстройств является препятствием для реализации когнитивно-поведенческих методов лечения [10, 13, 15].

Обоснование распространения трансдиагностической парадигмы на тревожные и депрессивные расстройства включало дополнительный момент, который изначально не был признан:

в) специфические для расстройств терапевтические ­интервенции основаны на гетерогенных диагностических категориях и не уделяют достаточного внимания сопутствующим патологиям [10, 15].

Трансдиагностические исследования призваны преодо­леть эти ограничения и представить новый подход, кото­рый мог бы улучшить методы классификации, форму­лирования, лечения и предотвращения психических расстройств [15].

Таким образом, переход от идеи ­одного диагноза к транс­диагностической концептуализации и лечению психи­ческих расстройств станет ­значительным изменением ­парадигмы [15].

В последнее время трансдиагностические подходы были одобрены другими парадигмами, затрагивающими различные психические расстройства, такими как инициатива Research Domain Criteria (RDoC) и модель клинических стадий [17, 18].

Однако в настоящее время неясно, соответствуют ли транс­диагностические исследования таким высоким ожиданиям, как радикальное изменение парадигмы, ­которое повлияет на классификацию и клиническую ­помощь.

Чтобы решить эту проблему, мы представляем ­широкий систематический обзор трансдиагностических исследований в психиатрии. Трансдиагностическая литература была систематически оценена по нескольким эмпири­ческим переменным, включающим в себя как основные харак­теристики, так и потенциальные ловушки.

Библиометрический и концептуальный анализ дополняет эмпирические результаты, кроме того, представлены практические рекомендации для будущих исследований в этой области.

Материалы и методы исследований

вверх

Протокол PRISMA для этого исследования ­­был зарегистрирован на PROSPERO (CRD4 2018108613) [19].

Стратегия поиска, критерии выбора и извлечение данных

Был проведен многоэтапный поиск литературы.

Во-первых, системный поиск проводился в Web of Scien­ce (которая включает в себя базу Web of ­Science, индекс цити­рования BIOSIS, базу данных ­корейского ­журнала KCI, MEDLINE, индекс цитирования ­россий­ской ­науки и индекс цитирования SciELO) до 5 мая 2018 г., без ограничений по языку или дате публикации. Использовалось ключевое слово «transdiagnostic» в категории «­психиатрия» из категорий Web of Science.

Во-вторых, рассматривались списки ссылок на найденные статьи.

В-третьих, тезисы, идентифицированные этим процессом, были проверены, и затем полные тексты отобранных статей были проверены на соответствие критериям включения и исключения.

Поиск литературы, отбор исследований и извлечение данных проводились двумя авторами (MS, NB) ­независимо друг от друга. На всех этапах, в случае разногласий, консенсус достигался путем обсуждения с третьим автором (PFP).

Исследования включались в системный анализ, когда выполнялись следующие критерии:

а) это оригинальные отдельные статьи, без ­ограничений по дизайну исследования (включая интервенционные и обсервационные исследования) или по теме;

б) четкий и основной акцент на трансдиагностическом подходе, демонстрируемый использованием слова «transdiagnostic» в названии.

Критерии исключения:

а) обзоры, метаанализы, протоколы исследований, ­рефераты и любые другие неоригинальные данные;

б) отсутствие четкой первичной ориентации на трансдиагностические подходы, определенные выше;

в) исследования с участием менее десяти участников [20].

Описательные переменные

Из каждого исследования были извлечены описа­тельные переменные, относящиеся к:

а) общей информации;

б) определению критериев диагностики «золотого стандарта»;

в) оценке результатов;

г) определению трансдиагностического подхода;

д) оценке качества.

Общие информационные переменные включали: ­первого автора и год публикации; предметную область (классификация, лечение, клиническое ­прогнозирование, неврология, когнитивные и психологические ­процессы); дизайн исследования (наблюдательный, неконт­роли­руемый интервенционный, конт­ролируемый интервен­ци­онный); тип дизайна (поперечные срезы, ­лонгитюдное, нерандо­мизированное, рандомизированное); общий размер выборки (общий пул участников, набранных на ­базовом уровне, включая неклинические выборки); и средний ­возраст (или возрастной диапазон).

Переменные, относящиеся к определению критериев диагностики «золотого стандарта», включали: использовался ли в исследовании «золотой стандарт» диагностики (DSM или МКБ, любая версия); конкретный тип первичной диагностики психических расстройств и их ­конкрет­ные коды МКБ или DSM; наличие любого другого клини­ческого состояния, определенного в каждом отдельном исследовании; присутствие неклини­ческих выборок (например, здоровой конт­рольной ­группы); общее количество психических расстройств МКБ/DSM в исследовании; общее количество диагностических спектров (определяется в соответствии с диагностическими блоками МКБ10: органические, в том числе симптоматические психические расстройства; психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ; шизо­френия, шизо­типические и бредовые расстройства; аффективные расстройства; невро­тические, связанные со ­стрессом и сома­тоформные расстройства; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими расстройствами и физическими факторами; расстройства личности и поведения у взрослых; умственная отсталость; расстройства ­психологического развития; поведенческие и эмоциональные ­расстройства, обычно возникающие в детском и подростковом ­возрасте; неуточ­ненные психи­ческие ­расстройства); и тип психо­метрического инструмента, используемого для ­определе­ния «золотого стандарта».

Переменные, относящиеся к результатам, включали: четко ли подтвержден первичный результат ­исследования в тексте; конкретный тип инструментов, используемых для его определения; и общее количество первичных ­результатов.

Переменные, относящиеся к ­трансдиагностическому под­ходу, включали: точное определение ­трансдиагностики, представленное в каждом исследовании; ­количество транс­диагностических конструкций (одна или ­несколько) [21]. Был ли конструкт трансдиагностики описательным (конструкт о множественных ­расстройствах, не рассматривающий, как или почему они возникли) или механисти­ческим (конструкт, отражающий лежащий в основе физиологический, нейробиологический или функциональный механизм) [22]. Был ли конструкт причинно связан с результатом (чтобы исключить воз­можность того, что конструкт может быть просто эпифеноменом) [21]. Присутствовал ли трансдиагностический подход во всех клинических условиях и спектрах (универсальный транс­диагностический процесс) и в скольких из них.

Мы также извлекли тип статистического ­анализа, используемого для исследования конструкта трансдиагностики; была ли формальная статистическая ­оценка влияния трансдиагностического подхода по сравнению со специфическим диагностическим подходом; и результаты такой оценки. Оценка качества проводилась путем регистрации, если был предоставлен априорный ­протокол, если финансирование было предоставлено индустрией и если ­основные результаты были позднее воспро­изведены в ­независимой выборке.

Анализ

Описательные переменные использовались для различных видов анализа.

Во-первых, описательные сводные данные и статистика (то есть частоты, средние/медианы, диапазоны) вышеуказанных переменных наглядно представлены в тексте и в информационных таблицах.

Во-вторых, каждое исследование оценивалось по крите­риям, введенным M. Mansell et al. для определения транс­диагностических подходов в психиатрии:

а) наличие клинической выборки;

б) наличие как минимум четырех различных психи­ческих расстройств;

в) наличие неклинической выборки;

г) демонстрация конструкта трансдиагностики на всех исследованных психических расстройствах [21].

В-третьих, концептуальное определение трансдиагностического подхода было эмпирически ­деконструировано. Основная цель состояла в том, чтобы изучить ­степень, в которой каждый трансдиагностический подход ­связан с существующей категориальной ­диагностической системой. Как показано на рисунке 1, простейший транс­диагностический подход, определяемый как «меж­диагнозы», заключался в сравнении разных категориальных диагнозов МКБ/DSM между собой, для проверки их диагностических границ и сквозных функций. Модель междиагностики может включать один диагностический спектр, несколько спектров и/или неклинические выборки, включая здоровых людей. Более сложный подход включал определение новых диагности­ческих конструкций, например, основанных на биотипах или клинических типах, а затем проверку взаимосвязи этих конструкций с «золотым стандартом». Эти ­подходы были названы «внедиагностика», потому что они ­использовали стандартную диагностическую информацию МКБ/DSM, но вышли за ее пределы, чтобы проверить новые диагностические конструкции. Если исследования не укладывались ни в одну из двух вышеуказанных категорий, описывался конкретный подход.

nn20_9_2836_r1.jpg

Рисунок 1. Концептуальная классификация трансдиагностических подходов, наиболее широко представленных в психиатрии, с некоторыми диагностическими прототипами

В-четвертых, мы провели библиометрический анализ с использованием списка конкретных ­психических расстройств МКБ/DSM, которые анализировались в ­каждом исследовании (при наличии). Затем эти данные были загружены в программное обеспечение R и очище­ны с ­помощью пакетов Bibliometrix и TM. ­А ­затем обработанные данные были загружены в программное обеспечение Gephi для создания ­сетевой карты конкретных расстройств психического расстройства МКБ/DSM, исследованных с помощью ­трансдиагностического под­хода.

