скрыть меню

Нейроциркуляторная дистония: патогенез, диагностика, лечение

страницы: 16-18

Вструктуре неврологической заболеваемости в Украине и странах Европы удельный вес вегетативной дистонии составляет – 12,7 и 7,9 % соответственно. В 2014 г. в Украине было официально зарегистрировано более 500 тыс. пациентов с вегетососудистой дистонией (Мищенко, 2016).

Для обозначения вегетативных нарушений за всю историю изучения расстройства предложено большое количество различных терминов. Приведем, к примеру, некоторые из них: «невроз сердца», «вегетативный невроз», «нейроциркуляторная астения», «нейроциркуляторная дистония», «вегетативная дистония», «вегетативная дисфункция», «вегетативные расстройства». В ХІХ веке проявления ВСД называли хандрой, а в ХХ веке – неврастенией. Термины: «нейроциркуляторная астения» (F45), «соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» (F45.3), «расстройства вегетативной (автономной) нервной системы» (G90) включены в МКБ-10. Однако большинство ученых не считают данную патологию болезнью. Нарушения нейровегетативной регуляции, возникающие практически при всех заболеваниях, по своей сути являются неспецифическими, адаптационно-компенсаторными. Они указывают на отклонение в состоянии здоровья. По мнению А.М. Вейна (1998), «вегетативная дистония» – это клинический синдром.

Многие западные авторы в настоящее время психогенно обусловленные полисистемные вегетативные нарушения обозначают как «психовегетативный синдром».

Расстройства вегетативной регуляции

Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС) в составе симпатической, парасимпатической и метасимпатической частей регулирует физиологические процессы внутренних органов, обеспечивая адекватное функциональное состояние всех органов и тканей, в том числе и центральной нервной системы (ЦНС). Деятельность органов и систем постоянно находится под влиянием симпатического и парасимпатического отделов ВНС и определяется уровнем их возбуждения, получившего название «вегетативный тонус». Несмотря на то, что симпатический и парасимпатический отделы ВНС оказывают антагонистическое влияние на организм, на сегодняшний день общепризнанным является представление об их синергическом взаимодействии. При усилении активности одного из отделов ВНС происходит компенсаторное повышение активности другого отдела, за счет чего возникает новый уровень динамического равновесия в обеспечении вегетативной регуляции (Вейн, 1998).

Синдром вегетативной дисфункции (СВД) – это симптомокомплекс расстройств психоэмоциональной сенсомоторной и вегетативной активности, связанной с надсегментарными и сегментарными нарушениями (лимбико-ретикулярного комплекса), в результате чего развивается дезинтеграция вегетативных, эмоциональных, сенсомоторных, эндокринно-висцеральных соотношений, а также нарушается цикл «сон – бодрствование». К тому же отмечаются перманентные и пароксизмальные нарушения, имеющие генерализованный характер. Чаще всего это состояние возникает в виде соматоформного расстройства – невроза, главным или единственным проявлением которого становятся нарушения, имитирующие симптомы хронических заболеваний.

Основой патогенеза вегетативной дисфункции, как уже было сказано, является нарушение интегративной деятельности надсегментарных вегетативных структур. К основным факторам, вызывающим развитие указанного состояния, относятся: наследственная (конституциональная) предрасположенность; эндокринные перестройки организма (пубертатный и климактерический периоды); соматические заболевания, стрессы, неврозы, психоэмоциональное напряжение; органические поражения головного мозга с участием диэнцефальных структур (травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекции) и др. Наследственно-конституциональные факторы могут приводить к появлению вегетативной дисфункции в раннем детском возрасте («вегетативно-стигматизированные дети»). В препубертатный и пубертатный период СВД может возникать при формировании новых эндокринно-вегетативных взаимоотношений, интегративных паттернов.

Известно, что в физиологических условиях усиление воздействий одного из отделов вегетативной нервной системы приводит к компенсаторному напряжению в регуляторных механизмах другого. В состоянии перенапряжения происходит срыв адаптации, нарушается регуляторная функция, и усиление активности одного отдела не приводит к соответствующим изменениям со стороны другого, что клинически проявляется симптомами вегетативной дисфункции.

Среди множества причин нарушения функционирования вегетативной нервной системы выделяют как врожденные, то есть наследственно-конституциональные, которые имеют аутосомно-доминантный тип наследования, так и приобретенные. Неблагоприятное течение беременности и родов способствует нарушению созревания клеточных структур надсегментарного аппарата; постнатальные повреждения ЦНС (травмы черепа, опухоли, инфекции), умственное и физическое переутомление, неблагоприятное влияние продуктов горения табака, алкоголя, токсико- и наркомании также могут приводить к дестабилизации ВНС. Как правило, СВД наиболее часто проявляется в виде эмоционально-вегетативных нарушений и затрагивает практически все органы и системы организма, включая и вестибулярную систему.

