сховати меню
Розділи: Огляд

Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

В рамках III Национального конгресса неврологов, психиатров и наркологов Украины с 3 по 5 июля этого года в Харькове проходил VIII Международный украинско-баварский симпозиум, посвященный медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе симпозиума приняли участие ведущие ученые и специалисты в области детской неврологии, психиатрии и реабилитологии из Украины, Германии, Российской Федерации, Белоруссии, Молдовы, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Венгрии, Польши, Словении, Швеции.
Ученых и практиков объединила необходимость рассмотрения таких актуальных аспектов медико-социальной реабилитации, как стандартные подходы к комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация новорожденных и детей раннего возраста с патологией нервной системы, медицинская и социально-педагогическая составляющие комплексной реабилитации детей с органическим поражением нервной системы.
Более детально осветил исторические предпосылки к проведению данных симпозиумов, их значение и роль в развитии медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также перспективы и цели дальнейшей работы директор Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы МЗ Украины, главный внештатный детский невролог МЗ Украины, заведующий кафедрой детской неврологии и медико-социальной реабилитации Национальной медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика Владимир Юрьевич Мартынюк.

5_1.jpg– История организации симпозиумов берет свое начало с 1991 года, когда начались переговоры между Министерствами здравоохранения Украины и Федеральной Земли Баварии о создании в Украине центра по оказанию помощи детям, инвалидность которых обусловлена патологией нервной системы. В 1993 году был подписан такой договор, а в 1996 году создан Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическим поражением нервной системы. С 1993 по 1996 год около 40 специалистов центра прошли стажировку в Германии, где они обучались современным технологиям диагностики, лечения и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы. Именно инновационные знания специалистов стали основой развития системы оказания квалифицированной помощи детям с хроническими заболеваниями, нарушением развития, инвалидностью, в том числе с комп-лексной инвалидностью в Украине. Бесспорно, что появление новых направлений существенно изменило представления о реабилитации, которые до этого существовали в нашем государстве. Как следствие, появилась необходимость в распространении полученных знаний, тогда и возникла идея проведения симпозиумов, посвященных решению этой задачи. Инициатива их проведения исходила от Украинского медицинского центра реабилитации детей с органическим поражением нервной системы, которую поддержал профессор Владимир Ильич Козявкин, Детского реабилитационного центра г. Мюнхена и Института социальной педиатрии и подростковой медицины г. Мюнхена под руководством профессора Хубертуса фон Фосса.
С 1995 по 2007 год проведено восемь симпозиумов, один из которых проходил в Мюнхене с участием 70 украинских специалистов.
Благодаря этим симпозиумам мы достигли главного, а именно – коренным образом поменяли подходы к реабилитации детей с патологией нервной системы и приняли европейские модели реабилитации детей.
С 1998 года, согласно решению Ученого медицинского совета МЗ Украины, была поддержана современная модель комплексной реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы – «тандем-партнерство», суть которой состоит в согласованном сочетании медицинского и социально-педагогического аспектов реабилитации. Согласно этой модели, предусматривается обязательное обучение родителей методикам реабилитации, которые используются для лечения ребенка.
За прошедшие годы не только созданы новые стандарты реабилитации детей с патологией нервной системы, но и открыт 61 реабилитационный центр во всех регионах Украины. Ряд ученых и практических врачей, разработавших и внедривших современную методологию реабилитации, в 1999 году стали лауреатами Государственной премии Украины.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 2,5% общего количества детей составляют дети, соответствующие понятию инвалидности и нуждающиеся в помощи государства, из них 1% – тяжелые лежачие инвалиды, которых полностью адаптировать к социальной жизни очень трудно. Третья категория – 10-20% детей – не являются ни инвалидами, ни полностью здоровыми. Это – дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением поведения, плохо успевающие в школе, с какими-либо пограничными нарушениями неврологического статуса; и все они для лучшей адаптации в обществе требуют постоянной коррекции специалистов – врачей, педагогов, логопедов, психологов.
На сегодняшний день в Украине зарегистрировано около 150 тыс. детей-инвалидов (приблизительно 2,5%), о которых шла речь выше, однако количество детей, нуждающихся в постоянной коррекции, в 10-20 раз больше.
Специалистам предстоит действительно большой объем работы, в частности профилактической. В связи с этим возникает вопрос правильной организации этой работы, прежде всего, на государственном уровне, в частности – достаточного финансирования. Сегодня Украина находится на пути поиска правильного решения этого вопроса, благодаря проведению данных симпозиумов появляется возможность оценить и обсудить те модели, которые работают в других странах, предложить понятную модель помощи детям-инвалидам в Украине. Ту модель, которая позволила бы сконцентрировать финансовую помощь на семье ребенка-инвалида, а не на реабилитационных структурах. Решение этого вопроса даст возможность перейти с внедренных медицинских аспектов реабилитации к социальным аспектам помощи таким детям. Необходимо также создание комплексных региональных центров реабилитации, а не дублирование уже созданных.
Семья, столкнувшись с диагнозом инвалидизирующего заболевания, попадает в тяжелейшую, прежде всего, психологическую ситуацию, поскольку отсутствуют четкие и понятные объяснения всей последующей работы с ребенком и перспектив помощи детям. Введение во всех регионах Украины так называемых реабилитационных паспортов позволит четко объяснить семье весь дельнейший реабилитационный процесс.
Задач и вопросов, обсуждаемых на симпозиумах, по-прежнему много, но уже видны перспективы этой работы.
Наши коллеги из других стран СНГ не только активно принимают участие в наших симпозиумах, но и проводят подобные у себя. Таким образом, передовой опыт, который Украина переняла у цивилизованных стран, прежде всего у Германии, имеет тенденцию к распространению и в других странах СНГ.
Мы надеемся, что и там на смену старому мировоззрению, где в основе реабилитации лежал медикаментозный подход, придет современный – социальная педиатрия, цель которой состоит в том, чтобы приспособить ребенка с его особенностями к цивилизованной сознательной жизни. То есть дать возможность ребенку с любой патологией почувствовать себя равным в стране, которая хочет называться демократическим государством.