Каждый узел указывал на определенное психическое расстройство, размер узла отражает количество различных связей (частоты) с другими узлами. Толщина линий отражала количество связей между узлами/психическими расстройствами. Для графических целей узлы, которые имели частоту меньше или равную 6 и количество соединений меньше 3, были отфильтрованы.

Результаты исследований

вверх

Выбор исследований

Поиск литературы выявил 627 потенциальных статей, которые были проверены на основе заголовков и рефератов. Из них 239 были признаны подходящими для дальней­шего просмотра. На этом этапе дополнительно исключили 128 исследований, оставив выборку из 111 ис­следований, которые стали окончательной базой ­данных для текущего систематического обзора (рис. 2).

nn20_9_2836_r2-300x236.jpg

Рисунок 2. Поиск исследований и их отбор (блок-схема PRISMA)

Характеристика трансдиагностических исследований в психиатрии

вверх

Основная информация

В первом исследовании, опубликованном в 2004 г. P. J. Nor­ton et al., было рассмотрено влияние трансдиаг­ностических психологических вмешательств на различные типы тревожных расстройств [11].

С тех пор было опубликовано одно исследование в 2006 г., шесть — в 2008 г., четыре — в 2009 г., шесть — в 2012 г., шесть — в 2013 г., тринадцать — в 2014 г., одиннадцать— в 2015 г., восемнадцать— в 2016 г., ­тридцать четыре — в 2017 г. и одиннадцать — до мая 2018 г.

В большинстве исследований (45 %) изучались интервенции (из которых 50 % были конт­ролируемыми, 48 % неконт­ролируемыми и 2 % неясными) [23-47]. Менее половины (46 %)исследований интервенций были рандо­мизированы [11, 43, 48-68]. Все исследования интервенций были сосредоточены на невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах или расстройствах настроения (аффективных расстройствах), в то время как другие психические расстройства исследо­вались редко.

Когнитивные и психологические процессы были второй наиболее частой темой (28 %), за которой следуют нейронаучные темы (13 %). Классификационные и прогнозные исследования были более редкими (4 и 10 % соот­ветственно).

Подавляющее большинство исследований, не касающихся интервенций (79 %), были поперечными и ­только 21 % продольными [69-81]. Большой разброс выявился в размерах выборок исследования, варьирующих от 15 участников в самом маленьком исследовании до 91 199 в самом большом (медиана: 148 участников) [42, 73]. Средний возраст людей (при наличии) варьировался от 1044 до более 6023 (медиана: 33 года).

Определение «золотого стандарта» диагностических критериев

вверх

Значительная доля (27 %) исследований не подтвердили использование какого-либо психометрического интервью, необходимого для установки их «золотого стандарта» диагностики [24, 29, 36, 40, 48, 49, 64, 69, 71, 73, 78, 80, 82, 98]. Несколько исследований (16 %) не обращалось к «золотому стандарту» диагностического руководства, но рассуждало о сравнительных преимуществах трансдиагностического подхода по сравнению с конкретными диагнозами [29, 34, 54, 70, 71, 78, 8 2, 83, 85-88, 92, 93, 95, 97, 99, 100].

В некоторых исследованиях сообщалось о несуществу­ющем (например, DSM-IV-TR биполярное расстройство II типа с психотическими признаками) или не­правильном диагнозе (например, суицидальность, злоупотребление марихуаной/зависимость, шизофреноподобный психоз с поздним началом, социальное тревож­ное ­расстройство и социальная фобия как два различных расстройства DSM-IV) [34, 76, 84, 101].

Другие исследования включали тревогу по поводу ­здоровья при психических расстройствах, которую ошибочно определяют как не относящуюся к конкретному диагнозу, как ипохондрию или как «тревожность, основанную на здоровье, преобладающую у людей с тревожными и соматическими расстройствами» [23, 90].

Одно интервенционное исследование показало, что у участников вообще не было диагноза [88]. ­Исследование отметило эту проблему фразой «было бы информативно знать диагнозы клиента, что вызывает беспокойство по поводу ненужного или чрезмерного лечения в этой выборке [88, 102].

В некоторых исследованиях использовался коморбид- ный (в отличие от первичного) диагноз для проверки концепции трансдиагностики [50, 52, 56, 59-63, 99, 103]. Примерно в одной трети исследований (28 %) границы между первичным и вторичным диагнозами не были пол­ностью прояснены [34, 36, 54, 69, 70, 7 2, 74, 75, 82, 85, 87, 89, 104-107].

Была также некоторая путаница между измерением симптомов в отличие от категориальных расстройств. Это произошло главным образом из-за использования методик с непрерывными шкалами, которые не были пере­ведены в диагностические категории ICD/DSM посредством использования априорных отсечек [83].

В трех исследованиях измерялись элементы, относящиеся к DSM, у неклинической выборки без применения предельных значений, указывающих на определенные диагностические категории [86, 90, 91]. Результаты были интерпретированы в контексте литературы, ориентированной на расстройство, и это подтверждало, что полученные данные были связаны с конкретными категориальными диагнозами [86, 90, 91]. Эти исследования одновременно признали трансдиагностический подход в своем названии — как и все исследования, включенные в текущий обзор, — и «отсутствие диагностических мер» в самом исследовании [91].

Интервенционное исследование, в котором не использовались пороговые значения для определения пост­травматического стрессового расстройства, показало, что ­лечение дистресса лучше, чем лечение категориального расстройства [29].

Другое интервенционное исследование, в котором измерялись симптомы, а не нарушения, пришло к ­выводу, что потенциальным преимуществом трансдиагности­ческих вмешательств является снижение потребности в диагностике расстройств [88]. В некоторых исследованиях применялись ограничения, но в конечном итоге они не были использованы в основном анализе [48, 94].

Зачастую в исследованиях не указывались конкретные типы психических расстройств по МКБ/DSМ, а только общие категории, вроде психотических расстройств, расстройств, индуцированных употреблением психоактивных веществ, тревожных расстройств, расстройств настроения или аффективных и тревожных расстройств [23, 28, 34, 48, 49, 54, 64, 88, 93, 104, 106, 108].

Конкретные диагностические коды МКБ/DSМ почти никогда не сообщались. Количество первичных психических расстройств в каждом исследовании сильно варьировалось и в целом было относительно низким: от отсутствия каких-либо признаков психических расстройств (13 % исследований) и одного психического ­расстройства (8 % исследований) до 353 психических расстройств (медиана: четыре психических расстройства на исследование) [24, 29, 50, 59-63, 70, 73, 78, 82, 85, 88, ­90-92, ­95-97, 109, 110]. Точно так же количество диагнозов по МКБ было не­однородно, начиная от нуля (12 % исследований) до 1073 (медиана: один) за исследование [29, 70, 78, 82, 85, 88, 90-92, 95, 97].

Крупнейшее трансдиагностическое иссле­дование, опуб­ликованное на сегодняшний день, — электрон­ный реестр привлек 353 кластеров психических расстройств, распределенных в десять сфер, представля­ющих все входящие в МКБ-10 психические ­расстройства, за исключением органических психических расстройств [73]. ­Около трети исследований (35 %) включали по меньшей мере одну неклиническую выборку [29, 40, 70, 74, 76, 78, 81, 82, 85, 87, 90-92, 94-98, 100, 101, 103, 105,107, 111-124].

Критерии оценки

вверх

Только меньшая часть (35 %) исследований прямо ­заявили об основной конечной точке исследования, что может свидетельствовать о неоптимальном качестве иссле­дований [23-25, 32, 34-36, 40, 48, 49, 51-53, ­56-62, 64, 66-68, 73, 74, 83, 84, 88, 100, 103, 111, 112, 115, ­125-128]. Высоко варьировалось также число показателей: от одного до тринадцати (медиана: два показателя) на исследование [48, 81].

Определение трансдиагностического подхода

Только меньшая часть концептов трансдиагностики (36 %) включала в себя несколько процессов [28, 37, 38, 48, 55, 59, 70, 72, 75-77, 79, 80, 85, 87, 91, 92, 96, 98, 100, 103, 106, 110, 111, 113, 114, 116, 119-121, 123-132]. Большая часть (81 %) носили описательный характер. Механистические концепции встречались реже (19 %), причинно-следственные трансдиагностические кон­цепции еще реже (7 %) и только в течение последних лет (2017-2018 гг.) [24, 28, 32, 38, 48, 50-53, 58, 70, 83, 103, 112-118, 131, 133].

Концепция трансдиагностики, охватывающая все ­клинические состояния, исследовалась только в меньшинстве (34 %) исследований [24, 27, 30, 32, 38, 42, 43, 45, 47, 50, 52, 53, 57, 58, 60-63, 65, 71, 80, 83, 89, 96, 98, 109-113, 115, 117, 118, 123, 128-130, 133]. Это демонстрирует и медиана — три состояния и один спектр. В нескольких исследованиях вообще не выяснялось, присутствует ли концептуализация в исследуемых условиях. В целом не было выявлено четкой универсальной транс­диагностической концепции, которая могла бы быть применима ко всем психическим расстройствам и диагности­ческим спектрам.