Симптомы вегетососудистой дистонии

Клинические проявления вегетативной дисфункции обусловлены расстройством вегетативной регуляции сердечной деятельности и системного кровотока, которые выражаются несколькими типами жалоб. Первый тип симптомов – это жалобы, основанные на объективных признаках вегетативного раздражения, которые характеризуются неврологическими и трофическими нарушениями и расстройствами адаптации. Второй тип симптомов напротив, имеет субъективный, неспецифический или изменчивый характер, которые пациент соотносит с каким-либо органом или системой органов. Данные признаки могут возникнуть в любом возрасте, при определенных внешних и внутренних условиях, например, при стрессе, психоэмоциональных, физических перегрузках, при гормональной перестройке, после травм или перенесенных инфекционных заболеваний.

В структуре клинических проявлений выделяют три ведущих синдрома: психовегетативный, вегетативно-сосудисто-трофический и синдром прогрессирующей вегетативной недостаточности.

Психовегетативный синдром выражается перманентно-пароксизмальными нарушениями, обусловленными дисфункцией систем мозга.

Синдром прогрессирующей вегетативной недостаточности проявляется периферическими сегментарными, а также в сочетание с церебральными и периферическими вегетативными расстройствами.

Основой вегетативно-сосудисто-трофического синдрома являются периферические вегетативные нарушения, вызванные поражениями смешанных нервов, сплетений и корешков, обеспечивающих конечности нервными волокнами и проходящими по ним импульсами.

В зависимости от клинико-патогенетических особенностей течения различают: нейроциркуляторную дисфункцию (превалируют проявления психовегетативного синдрома и внутричерепной гипертензии); вегетативно-сосудистую дисфункцию (преобладают расстройства гемодинамики по гипер- или гипотензивному типу); вегетативно-висцеральную дисфункцию (в виде патологии желудочно-кишечного тракта); пароксизмальную вегетативную недостаточность (внезапные тяжело протекающие вегетативные кризы). Каждая из этих форм может проходить с преобладанием тонуса симпатической или парасимпатической нервной системы.

Со стороны кардиоваскулярной системы для СВД характерны болевые ощущения в левой половине грудной клетки ноющего, колющего, сжимающего, жгучего характера, возникающие во время эмоционального напряжения и не связанные с физической нагрузкой. Боль обычно сопровождается парестезиями в области сердца, сердцебиением или ощущением замирания сердца. У больных может появляться головная боль в висках пульсирующего характера (вазомоторный тип цефалгии), онемение дистальных отделов рук и ног. Отмечается склонность к артериальной гипертензии или гипотензии, наблюдается дистальный акроцианоз или «мраморность» кистей, стоп и их похолодание. При этом органические изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, по данным физикальных, электрокардиографических и электросонографических исследований отсутствуют.

Что касается органов дыхания, то могут отмечаться такие ощущения как: нехватки воздуха, одышка, затрудненное дыхание, чувство сдавливания грудной клетки, кома в горле без физикальных и рентгенологических признаков поражения органов грудной клетки. Объективно регистрируется частое поверхностное дыхание, могут возникать зевота или покашливание. Иногда на фоне нарушенного дыхания развивается обморок.

Кроме этого, могут наблюдаться расстройства работы органов желудочно-кишечного тракта: диспептические или дискинетические нарушения без признаков органической патологии желудочно-кишечного тракта. Больные жалуются на тошноту, урчание или боль в животе, при этом данное состояние не соответствует выраженности абдоминалгии.

В терморегуляционной и потоотделительной системах СВД проявляется в виде длительного (более 2-3 недель) повышения температуры тела до субфебрильных цифр, не связанного с инфекционными заболеваниями или наличием хронических очагов инфекции. У пациентов возникают периодические ознобы, диффузный или локальный гипергидроз. Однако при клиническом, биохимическом, иммунологическом исследованиях крови патологические изменения не выявляются. Больные обычно удовлетворительно переносят такое состояние. Температура тела может повышаться во время эмоционального перенапряжения.

Касательно процессов сосудистой регуляции, то СВД может выражаться дистальным акроцианозом и гипотермией, феноменом Рейно, вазомоторными цефалгиями (пульсирующая головная боль) мигренозного типа, липотимиями, приливами жара и холода.