Комментарии

Президент Института социальной политики, профессор А.Г. Шевцов
– Для прошедшего симпозиума было характерно достаточно серьезное и фундаментальное рассмотрение вопросов, связанных с интегральными и реабилитационными технологиями. Необходимо отметить, что во время симпозиума работала секция по социальной и педагогической комплексной реабилитации, представляющая интерес для психологов, педагогов-дефектологов и коррекционных педагогов. Решение комплексных вопросов, связанных со всеми видами реабилитации (медицинской, педагогической, психологической и социальной), ведет к достижению нашей основной цели – социальной интеграции ребенка. Чтобы его социализировать, сделать полноценным членом общества, одной медицинской реабилитации недостаточно. Поэтому очень важно, что специалисты в области реабилитологии изучают вопросы, связанные с психологической поддержкой медицинского процесса, – специализированную педагогическую работу и обучение, медицинскую и социальную психологию, формирование мотивации у ребенка.
Доклады, которые я представил на симпозиуме, связаны с оккупациональной терапией – технологией, которая основана на физической, психологической и социальной реабилитации, то есть то, что мы называем комплексной реабилитацией и интеграль-ными реабилитационными технологиями. Именно эти вопросы были очень широко освещены на симпозиуме. И мне, как коррекционному педагогу и реабилитологу, очень приятно, что медики активно участвовали в таком обсуждении.

Главный детский невролог МЗ России, профессор, доктор медицинских наук В. М. Студеникин
– Симпозиум проводится восьмой раз, и уровень его не снижается, а наоборот становится все выше и выше. Все услышанные на симпозиуме доклады соответствуют самым высоким стандартам международных конференций. Сама тематика их неизменна, в первую очередь это – детские церебральные параличи, другие органические поражения нервной системы, возможности нейро- и комплексной реабилитации при этих патологиях.
К счастью, неврологи все чаще обращают внимание на нейропедиатрию, в частности на перинатальные поражения нервной системы, хотя терминологический разнобой продолжает сохраняться. И что особенно радует – появились достаточно понятные решения по использованию медикаментозной терапии. Кое-кто из специалистов готов полностью отказаться от использования медикаментов, заменив их немедикаментозными методами лечения, однако вряд ли это приемлемо, поскольку существует достаточно большое количество новых и эффективных препаратов как зарубежного, так и отечественного производства, которые существенно меняют прогноз и качество жизни пациентов.

Главный детский невролог МЗ Узбекистана, профессор, доктор медицинских наук Ш.Ш. Шамансуров
– Исходя из собственного опыта, хочу отметить высокий уровень поставленных вопросов, касающихся тех направлений, которые были освещены на симпозиуме. Из проблем, рассматриваемых на нем, следует отметить особое внимание к реабилитации детей, разнообразию подходов к реабилитационному процессу. Имеются в виду различные методики, общая черта которых – направленность на социальную адаптацию ребенка, в результате чего есть возможность выбора наиболее оптимального варианта или сочетания методов для достижения необходимой социальной адаптации.
На симпозиуме прозвучали мнения специалистов о нецелесообразном применении многих препаратов, поэтому крайне важно при лечении таких детей стремиться к единым общепринятым стандартам.
Польза в проведении данных симпозиумов бесспорна, так как появляются предпосылки для создания единой системы стандартизации, одинаково полезной во всех отношениях для многих специалистов.

Заведующий кафедрой неврологии детского возраста РМАПО, профессор, доктор медицинских наук В.П. Зыков
– Одна из тем, рассматриваемых на нынешнем симпозиуме, была посвящена повреждениям мозга у ребенка в период новорожденности и последующему периоду восстановления мозговых функций. Очень важно, что в рамках данной тематики обсуждались стандарты диагностики и лечения детей первого года жизни, а это, пожалуй, самый важный вопрос в детской неврологии. Собственно говоря, это и есть ступень к дальнейшей стандартизации диагностики и лечения детей с органическими поражениями нервной системы.
Хотелось бы отметить доклады, прозвучавшие на симпозиуме и посвященные лучшим и наиболее известным методам лечения. В частности, это методы реабилитации по Бобату и Войту, возможности интенсивного воздействия на ребенка, а именно – система интенсивной нейрофизиологической реабилитации, которая разработана под руководством профессора В.И. Козявкина. Достаточно впечатляющим был доклад об объемах и результатах помощи, осуществляемой Украинским медицинским центром реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы, которым руководит В. Ю. Мартынюк.
Участники конгресса смогли убедиться в том, насколько большая работа проделана при подготовке большого количества отличных докладов, содержащих самые современные данные.

Подготовил Сергей Боровик.

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2007 Рік

Зміст випуску 4 (5), 2007

Зміст випуску 3 (4), 2007

Зміст випуску 2 (3), 2007

Випуски поточного року

Зміст випуску 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,