Статистические методы, использованные для ­проверки влияния концепта трансдиагностики, включали в себя анализ дисперсии/ковариация, корреляций, регрессий и общих линейных моделей, моделей смешанного эффекта, анализа модерации и посредничества, анализа главных компонентов, моделирования структурных уравнений, сетевой анализ и машинное обучение.

Менее половины (44 %) исследований представляли статистическое сравнение трансдиагностического ­подхода со специфическим диагностическим подходом [27, 33, 38, 58, 60, 61, 65, 72-75, 77, 79-81, 83, 84, 89, 93, 98, 100, 101, 103, 105, 107-109, 111-121, 123-133]. Эта ­проблема была особенно актуальна для ­интервенционных исследований, половина из которых не имела конт­рольной ­группы с специализированными диагнозами. Только 16 % из них провели статистическую сравнительную оценку [27, 33, 38, 58, 60, 61, 65, 83]. Некоторые из этих ис­следований признали, что надежные выводы относительно результатов ­специализированной диагностики не ­могли быть сделаны [34, 64]. Тем не ­менее ­другие интервенци­онные исследования, в которых ­отсутствовала как конт­рольная группа, так и статистическая сравнительная оценка, в конечном итоге заявили, что ­трансдиагностическое когнитивно-поведенческое лечение было эффективным и улучшало результаты или что оно было более эффективным, чем специализированный ­диагностический подход [29, 40]. В тех случаях, где были доступны сравнительные анали­зы, они обычно указывали на сходные эффекты транс­диагностического и специализированного диагности­чес­кого вмешательства [58, 60, 61, 83]..

Качественная оценка трансдиагностических и специализированных диагностических эффектов — при их нали­чии — выявила дальнейшие несоответствия. ­Например, некоторые исследования по прогностическому моделиро­ванию показали, что трансдиагностический подход мог объяснить дополнительно только 1 % дисперсии [109]. Другие исследования подтвердили, что наблюдаемые трансдиагностические эффекты были небольшими по величине, но в то же время предложили разработать транс­диагностические клинические интервенции [131].

В целом нейробиологические исследования ­позволили лучше описать эти эффекты. Например, в одном из них приводится вывод, что трансдиагностические биотипы идентифицировали специфические, когерентные взаимо­связи между симптомами, поведением, функцией мозга и функционированием в реальном мире, которые ­выходят за пределы диагнозов, определенных DSM-IV [111]. ­Другие нейронаучные исследования продемонстрировали общие нейробиологические механизмы в современных категориях психических расстройств или как специфические, так и трансдиагностические эффекты при психических расстройствах [74, 108, 112, 113, 115-117, 129].

Оценка качества

вверх

Значительная часть исследований (40 %) не исполь­зовала априорный протокол [23, 28-30, 37, 40, 47, 67, 69, 71, 73, 75, 78, 80, 82-88, 93, 96-98, 100, 104-109, ­113-118, 120, 124, 126, 128, 130]. В очень небольшом количестве исследований сообщалось о вовлеченности в индустрию (4 %) [52, 57, 103, 110, 111]. Результаты ­трансдиагностики практически никогда не воспроизводились, исключение составили четыре исследования (4 %) [73, 85, 93, 111].

Другие методологические недостатки заключались в использовании методов клинического прогнозирования (то есть методов поэтапного отбора), которые приводят к смещенным моделям, в частности на небольших базах данных [80, 82, 109, 120, 131].

Использование небольших выборок также привело к недостаточно обоснованному анализу среди диагности­ческих подгрупп [80, 133].

В некоторых исследованиях переобученные и нерепро- ду­цированные модели интерпретировались в пользу транс­диагностики, а не классических подходов [76]. В других исследованиях проводилось большое количество сравнительных анализов без учета эффекта наложения нескольких сравнений [106]. Одно исследование ­заявляло, что участники были рандомизированы, но в конечном итоге они были распределены в одну группу лечения [38].

Другое исследование повторно проанализировало ­данные трех ранее опубликованных интервенционных иссле­дований, в которых использовались различные схемы, без уточнения того, как была объединена окончательная база данных [47].

Анализ литературы

вверх

Трансдиагностический критерий Манселла

Только три исследования (3 %) соответствовали транс­диагностическому критерию Манселла (Mansell) [98, 100, 117]. Чаще всего исследования не удовлетворяли требованию демонстрации конструкта трансдиагностики во всех ­состояниях, рассмотренных в исследовании.

Тип трансдиагностического подхода

В большинстве исследований — 82 из 111 (74 %) был применен метод междиагностики. Из них 33 (40 %) были проведены в одном и том же диагностическом ­спектре (три из которых также включали неклиническую ­выборку), а 49 (60 %) были в разных диагностических спектрах (22 из кото­рых также включали неклиническую выборку). Лишь в трех исследованиях (3 %) были рассмотрены внедиагностические методы [111, 126, 130]. Эти исследования были самыми методологически сложными.

Для большинства этих исследований, ­проводившихся в методологии меж/вне диагностики, трансдиагности­ческий подход был тесно связан с базовым набором участников с различными диагнозами. Тем не менее два иссле­дования (2 %) определили свой ­трансдиагностический подход путем включения различных ­диагностических ­результатов, а не разных групп пациентов на ­исходном ­уровне (эти исследования были названы «­трансдиагностика результатами») [75, 77]. Два других исследования (2 %) ­определили свой трансдиагностический подход как совпадение между физическими (желудочно-кишечные, головная боль) и психическими расстройствами (тревога и депрессия), эти исследования были названы «диагностика физического и психического здоровья» [24, 51].

Несмотря на самопровозглашенный трансдиагности­ческий статус, остальные 22 исследования (20 %) факти­чески не были трансдиагностическими. Восемь исследований (7 %) не рассматривали ­диагностическую информацию МКБ/DSM как «золотой стандарт» и не опре­деляли какую-либо новую диагностическую концепцию [70, 78, 82, 85, 87, 92, 95, 97]. Обычно это были исследования, основанные на выборках, в которых был принят континуум, а не категориальное измерение психопатологии, результаты которых не соответствуют ни одной ­категории МКБ/DSM. Эти исследования были названы адиагностическими, а не трансдиагностическими.

В пяти исследованиях (5 %) симптомы и расстройства были смешаны [29, 86, 88, 90, 91]. В этих исследованиях изучались только симптомы, связанные с DSM или МКБ, без какой-либо четкой ссылки на диагностические катего­рии психических расстройств, и поэтому они были опре­делены как «симптоматические».

Девять исследований (8 %) были названы «в пределах одного диагноза» [50, 59-63, 96, 109, 110]. Шесть из них исследовали коморбидные расстройства в дополнение к одному первичному расстройству:

  • сопутствующие депрессию, генерализованное тревожное расстройство и социальное тревожное расстройство в дополнение к паническому расстройству [60];
  • коморбидную депрессию, генерализованное тревожное расстройство и паническое расстройство в дополнение к социальному тревожному расстройству [61];
  • сопутствующее генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство и социальное тревожное расстройство в дополнение к большому депрессивному расстройству [62];
  • сопутствующее большое депрессивное расстройство, социальное тревожное расстройство и паническое расстройство в дополнение к генерализованному тревожному расстройству [63];
  • коморбидное паническое расстройство, социальное тревожное расстройство и генерализованное тревожное расстройство в дополнение к большому депрессивному расстройству [50];
  • множественные психические расстройства в дополнение к расстройству пищевого поведения [59].

В другом исследовании изучались сопутствующие депрессивные и тревожные симптомы (но не расстройства) у ­пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством [110]. В двух дальнейших исследованиях исследо­вались различные подтипы (ограничительный и очистительный типы) одного и того же расстройства (нервная ано­рексия DSM-IV) или различные клинические ­состояния одного и того же расстройства (никогда не было депрессии, депрессии в прошлом, текущей депрессии) [96, 109].

Библиометрический анализ

Проанализировано сеть конкретных психических ­расстройств, которые были исследованы трансдиагностическими исследованиями на сегодняшний день. Очевид­но, что в них преобладают тревожные и депрессивные расстройства.

Обсуждение результатов

вверх

Насколько известно, данный обзор является наиболее полным и систематически оценивающим трансдиагностические исследования в психиатрии. Эмпирический анализ показал, что трансдиагностическая литература не­одно­родна и по сути несвязна. Библиометрический анализ показал, что на сегодняшний день трансдиагностические исследования сосредоточены на ограниченном числе психических расстройств. Концептуальный анализ позволил использовать эти результаты для ­демонстрации того, что в настоящее время трансдиагностические иссле­дования не представляют собой достоверного изменения парадигмы, которое может повлиять на классификацию или клиническую помощь при психических расстройствах.

В этом систематическом обзоре приводится ряд доказательств, показывающих, что трансдиагностические под­ходы в психиатрии весьма гетерогенны. Например, ­только три исследования из 111 были признаны ­истинно трансдиагностическими в соответствии с установленными критериями [21]. Этот эмпирический тест демонстрирует, что обозначение «трансдиагностическое» применя­ется свободно и часто нестандартным образом, охватывая ряд различных и часто противоречивых концептуали­заций.