Одним из частых проявлений СВД являются мышечно-тонические феномены, особенно головная боль напряжения (тензионная цефалгия), характеризующаяся ощущением сдавливания головы, тесного головного убора, болезненностью кожи головы. Наиболее часто подобная головная боль появляется вследствие эмоционального перенапряжения и уменьшается после рефлекторных методов воздействия. Кроме того, могут возникать мышечно-тонические феномены в руках, ногах, связанные с повышением нервномышечной возбудимости. Чаще всего СВД проявляется сочетанием клинических симптомов со стороны разных систем организма.

Неотъемлемыми клиническими симптомами СВД являются эмоциональные расстройства. Чаще всего это немотивированная тревога, страх смерти или развитие соматического заболевания, общая слабость, раздражительность. Такие пациенты концентрируются на своем заболевании, часто посещают врача, предъявляют многочисленные жалобы, испытывают разнообразные методы лечения. Как правило, эмоциональные нарушения сочетаются с расстройствами сна в виде диссомний или гиперсомний.

Лечение вегетососудистой дистонии

Современный взгляд на устранение синдрома ВСД состоит в одновременном применении комплекса медикаментозных и немедикаментозных методов, причем последним в некоторых случаях принадлежит ведущая роль. В лечении данной патологии используют коррекцию нарушений психоэмоциональной сферы, физиотерапевтические методы, фармакотерапию. Пациентам рекомендуют придерживаться здорового образа жизни, изменить трудовую деятельность, посетить лечебные санатории.

Физиотерапевтические процедуры успешно применяются не только при лечении больных с ВСД в условиях поликлиники или стационара, но и при проведении санаторно-курортного лечения. Наиболее часто используют электрофорез с разными фармакологическими средствами (кальцием, кофеином, мезатоном, эуфиллином, папаверином, магнием, бромом, новокаином), электросон, водные процедуры (душ Шарко или циркулярный, подводный душ-массаж, контрастные ванны), хлоридно-натриевые ванны, общие радоновые, сероводородные, йодобромные ванны, транскраниальную электроаналгезию, синусоидальные модулированные токи, гальванизацию, магнитотерапию, аэроионотерапию, инфракрасную лазеротерапию, УВЧ-терапию, тепловые процедуры (аппликации парафина и озокерита), грязелечение. Показаны иглорефлексотерапия и массаж.

Фармакологический спектр применяемых при ВСД препаратов достаточно внушительный в связи с многообразием симптомов заболевания. Одновременное назначение большого количества препаратов может нанести вред пациенту, поэтому для каждого больного создается программа приема лекарств в определенной последовательности, которая корригируется в процессе лечения.

Одним из комплексных препаратов, созданных на основе растительного сырья и компонента с метаболическим действием, является препарат Кратал (ПАО НПЦ «Борщаговский ХФЗ»). Одна таблетка препарата Кратал содержит 43 мг густого экстракта плодов боярышника, 87 мг густого экстракта пустырника и 867 мг таурина. В ходе экспериментальных и клинических исследований было установлено, что данное средство обладает мягким кардиотоническим, антиангинальным, антиоксидантным, антиаритмическим, антигипоксическим, антиагрегантным и антиатерогенным действием. Именно этот комплекс биологически активных веществ в составе препарата Кратал приводит к синергизму терапевтического действия отдельных компонентов, что определяет широкие возможности для его использования и позволяет отнести к его группе цитопротекторов, которые активно влияют на нарушенные процессы обмена веществ в организме.

Таурин является небелковой серосодержащей η-аминокислотой, которая принимает непосредственное участие, прежде всего, в метаболических процессах углеводного и белкового обмена, регуляции клеточного обмена, нейромодуляции, вазодилатации, сердечной деятельности, процессах обучения и памяти, оказывает антиатерогенное и гипотензивное действие. Также таурин защищает различные органы от повреждений, в том числе при психологическом и окислительном стрессе, обладает кардиопротекторным эффектом. Его нейропротекторный эффект проявляется в улучшении мозгового кровообращения, когнитивных функций, устранении невротической симптоматики и соматовегетативных нарушений.

К тому же таурин продемонстрировал мощные цитопротекторные свойства, также регулирует метаболизм фосфолипидов и прямо воздействует на стабильность мембраны. Кроме того, он усиливает биотрансформацию холестерина в желчные кислоты, а увеличенное количество желчных кислот, в свою очередь, может усилить выведение холестерина из организма. За счет антиоксидантного эффекта таурин может уменьшить окисление липопротеидов низкой плотности и таким образом ослабить процесс развития атеросклероза.

Второй компонент препарата – боярышник, который считается одним из лучших кардиотоников, – расширяет периферические и коронарные сосуды, улучшает кровоснабжение и метаболизм миокарда, тем самым оказывает кардиопротекторное, гипотензивное и гипохолестеринемическое действие, устраняет болезненность и ощущение тяжести в сердце, успокаивает нервную систему.