Как это ни парадоксально, некоторые из этих ­подходов оказались внутренне непоследовательными и несов­мес­ти­мыми с трансдиагностикой, потому что они ­исследо­вали симптомы, а не расстройства (симптоматические), единичное расстройство (в пределах ­одного диагноза) или вовсе не сообщали никакой диагности­ческой информации (адиагностика).

Кроме того, трансдиагностические исследования часто характеризовались методологическими недостатками. Например, точные типы психических расстройств МКБ/DSМ часто плохо определены, что ставит вопрос о том, как исследователи могут законно оспаривать границы психических расстройств, если они даже не были точно определены. К тому же границы между первичными и сопутствующими расстройствами в трансдиагностической литературе часто размыты. Возможно, трансдиагностические подходы были более разнородными, непоследовательными и уделяли меньше внимания проблеме сопутствующих заболеваний, чем диагнозы DSM/МКБ, которые критиковались за те же проблемы.

Другим ключевым методологическим недочетом было то, что в исследованиях трансдиагностики часто тестиро­валось несколько результатов, повышая вероятность ошибки типа I в данных исследованиях. Эта проблема усугублялась использованием произвольных отсечений для измерения тяжести симптомов, общим отсутствием у исследований внешней воспроизводимости и ­чрезмерно восторженными интерпретациями результатов [134]. В соответствии с этими аргументами было только несколько методологически обоснованных исследований, которые смогли идентифицировать надежные механисти­ческие трансдиагностические концепции, которые причинно связаны с результатом.

В соответствии с вышеуказанными ­ограничениями большинство трансдиагностических исследований (за исключением тех, которые не были должным обра­зом трансдиагностическими, как отмечено выше) ­ограничивали свои анализы поиском общих призна­ков по определенному набору психических расстройств (междиагнозы). Тем не менее библиометри­ческий анализ показал, что эти исследования были почти ­полностью ограничены перво­начальной сферой интересов ­трансдиагностических ис­следований: тревожными и депрессивными расстройствами.

Универсального трансдиагностического процесса не выявлено, и степень, в которой трансдиагностические подходы могут принести пользу другим психическим расстройствам и диагностическим спектрам, не определена. Фактически только несколько трансдиагностических исследований в конечном итоге проверили новые системы классификации, помимо существующего «золотого стандарта» (внедиагностика).

На сегодняшний день вклад трансдиагностической литературы в разработку и валидацию ­альтернативной системы классификации, которая имеет ­подлинное клиническое значение и не является «выдумкой», была незначительной [135]. Примечательно, что трансдиагности­ческие подходы не заменили системы классификации ни в одной из других областей клинической ­медицины. Напротив, непрерывные (трансдиагностические) и катего­риальные (специфические ­диагностические) измерения часто сосуществуют в соматической медицине (например, сосудистой хирургии), а также в ­пси­хиатрии (например, новый DSM-5-мерный подход к ­расстройствам личности) [136, 137]. В действительности трансдиагностические исследования также предоставили ­свидетельства, подтверждающие существование диагностических категорий [130, 138].

Таким образом, очевидно, что будущие обширные ­исследования в этой области крайне необходимы, в ­частности, исследования вне диагнозов, которые включали бы несколько диагностических спектров. Тем не менее ­ключевым условием будет преодоление эмпирических недостатков современных трансдиагностических исследо­ваний. Чтобы облегчить этот результат, мы ­предлагаем некоторые прагматические рекомендации «TRANSD» (таб­лица). Мы надеемся, что эти рекомендации улучшат последовательность и качество трансдиагностических ­исследований следующего поколения.

nn20_9_2836_d.jpg

Таблица. Рекомендации по трансдиагностическим исследованиям в психиатрии

На трансдиагностические исследования также влияют некоторые существенные концептуальные недостатки. Во-первых, этот подход менее инновационный, чем о нем часто заявляет. Фундаментальный аргумент в пользу трансдиагностических подходов заключается в том, что диагностические категории (в основном ­тревожность, депрессия и расстройства пищевого поведения) не ­являются дискретными объектами, поскольку ­между ними ­существуют общие черты. Однако двадцать четыре года назад, когда DSM-IV был выпущен, в начало была выне­сена официальная оговорка: «нет никаких ­предположений о том, что каждая категория психических расстройств является абсолютно дискретной сущностью с ­абсолютными границами, отделяющими ее от других психических расстройств» [139].

Следует учитывать, что современные политетические (то есть основанные на списке симптомов и признаков, которые считаются характерными) диагностические кате­гории берут свое начало в прототипических описаниях, содержащих основную структуру (гештальт) ­расстройства и его полисимптоматические проявления [140]. Соответственно, границы психических расстройств, как ­показано на рисунке 1, пунктирные, а не сплошные. К сожалению, психиатрическое знание не уделило внимание этой критике, и в течение последующих двух ­десятилетий абстрактный (а не физический) характер категорий DSM-IV был доведен до такой степени, что они часто ­рассматриваются как реальные онтологические сущности, дискретные и четко разграниченные друг от друга [141].

В процессе симптомы, относящиеся к двум или нескольким психическим расстройствам, как правило, не включались в диагностические списки, чтобы усилить клиническую индивидуальность категорий [140]. Таким образом, трансдиагностические исследования представляют собой новое открытие позабытых прототипических описаний, а также следствия овеществления ­диагностики. На самом деле оспаривать диагностические границы имеет смысл, только если вы предполагаете, что они сущест­вуют на каком-то онтологическом уровне.

Во-вторых, трансдиагностические подходы в значи­тельной степени основаны на эпистемологической ­ошибке, которая вызывает иллюзию непрерывности [142]. Девальвация и упрощение психопатологических явлений — введенных в последних версиях DSM и МКБ — для кратких, обычных, нетехнических описаний на языке непрофессионалов, превратили сложные симптомы и психи­ческие явления в феноменологические ­примитивы или однородные элементы [140, 143]. К примеру, существует только один тип депрессивного состояния, один вид тревоги, один вид заблуждения, и предполагается, что все эти ­состояния имеют одну и ту же феноменологическую структуру, ­когда они наблюдаются при разных психических расстройствах [140].

Следовательно, психические расстройства, ­которые представляют собой совокупности таких элементов, теряют свои индивидуальные характеристики, и их клинические границы становятся размытыми [140].

Наглядным примером является использование психо­метрических шкал самоотчета, которые, что неудивительно, часто используются в трансдиагности­ческих исследованиях, чтобы свести ­психопатологию к определенным элементам. Некоторые ­исследования измеряли тяжесть «специфического симптома ­депрессии» у детей с помощью таких заявлений, как «Я грущу ­время от времени», «Мне грустно много раз» и «Мне ­грустно все время» [78]. Тривиализация контекстуальной значимости этих утверждений (существуют потенциально бесконечные причины, по которым можно чувствовать грусть) связана с лишением каких-либо феноменологических рамок (например, субъективная оценка ­грусти, уровня понимания, наличия экзистенциального ­отчаяния, восприятие времени) [144-146].

Такой процесс упрощения превращает эти утверждения в автономные атомарные симптомы, которые становятся весьма размытыми и неспецифичными, в отличие от утверждения авторов, что они являются специфичес­кими симпто­мами [147].

Этот факт подтверждается эмпирически, и трансдиагностическая литература часто путала измерение ­психометрических показателей в неклинических образцах с ­клиническими симптомами и/или установленными психическими расстройствами.

В-третьих, наибольший интерес к трансдиагности­ческим исследованиям и их наибольший клинический вклад были связаны с разработкой протоколов эмоционально-ориентированной когнитивно-поведенческой ­терапии (КПТ) (например, Единого протокола для тревожных расстройств) [58]. Недавний метаанализ ­показал, что эти трансдиагностические методы лечения не имеют клинического превосходства по сравнению со специфическими для разных диагнозов методами ­лечения [148].

Хотя эти результаты и Унифицированный протокол представлены как прорыв, они снова больше похожи на повторное открытие. Фактически, психотерапия была широко трансдиагностической и движима психоаналитическим фокусом на основных эмоциональных проб­лемах (так называемых невротических конфликтах) до 1980 года, когда DSM-III инициировал постепенное разделение психопатологии на психиатрические категории [149]. Это привело к проявлению специфических для диагностики КПТ протоколов, которые позволили КПТ доминировать в психотерапевтическом ландшафте в тече­ние более двух десятилетий [149]. В этом контексте некоторые авторы истолковали Единый протокол как ­конец КПТ-центричного доминиона и как возрождение психо­динамической психотерапии [149].

Этот обзор имеет некоторые ограничения. Из-за внут­ренней неоднородности в дизайне, методологии и рассмат­риваемой темы мы не смогли провести количественный анализ. Тем не менее наша главная цель состояла в том, чтобы предоставить обширный, подробный обзор трансдиагностических исследований, а не производить сводные оценки. Кроме того, есть, скорее ­всего, ­другие исследования, в которых неявно ­использовали трансдиагностические подходы, но которые не были включены в этот обзор. В частности, чтобы конструировать основные характеристики трансдиагностических исследований, этот обзор выборочно сфокусировался на тех исследованиях, которые явно признали трансдиагностические подходы в качестве основных отличительных черт в своих названиях.

Выводы

вверх

Трансдиагностические исследования в психиатрии до настоящего времени были чрезмерно ­восторженными и некритичными, неоднородными, внутренне непоследо­вательными и преимущественно ­сосредоточенными на ограниченном подмножестве психических ­расстройств. Они основывались больше на переоткрытиях, чем на реальных инновациях, и на них явно влияют ­концептуальные предубеждения. Медицина всегда работала на ­основе посте­пенного эволюционного доказательного процесса, и, прежде чем отвергать проверенные ­временем и посте­пенно совершенствующиеся концепции, ­основанные на клинической традиции, необходима надежная и обосно­ванная альтернатива [5, 102, 150].

На сегодняшний день трансдиагностические подходы не дали существенного эмпирического клинического «мяса», необходимого для того, чтобы случился достоверный сдвиг парадигмы [5, 135]. Риск резкого усиления трансдиагностических подходов заключается в том, что можно выбросить ребенка с водой и потерять его в диагностической неопределенности, которая может быть вредной для пациентов и клиницистов [5, 151].

Трансдиагностические исследования обещали (слишком) много психиатрии. Надеемся, что этот обзор поможет следующему поколению трансдиагностических ис­следований дополнить, уточнить и улучшить — с меньшей вероятностью заменить — способ, которым в настоящее время классифици­руются и лечатся психические расстройства [5, 136].

Литература

1. van den Tweel J. G., Taylor C. R. A brief history of pathology: preface to a forthcoming series that highlights milestones in the evolution of pathology as a discipline. Virchows Arch. 2010. Vol. 457: 310.

2. Kendler K. S. An historical framework for psychiatric nosology. Psychol Med. 2009. Vol. 39: 193541.

3. Kendler K. S. Classification of psychopathology: conceptual and historical background. World Psychiatry. 2018. Vol. 17: 2412.

4. Lawrie S. M., O'Donovan M. C., Saks E. et al. Improving classification of psychoses. Lancet Psychiatry. 2016. Vol. 3: 36774.

5. Maj M. Why the clinical utility of diagnostic categories in psychi­atry is intrinsically limited and how we can use new approaches to complement them. World Psychiatry. 2018. Vol. 17: 1212.

6. Reed G. M., Sharan P., Rebello T. J. et al. The ICD11 developmental field study of reliability of diagnoses of highburden mental disorders: results among adult patients in mental health settings of 13 countries. World Psychiatry. 2018. Vol. 17: 17486.

7. First M. B., Rebello T. J., Keeley J. W. et al. Do mental health professionals use diagnostic classifications the way we think they do? A global survey. World Psychiatry. 2018. Vol. 17: 18795.

8. Treccani Institute. URL: http://www.treccani.it/vocabolario/trans/

9. Fairburn C. G., Harrison P. J. Eating disorders. Lancet. 2003. Vol. 361: 40716.

10. Fairburn C. G., Cooper Z., Shafran R. Cognitive behaviour therapy for eating disorders: a «transdiagnostic» theory and treatment. Behav Res Ther. 2003. Vol. 41: 50928.

11. Norton P. J., Hayes S. A., Hope D. A. Effects of a transdiagnostic group treatment for anxiety on secondary depression. Depress Anxiety. 2004. Vol. 20: 198202.

12. Norton P. J., Philipp L. M. Transdiagnostic approaches to the treatment of anxiety disorders: a quantitative review. Psychotherapy. 2008. Vol. 45: 21426.

13. Norton P. J., Hope D. A. Preliminary evaluation of a broadspectrum cognitivebehavioral group therapy for anxiety. J Behav Ther Exp Psychiatry. 2005. Vol. 36: 7997.

14. Clark D. A. Cognitive behavioral therapy for anxiety and depression: possibilities and limitations of a transdiagnostic perspective. Cogn Behav Ther. 2009. Vol. 38, № 1: 2934.

15. Newby J. M., McKinnon A., Kuyken W. et al. Systematic ­review and metaanalysis of transdiagnostic psychological treatments for anxiety and depressive disorders in adulthood. Clin Psychol Rev. 2015. Vol. 40: 91110.

16. Caspi A., Houts R. M., Belsky D. W. et al. The p factor: one gene­ral psychopathology factor in the structure of psychiatric disorders? Clin Psychol Sci. 2014. Vol. 2: 11937.

17. Cuthbert B. N. The RDoC framework: facilitating transition from ICD/DSM to dimensional approaches that integrate neuro­science and psychopathology. World Psychiatry. 2014. Vol. 13: 2835.

18. Scott J., Leboyer M., Hickie I. et al. Clinical staging in psychi­atry: a cross cutting model of diagnosis with heuristic and practical value. Br J Psychiatry 2013. Vol. 202: 2435.

19. Moher D, Liberati A, Tetzlaff J et al. Preferred reporting items for systematic reviews and metaanalyses: the PRISMA Statement. J Clin Epidemiol. 2009. Vol. 62: 10061 2.

20. Cipriani A., Zhou X., Del Giovane C. et al. Comparative efficacy and tolerability of antidepressants for major depressive disorder in children and adolescents: a network metaanalysis. Lancet. 2016. Vol. 388: 88190.

21. Mansell M., Harvey A., Watkins E. et al. Conceptual foundations of the transdiagnostic approach to CBT. J Cogn Psychother. 2009. Vol. 23: 619.

22. SauerZavala S., Gutner C. A., Farchione T. J. et al. Current definitions of «transdiagnostic» in treatment development: a search for consensus. Behav Ther. 2017. Vol. 48: 12838.

23. van Dijk S. D. M. , Bouman R., Lam J. et al. Outcome of day treatment for older adults with affective disorders: an observational prepost design of two transdiagnostic approaches. Int J Geriatr Psychi­atry. 2018. Vol. 33: 5106.

24. Dear BF, Fogliati VJ, Fogliati R et al. Transdiagnostic internetdelivered cognitivebehaviour therapy (CBT) for adults with functional gastroin testinal disorders (FGID): a feasibility open trial. J Psychosom Res. 2018. Vol. 108: 619.

25. Talkovsky A. M. , Paulus D. J. , Kuang F. et al. Quality of life outcomes following transdiagnostic group cognitivebehavioral therapy for anxiety. Int J Cogn Ther . 2017. Vol. 10: 93114.

26. Talkovsky A. M., Green K. L., Osegueda A. et al. Secondary depression in transdiagnostic group cognitive behavioral therapy among individuals diagnosed with anxiety disorders. J Anxiety Disord. 2017. Vol. 46: 5664.

27. Smith A. H., Paulus D. J., Norton P. J. Transdiagnostic assessment of anxiety symptoms using the Anxiety Disorder Diagnostic Questionnaire weekly version. Anxiety Stress Coping. 2017. Vol. 30: 96106.

28. Pitman S. R., Hilsenroth M. J., Weinberger J. et al. Psychothera­py technique related to changes in anxiety symptoms with a transdiagnostic sample. J Nerv Ment Dis. 2017. Vol. 205: 42735.

29. Hamblen J. L., Norris F. H., Symon K. A. et al. Cognitive behavioral therapy forpostdisaster distress: a promising transdiagnostic approach to treating disaster survivors. Psychol Trauma Theory Res Pract Policy. 2017. Vol. 9: 1306.

30. Gros D. F., Szafranski D. D., Shead S. D. A real world dissemination and implementation of transdiagnostic behavior therapy (TBT) for veterans with affective disorders. J Anxiety Disord. 2017. Vol. 46: 727.

31. Espejo E. P., Gorlick A., Castriotta N. Changes in threatrelated cognitions and experiential avoidance in groupbased transdiagnostic CBT for anxiety disorders. J Anxiety Disord. 2017. Vol. 46: 6571.

32. Talkovsky A. M., Norton P. J. Intolerance of uncertainty and transdiagnostic group cognitive behavioral therapy for anxiety. J Anxie­ty Disord. 2016. Vol. 41: 10814.

33. McEvoy P. M., ErcegHurn D. M. The search for universal transdiagnostic and transtherapy change processes: evidence for intolerance of uncertainty. J Anxiety Disord. 2016.Vol. 41: 96107.

34. Kristjansdottir H., Salkovskis P. M., Sigurdsson B. H. et al. Transdiagnostic cognitive behavioural treatment and the impact of comorbidity: an open trial in a cohort of primary care patients. Nord J Psychiatry. 2016. Vol. 70: 21523.

35. Ito M, Horikoshi M, Kato N et al. Transdiagnostic and transcultural: pilot study of unified protocol for depressive and anxiety disorders in Japan. Behav Ther 2016;47:41630.

36. Hadjistavropoulos HD, Nugent MM, Alberts NM et al. Transdiagnostic Internetdelivered cognitive behaviour therapy in Canada: an open trial comparing results of a specialized online clinic and nonspecialized community clinics. J Anxiety Disord 2016;4 2:19 29.