Третий компонент препарата – пустырник, за счет наличия в его химическом составе алкалоидов, эфирных масел, органических кислот (яблочной, винной, лимонной и др.), флавоноидов, гликозидов, сахаристых веществ, витаминов (Е, С, каротина – предшественника витамина А), минеральных веществ, воздействует успокаивающе на нервную систему и восстанавливает сердечный ритм, увеличивает силу сердечных сокращений, обладает успокаивающим, понижающим артериальное давление, спазмолитическим (снимает спазм гладкой мускулатуры внутренних органов и кровеносных сосудов), противосудорожным и легким мочегонным действием.

Результаты различных исследований (Квашнина, 2006) показали, что препарат Кратал хорошо переносится, не имеет токсического воздействия, не вызывает аллергических реакций и является эффективным и безопасным препаратом для лечения различных типов СВД.

Таким образом, препарат Кратал в комплексном лечении пациентов с вегетативной дисфункцией улучшает их клиническое состояние, быстро и эффективно купирует основные проявления: значительно снижается выраженность кардиального синдрома (ощущения сердцебиения), регрессируют проявления дезадаптации (нормализуется сон, исчезает метеочувствительность, раздражительность, эмоциональная лабильность, утомляемость) и абдоминальный синдром, уменьшаются проявления нейроваскулярного синдрома (головная боль, головокружение). Перечисленные качества, удобство приема и незначительные побочные явления обеспечивают высокий уровень комплаенса.

Подготовила Татьяна Антонюк

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2017 Год

Содержание выпуска 1, 2017

  1. Ю.А. Крамар

  2. А.Е. Дубенко, В.И. Коростий

  3. В.А. Гриб, М.Ю. Дельва, Н.В. Романюк

  4. С.П. Московко, Г.С. Московко, Г.С. Руденко та ін.

  5. С.В. Попович, И.В. Яцык

Содержание выпуска 10 (93), 2017

  1. В.И. Харитонов

  2. В.Ю. Федченко

  3. М.М. Орос, Т.В. Іваньо, В.І. Смоланка, С.В. Орос

  4. О.Г. Морозова, А.А. Ярошевский

  5. І.М. Карабань, В.В. Безруков, Ю.І. Головченко, В.І. Цимбалюк

Содержание выпуска 7-8 (91), 2017

  1. А.Є. Дубенко

  2. Ю. А. Крамар

  3. О. Сувало, О. Плевачук

Содержание выпуска 6 (90), 2017

  1. І. А. Марценковський, Т.М.С. Павленко,

  2. К. Карбовська, Ю. Мірошниченко

  3. Ю.Ю. Вревская

  4. А.Є. Дубенко, С.О. Сазонов, Ю.А. Бабкіна, О.Є. Кутіков

  5. Ю.А. Крамар

  6. Т.В. Антонюк

  7. Ю.А. Алімова, І.В. Гордієнко

  8. І.А. Марценковський, К.В. Дубовик

Содержание выпуска 4 (88), 2017

  1. І.А. Марценковський, К.В. Дубовик

  2. Ю.Ю. Вревская

  3. Ю.А. Крамар

  4. Л.Б. Мар

  5. І.А. Марценковський

  6. Т.В. Антонюк

  7. С.Г. Бурчинский

  8. О.В. Богомолець, І.Я. Пінчук, А.К. Ладик

  9. М.М. Орос, В.І. Смоланка, Н.В. Софілканич та ін.

  10. Ю.А. Крамар

Содержание выпуска 3 (87), 2017

  1. В.О. Бедлінський

  2. Ю.А. Крамар

  3. І.О. Франкова, О.О. Богомольця

  4. Т.В. Антонюк

  5. Т.А. Литовченко, О.Ю. Сухоносова

  6. И.А. Марценковский, И.И. Марценковская

  7. О.М. Авраменко

Содержание выпуска 2 (86), 2017

  1. І.О. Франкова, О.О. Богомольця

  2. Ю.А. Крамар

  3. Є.І. Суковський

  4. С.В. Попович, Е.В. Рыбка

  5. І.А. Марценковський, К.В. Дубовик, Т. С. Павленко та ін.

  6. С.Г. Бурчинский

  7. С.Н. Стадник

Содержание выпуска 1 (85), 2017

  1. А.О. Широка

  2. И.А. Франкова, П.В. Краснова

  3. Є.І. Суковський

  4. Я.М. Драб

  5. С.П. Московко, Г.С. Руденко, Г.С. Московко та ін.

  6. С.П. Московко, Г.С. Руденко, Г.С. Московко та ін.