37. Asnaani A, Kaczkurkin AN, Tannahill H et al. Moderators of change in

38. social anxiety during CBT in a transdiagnostic, naturalistic treatmentseeking sample. J Exper Psychopathol 2016;7:65570.

39. Talkovsky AM, Norton PJ. Mediators of transdiagnostic group cognitive behavior therapy. J Anxiety Disord 2014; 28:919 24.

40. Queen AH, Barlow DH, EhrenreichMay J. The trajectories of adolescent anxiety and depressive symptoms over the course of a transdiagnostic treatment. J Anxiety Disord 2014; 28:511 21.

41. Newby JM, Mewton L, Williams AD et al. Effectiveness of transdiagnostic internet cognitive behavioural treatment for mixed anxiety and depression in primary care. J Affect Disord 2014;165:455 2.

42. Gros DF. Development and initial evaluation of Transdiagnostic Behavior Therapy (TBT) for veterans with affective disorders. Psychiatry Res 2014; 2 20: 2758 2.

43. Bullis JR, Fortune MR, Farchione TJ et al. A preliminary investigation of the longterm outcome of the Unified Protocol for transdiagnostic treatment of emotional disorders. Compr Psychiatry 2014;55:19 207.

44. Boswell JF, Farchione TJ, SauerZavala S et al. Anxiety sensitivity and interoceptive exposure: a transdiagnostic construct and change strategy. Behav Ther 2013;44:41731.

45. Bilek EL, EhrenreichMay J. An open trial investigation of a transdiagnostic group treatment for children with anxiety and depressive symptoms. Behav Ther 201 2;43:88797.

46. Norton PJ. An open trial of a transdiagnostic cognitivebehavioral group therapy for anxiety disorder. Behav Ther 2008;39: 24 250.

47. Norton PJ, Hayes SA, Springer JR. Transdiagnostic cognitive- behavioral group therapy for anxiety: outcome and process. Int J Cogn Ther 2008;1: 26679.

48. Norton PJ, Barrera TL, Mathew AR et al. Effect of transdiagnostic CBT

49. for anxiety disorders on comorbid diagnoses. Depress Anxiety 2013;30:16873.

50. Capobianco L, Reeves D, Morrison AP et al. Group metacognitive therapy

51. vs. mindfulness meditation therapy in a transdiagnostic patient sample: a randomised feasibility trial. Psychiatry Res 2018; 259:55461.

52. Zwerenz R, Becker J, Johansson R et al. Transdiagnostic, psychodynamic webbased selfhelp intervention following inpatient psychotherapy: results of a feasibility study and randomized controlled trial. JMIR Mental Health 2017;4: e41.

53. Zemestani M, Imani M, Ottaviani C. A preliminary investigation on the eff ectiveness of unified and transdiagnostic cognitive behavior therapy for pa tients with comorbid depression and anxiety. Int J Cogn Ther 2017;10:17585.

54. Sharma P, Mehta M, Sagar R. Efficacy of transdiagnostic cognitive- behavioral group therapy for anxiety disorders and headache in adolescents. J Anxiety Disord 2017;46:7884.

55. Schroder J, Jelinek L, Moritz S. A randomized controlled trial of a transdiagnostic Internet intervention for individuals with panic and phobias — One size fits all. J Behav Ther Exper Psychiatry 2017;54:17 24.

56. Riccardi CJ, Korte KJ, Schmidt NB. False Safety Behavior Elimination Therapy: a randomized study of a brief individual transdiagnostic treatment for anxiety disorders. J Anxiety Disord 2017;46:3545.

57. Maia A, Sanford J, Boettcher H et al. Improvement in quality of life and sexual functioning in a comorbid sample after the unified protocol transdiagnostic group treatment. J Psychiatr Res 2017;93:306.

58. LeBouthillier DM, Asmundson GJG. The efficacy of aerobic exercise and resistance training as transdiagnostic interventions for anxiety- related disorders and constructs: a randomized controlled trial. J Anxiety Disord 2017;5 2:435 2.

59. Ellard KK, Bernstein EE, Hearing C et al. Transdiagnostic treatment of bipolar disorder and comorbid anxiety using the Unified Protocol for Emotional Disorders: a pilot feasibility and acceptability trial. J Affect Disord 2017; 219: 209 21.

60. Berger T, Urech A, Krieger T et al. Effects of a transdiagnostic unguided Internet intervention (‘velibra, ) for anxiety disorders in primary care: results of a randomized controlled trial. Psychol Med 2017;47:6780.

61. Barlow DH, Farchione TJ, Bullis JR et al. The unified protocol for transdiagnostic treatment of emotional disorders compared with diag- nosisspecific protocols for anxiety disorders: a randomized clinical trial. JAMA Psychiatry 2017;74:87584.

62. McIntosh VVW, Jordan J, Carter JD et al. Psychotherapy for transdiag

63. nostic binge eating: a randomized controlled trial of cognitive- behavioural therapy, appetitefocused cognitivebehavioural therapy, and schema therapy. Psychiatry Res 2016; 240:41 2 20.

64. Fogliati VJ, Dear BF, Staples LG et al. Disorderspecific versus transdiagnostic and clinicianguided versus selfguided internetdelivered treatment for panic disorder and comorbid disorders: a randomized controlled trial. J Anxiety Disord 2016;39:8810 2.

65. Dear BF, Staples LG, Terides MD et al. Transdiagnostic versus disor- derspecific and clinicianguided versus selfguided internetdelivered treatment for social anxiety disorder and comorbid disorders: a randomized controlled trial. J Anxiety Disord 2016;4 2:3044

66. Titov N, Dear BF, Staples LG et al. Disorderspecific versus transdiagnostic and clinicianguided versus selfguided treatment for major depressive disorder and comorbid anxiety disorders: a randomized controlled trial. J Anxiety Disord 2015;35:8810 2.

67. Dear BF, Staples LG, Terides MD et al. Transdiagnostic versus disor- derspecific and clinicianguided versus selfguided internetdelivered treatment for generalized anxiety disorder and comorbid disorders: a randomized controlled trial. J Anxiety Disord 2015;36:6377.

68. Ebert D, Tarnowski T, Gollwitzer M et al. A transdiagnostic internet- based maintenance treatment enhances the stability of outcome after inpatient cognitive behavioral therapy: a randomized controlled trial. Psychother Psychosom 2013;8 2: 24656.

69. Norton PJ, Barrera TL. Transdiagnostic versus diagnosisspecific CBT for anxiety disorders: a preliminary randomized controlled noninferiority trial. Depress Anxiety 201 2; 29:8748 2.

70. Norton PJ. A randomized clinical trial of transdiagnostic cognitive — behavioral treatments for anxiety disorder by comparison to relaxation training. Behav Ther 201 2;43:50617.

71. Farchione TJ, Fairholme CP, Ellard KK et al. Unified protocol for transdiagnostic treatment of emotional disorders: a randomized controlled trial. Behav Ther 201 2;43:66678.

72. Fairburn CG, Cooper Z, Doll HA et al. Transdiagnostic cognitive- behavioral therapy for patients with eating disorders: a twosite trial with 60week followup. Am J Psychiatry 2009;166:3119.

73. Pellizzer ML, Waller G, Wade TD. Body image flexibility: a predictor and moderator of outcome in transdiagnostic outpatient eating disorder treatment. Int J Eat Disord 2018;51:3687 2.

74. Wigman JTW, de Vos S, Wichers M et al. A transdiagnostic network approach to psychosis. Schizophr Bull 2017;43:1 2 23 2.

75. Shinn AK, Bolton KW, Karmacharya R et al. McLean OnTrack: a transdiagnostic program for early intervention in firstepisode psychosis. Early Interv Psychiatry 2017;11:8390.

76. Platt JM, Colich NL, McLaughlin KA et al. Transdiagnostic psychiatric disorder risk associated with early age of menarche: a latent modeling approach. Compr Psychiatry 2017;79:709.

77. FusarPoli P, Rutigliano G, Stahl D et al. Development and validation of

78. a clinically based risk calculator for the transdiagnostic prediction of psychosis. JAMA Psychiatry 2017;74:493500.

79. Philip NS, Tyrka AR, Albright SE et al. Early life stress predicts thalamic hyperconnectivity: a transdiagnostic study of global connectivity. J Psychiatr Res 2016;79:93100.

80. Conway CC, Starr LR, Espejo EP et al. Stress responsivity and the structure of common mental disorders: transdiagnostic internalizing and externalizing dimensions are associated with contrasting stress appraisal biases. J Abnorm Psychol 2016;1 25:107989.

81. Latack JA, RodriguezSeijas C, Stohl M et al. Transdiagnostic psychopathology mediates the relationship between childhood sexual abuse and HIV/AIDS and other sexually transmitted infections in adulthood. Compr Psychiatry 2015;6 2:719.

82. Starr LR, Conway CC, Hammen CL et al. Transdiagnostic and disor- derspecific models of intergenerational transmission of internalizing pathology. Psychol Med 2014;44:1617 2.

83. McLaughlin KA, Aldao A, Wisco BE et al. Rumination as a transdiagnostic factor underlying transitions between internalizing symptoms and aggressive behavior in early adolescents. J Abnorm Psychol 2014;1 23:13 23.

84. Conway CC, Hammen C, Brennan PA. Expanding stress generation theory: test of a transdiagnostic model. J Abnorm Psychol 201 2;1 21:75466.

85. McFarlane T, Olmsted MP, Trottier K. Timing and prediction of relapse

86. in a transdiagnostic eating disorder sample. Int J Eat Disord 2008;41:58793.

87. Wade TD, Bergin JL, Martin NG et al. A transdiagnostic approach to understanding eating disorders. J Nerv Ment Dis 2006;194:51017.

88. McEvoy PM, Hyett MP, Ehring T et al. Transdiagnostic assessment of repetitive negative thinking and responses to positive affect: structure and predictive utility for depression, anxiety, and mania symptoms. J Affect Disord 2018; 23 2:37584.

89. Newby JM, Mewton L, Andrews G. Transdiagnostic versus disorder specific internetdelivered cognitive behaviour therapy for anxiety and depression in primary care. J Anxiety Disord 2017;46: 2534.

90. Lee RSC, Hermens DF, Scott J et al. A transdiagnostic study of education, employment, and training outcomes in young people with mental illness. Psychol Med 2017;47: 206170.

91. Hankin BL, Davis EP, Snyder H et al. Temperament factors and dimen

92. sional, latent bifactor models of child psychopathology: transdiagnostic and specific associations in two youth samples. Psychiatr Res 2017; 25 2:13946.

93. Gibson LE, Cooper S, Reeves LE et al. The association between traumatic life events and psychological symptoms from a conservative, transdiagnostic perspective. Psychiatry Res 2017; 25 2:704.

94. Chasson GS, Bello MS, Luxon AM et al. Transdiagnostic emotional vulnerabilities linking obsessivecompulsive and depressive symptoms in a communitybased sample of adolescents. Depress Anxiety 2017;34:7619.

95. Morris L, Mansell W, Emsley R et al. Prospective cohort feasibility study of a transdiagnostic group intervention for common mental health problems: The Take Control Course. Psychol Psychother Theory Res Pract 2016;89:16380.

96. Holliday SB, Pedersen ER, Leventhal AM. Depression, posttraumatic stress, and alcohol misuse in young adult veterans: the transdiagnostic role of distress tolerance. Drug Alcohol Depend 2016; 161: 348 55.

97. Thibodeau MA, Carleton RN, McEvoy PM et al. Developing scales measuring disorderspecific intolerance of uncertainty (DSIU): a new perspective on transdiagnostic. J Anxiety Disord 2015;31:4957.

98. TangSmith E, Johnson SL, Chen S. The dominance behavioural system: a multidimensional transdiagnostic approach. Psychol Psychother Theory Res Pract 2015;88:394411.

99. Cameron C, Kaplan RA, Rossell SL. An investigation of a novel transdiagnostic model of delusions in a group with positive schizotypal symptoms. Cogn Neuropsychiatry 2014;19: 285304.

100. Bohnke JR, Lutz W, Delgadillo J. Negative affectivity as a transdiagnostic factor in patients with common mental disorders. J Affect Disord 2014;166: 2708.

101. Johnson SL, Carver CS, Joormann J. Impulsive responses to emotion as a transdiagnostic vulnerability to internalizing and externalizing symptoms. J Affect Disord 2013;150:87 28.

102. Hoiles KJ, Egan SJ, Kane RT. The validity of the transdiagnostic cognitive behavioural model of eating disorders in predicting dietary restraint. Eating Behav 201 2;13:1 236.

103. Innis SM, Birmingham CL, Harbottle EJ. Are plasma homocysteine and methionine elevated when binging and purging behavior complicates anorexia nervosa? Evidence against the transdiagnostic theory of eating disorders. Eat Weight Disord 2009;14: e1849.

104. Brown GP, Roach A, Irving L et al. Personal meaning: a neglected transdiagnostic construct. Int J Cogn Ther 2008;1: 2 2336.

105. Bentall RP, Rouse G, Kinderman P et al. Paranoid delusions in schizophrenia spectrum disorders and depression — the transdiagnostic role of expectations of negative events and negative selfesteem. J Nerv Ment Dis 2008;196:37583.

106. Maia A, Nardi AE, Cardoso A. The utilization of unified protocols in behavioral cognitive therapy in transdiagnostic group subjects: a clinical trial. J Affect Dis 2015;17 2:17983.

107. Bentall RP, Rowse G, Shryane N et al. The cognitive and affective structure of paranoid delusions: a transdiagnostic investigation of patients with schizophrenia spectrum disorders and depression. Arch Gen Psychiatry 2009;66: 23647.

108. CorralFrias NS, Nikolova YS, Michalski LJ et al. Stressrelated anhe- donia is associated with ventral striatum reactivity to reward and transdiagnostic psychiatric symptomatology. Psychol Med 2015;45: 260517.

109. Lawrie SM, Hall J, McIntosh AM et al. The ‘continuum of psychosis, : scientifically unproven and clinically impractical. Br J Psychiatry 2010;197:4 235.

110. Pietrzak RH, Naganawa M, Huang YY et al. Association of in vivo kopioid receptor availability and the transdiagnostic dimensional expression of traumarelated psychopathology. JAMA Psychiatry 2014;71:1 26 270.

111. Nota JA, Coles ME. Shorter sleep duration and longer sleep onset latency are related to difficulty disengaging attention from negative emotional images in individuals with elevated transdiagnostic repetitive negative thinking. J Behav Ther Exper Psychiatry 2018;58:114 2 2.

112. Ciaramidaro A, Bolte S, Schlitt S et al. Transdiagnostic deviant facial recognition for implicit negative emotion in autism and schizophrenia. Eur Neuropsychopharmacol 2018; 28: 26475.

113. Stanton K, Rozek DC, StasikO, Brien SM et al. A transdiagnostic approach to examining the incremental predictive power of emotion regulation and basic personality dimensions. J Abnorm Psychol 2016;1 25:96075.

114. Conway CC, Hammen C, Brennan PA. Optimizing prediction of psychosocial and clinical outcomes with a transdiagnostic model of personality disorder. J Pers Disord 2016;30:54566.

115. Sabharwal A, Szekely A, Kotov R et al. Transdiagnostic neural markers of emotioncognition interaction in psychotic disorders. J Abnorm Psychol 2016;1 25:907 2 2.

116. Samtani S, McEvoy PM, Mahoney AEJ et al. Examining a transdiagnostic measure of repetitive thinking in depressed, formerly depressed and neverdepressed individuals. J Affect Disord 2018; 2 29:515 2 2.

117. Pietrzak RH, Rosenheck RA, Cramer JA et al. Elucidating the transdiagnostic dimensional structure of traumarelated psychopathology: findings from VA cooperative study 504 risperidone treatment for military service related chronic post traumatic stress disorder. J Affect Disord 2015;17 2:3316.

118. Grisanzio KA, GoldsteinPiekarski AN, Wang MY et al. Transdiagnostic symptom clusters and associations with brain, behavior, and daily function in mood, anxiety, and trauma disorders. JAMA Psychiatry 2018;75: 201 9.

119. Sheffield JM, Kandala S, Tamminga CA et al. Transdiagnostic associations between functional brain network integrity and cognition. JAMA Psychiatry 2017;74:60513.

120. MacNamara A, Klumpp H, Kennedy AE et al. Transdiagnostic neural correlates of affective face processing in anxiety and depression. Depress Anxiety 2017;34:6 2131.

121. Keil V, Asbrand J, TuschenCaffier B et al. Children with social anxiety and other anxiety disorders show similar deficits in habitual emotional regulation: evidence for a transdiagnostic phenomenon. Eur Child Adolesc Psychiatry 2017; 26:74957.

122. Jauhar S, Nour MM, Veronese M et al. A test of the transdiagnostic dopamine hypothesis of psychosis using positron emission tomographic imaging in bipolar affective disorder and schizophrenia. JAMA Psychiatry 2017;74:1 20613.

123. Gong QY, Hu XY, PetterssonYeo W et al. Networklevel dysconnectivity in drugnaive firstepisode psychosis: dissociating transdiagnostic and diagnosisspecific alterations. Neuropsychopharmacology 2017;4 2:93340.

124. Feldker K, Heitmann CY, Neumeister P et al. Transdiagnostic brain responses to disorderrelated threat across four psychiatric disorders. Psychol Med 2017;47:73043.

125. Chen X, Liu C, He H et al. Transdiagnostic differences in the resting- state functional connectivity of the prefrontal cortex in depression and schizophrenia. J Affect Disord 2017; 217:118 24.

126. Sunderland M, Carragher N, Chapman C et al. The shared and specific relationships between exposure to potentially traumatic events and transdiagnostic dimensions of psychopathology. J Anxiety Disord 2016;38:10 29.

127. Bedwell JS, Butler PD, Chan CC et al. Transdiagnostic psychiatric symptoms related to visual evoked potential abnormalities. Psychiatry Res 2015; 230: 26 270.

128. Spielberg JM, Miller GA, Warren SL et al. Transdiagnostic dimensions of anxiety and depression moderate motivationrelated brain networks during goal maintenance. Depress Anxiety 2014;31:80513.

129. McEvoy PM, Thibodeau MA, Asmundson GJG. Trait repetitive negative thinking: a brief transdiagnostic assessment. J Exper Psy- chopathol 2014;5:38 298.

130. Hagenaars MA, van Minnen A, Hoogduin CAL et al. A transdiagnostic comparison of trauma and panic memories in PTSD, panic disorder, and healthy controls. J Behav Ther Exper Psychiatry 2009;40:41 2 2 2.

131. Corcoran R, Rowse G, Moore R et al. A transdiagnostic investigation of ‘theory of mind, and ‘jumping to conclusions, in patients with persecutory delusions. Psychol Med 2008;38:157783.

132. Goldschmidt AB, Crosby RD, Cao L et al. Network analysis of pediatric eating disorder symptoms in a treatmentseeking, transdiagnostic sample. J Abnorm Psychol 2018;1 27: 25164.

133. Forbush KT, Hagan KE, Kite BA et al. Understanding eating disorders within internalizing psychopathology: a novel transdiagnostic, hierarchicaldimensional model. Compr Psychiatry 2017;79:405 2.

134. RodriguezSeijas C, Stohl M, Hasin DS et al. Transdiagnostic factors and mediation of the relationship between perceived racial discrimination and mental disorders. JAMA Psychiatry 2015;7 2:70613.

135. Vann A, Strodl E, Anderson E. The transdiagnostic nature of metacognitions in women with eating disorders. Eat Disord 2014; 2 2:306 20.

136. Curzio O, Maestro S, Rossi G et al. Transdiagnostic vs. disorder- focused perspective in children and adolescents with eating disorders: findings from a large multisite exploratory study. Eur Psychiatry 2018;49:8193.

137. Reininghaus U, Bohnke JR, Hosang G et al. Evaluation of the validity and utility of a transdiagnostic psychosis dimension encompassing schizophrenia and bipolar disorder. Br J Psychiatry 2016; 209:10713.

138. Hsu KJ, Beard C, Rifkin L et al. Transdiagnostic mechanisms in depression and anxiety: the role of rumination and attentional control. J Affect Disord 2015;188: 2 27.

139. McEvoy PM, Watson H, Watkins ER et al. The relationship between worry, rumination, and comorbidity: evidence for repetitive negative thinking as a transdiagnostic construct. J Affect Disord 2013;151:313 20.

140. McEvoy PM, Mahoney AEJ. Intolerance of uncertainty and negative metacognitive beliefs as transdiagnostic mediators of repetitive negative thinking in a clinical sample with anxiety disorders. J Anxiety Disord 2013; 27: 216 24.

141. Zimmerman M, Morgan T, Stanton K. The severity of psychiatric disorders. World Psychiatry 2018;17: 25875.

142. Tyrer P. Dimensions fit the data, but can clinicians fit the dimensions? World Psychiatry 2018;17: 2956.

143. Fulford K, Handa A. Categorical and/or continuous? Learning from vascular surgery. World Psychiatry 2018;13:3045.

144. Strickland CM, Hopwood CJ, Bornovalova MA et al. Categorical and dimensional conceptions of personality pathology in DSM5: toward a model based synthesis. J Pers Disord (in press).

145. Jauhar S, Krishnadas R, Nour MM et al. Is there a symptomatic distinction between the affective psychoses and schizophrenia? A machine learning approach. Schizophr Res 2018; 20 2: 2417.

146. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 4th ed. Washington: American Psychiatric Association, 1994.

147. Parnas J. Differential diagnosis and current polythetic classification. World Psychiatry 2015;14: 2847.

148. Jablensky A. The dialectic of quantity and quality in psychopathology. World Psychiatry 2018;17:3001.

149. Parnas J, Henriksen MG. Epistemological error and the illusion of phenomenological continuity. World Psychiatry 2016;15:1 267.

150. Zachar P. Quantitative classification as (re)descriptive psychopathology. World Psychiatry 2018;17: 2945.

151. FusarPoli P, Raballo A, Parnas J. What is an attenuated psychotic symptom? On the importance of the context. Schizophr Bull 2017;43:6879 2.

152. Parnas J. The RDoC program: psychiatry without psyche? World Psychiatry 2014;13:467.

153. Ghaemi SN. Feeling and time: the phenomenology of mood disorders, depressive realism, and existential psychotherapy. Schizophr Bull 2007;33:1 2 230.

154. Parnas J. Delusions, epistemology and phenophobia. World Psychiatry 2015;14:1745.

155. Pearl SB, Norton PJ. Transdiagnostic versus diagnosis specific cognitive behavioural therapies for anxiety: a metaanalysis. J Anxiety Disord 2017;46:11 24.

156. RoyByrne P. Transdiagnostic cognitive behavioral therapy and the return of the repressed. JAMA Psychiatry 2017;74:8678.

157. Reed GM. HiTOP must meet the use requirements of the ICD before it can aspire to replace it. World Psychiatry 2018;17: 2978.

158. Wittchen H, BeesdoBaum K. «Throwing out the baby with the bathwater»? Conceptual and methodological limitations of the HiTOP approach. World Psychiatry 2018;17: 2989.

DOI: 10.100 2/wps. 20631

Статья печатается в сокращении.

World Psychiatry. 2019. Vol. 18, № 2. Р. 192-207.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2020 Рік

Зміст випуску 10 (121), 2020

  1. Ю. А. Бабкина

  2. І. Я. Пінчук, М. Ю. Полив’яна

  3. В. Я. Пішель, Т. Ю. Ільницька, С. А. Чумак, Н. М. Степанова, Ю. В. Ячнік

  4. Т. Ю. Ільницька, Ю. М. Ящишина, Жерард Батчер, Ольга Сушко

  5. Ю. О. Сухоручкін

  6. Т. М. Слободін, Н. О. Михайловська

Зміст випуску 9 (120), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Т.І. Негрич

  3. В. И. Харитонов, Д. А. Шпаченко, Т. И. Бочарова

  4. P. Fusar-Poli, M. Solmi, N. Brondino et al.

Зміст випуску 8 (119), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Т. Скрипник

  3. Л. О. Герасименко

  4. Я. Є. Саноцький, Т. М. Слободін, Л. В. Федоришин, В. В. Білошицький, І. Р. Гаврилів, А. В. Гребенюк, І. Б. Третяк, С. В. Фєдосєєв

  5. Г. М. Науменко

  6. С. А. Мацкевич, М. И. Бельская

Зміст випуску 7 (118), 2020

  1. Герхард Дамманн, Вікторія Поліщук

  2. М. М. Орос, О. О. Орлицький, О. С. Вансович, С. Р. Козак, В. В. Білей

  3. С. Г. Бурчинський

  4. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 6 (117), 2020

  1. Ю.А. Бабкіна

  2. Д. А. Мангуби

  3. А. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. В. І. Коростій, І. Ю. Блажіна, В. М. Кобевка

  5. Т. О. Студеняк, М. М. Орос

  6. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 5 (116), 2020

  1. Т. О. Скрипник

  2. Н.А.Науменко, В.И. Харитонов

  3. Ю. А. Крамар

  4. В.И.Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. Н.В. Чередниченко

  6. Ю.О. Сухоручкін

  7. Ю. А. Крамар

  8. Н. К. Свиридова, Т. В. Чередніченко, Н. В. Ханенко

  9. Є.О.Труфанов

  10. Ю.О. Сухоручкін

  11. О.О. Копчак

  12. Ю.А. Крамар

Зміст випуску 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 3 (114), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Бабкіна

  3. О.С. Чабан, О.О. Хаустова

  4. О. С. Чабан, О. О. Хаустова

  5. Ю. О. Сухоручкін

Зміст випуску 2 (113), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Л. А. Дзяк

  3. Ф. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  4. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравицька

  5. Ю. А. Крамар

  6. П. В. Кидонь

Зміст випуску 1 (112), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Ю.А. Крамар

  3. М.М. Орос, В.В. Грабар

  4. В.И. Харитонов, Д.А. Шпаченко

  5. L. Boschloo, E. Bekhuis, E.S. Weitz et al.

Зміст випуску 1, 2020

  1. А.Е. Дубенко

  2. Ю. А. Бабкина

  3. Ю.А. Крамар, К.А. Власова

  4. Ю. О. Сухоручкін

Випуски поточного року

Зміст випуску 1, 2021

  1. А. Є. Дубенко, І. В. Реміняк, Ю. А. Бабкіна, Ю. К. Реміняк

  2. Ю. А. Бабкіна

  3. Л. Б. Мар’єнко

  4. С.Г. Бурчинський

  5. Ю.О. Сухоручкін

Зміст випуску 2 (123), 2021

  1. Ю.А. Бабкина

  2. М. М. Орос, Т. В. Опіярі, Д. І. Біляк, Л. В. Луців

Зміст випуску 1 (122), 2021

  1. Ю.А. Бабкина

  2. Г. В. Макаренко, І. А. Марценковський

  3. О. О. Хаустова, Д. О. Ассонов