16 травня 2010 р.
Группа ученых из Испании во главе с доктором A. Campayo (Instituto Aragones de Ciencias de la Salud, Zaragoza, Spain) в ходе 5летнего исследования установили, что даже нетяжелая депрессия может привести к развитию сахарного диабета (СД) у лиц старше 55 лет.
Результаты исследования, опубликованные в онлайновом выпуске American Journal of Psychiatry, показали, что клинически значимая депрессия была связана с увеличением риска СД на 65%.
Предыдущее исследование показало, что у индивидуумов с депрессией риск развития СД повышен на 60%. «Однако в большинстве этих исследований использовались довольно слабые методы, чтобы зафиксировать депрессию, такие как сообщения самих пациентов или диагнозы врачей общей практики», – утверждают авторы.
Цель данного испытания состояла в изучении взаимосвязи между клинически значимой депрессией (не ограниченной большим депрессивным расстройством) и риском развития СД. Исследователи также изучили риск СД относительно нетяжелой, впервые выявленной, персистирующей и нелеченой депрессии.
Случайная выборка 4803 взрослых из «Zaragoza Dementia and Depression Project» была идентифицирована и опрошена в начале исследования. После исключения пациентов с деменцией и СД в общей сложности 3521 участник старше 55 лет был включен в испытание. Из них у 379 лиц определили депрессию (80,5% женщин; средний возраст – 73,6 года), у 3142 – депрессия отсутствовала (51,9% женщин; средний возраст – 71,8 года).
Распространенность СД оценивали с помощью анкетного опроса по факторам риска в начале исследования, затем спустя 2,5 и 5 лет.
Результаты показали, что риск развития СД был выше среди пациентов с депрессией в сравнении с таковыми без нее, и ассоциация оставалась существенной после учета потенциально смешивающих факторов, включая факторы риска СД.
Частота СД составила 19,70 на 1 тыс. человек для лиц с депрессией по сравнению с 12,36 – для недепрессивных пациентов.
Хотя подгруппы лиц с нетяжелой, постоянной и нелеченой депрессией ассоциировались со значительным увеличением риска СД по сравнению с пациентами без депрессии (отношение рисков – 1,66, 2,09 и 1,83 соответственно), лечение антидепрессантами не проводилось.
В целом популяционный процентный риск для СД после сравнения депрессивных и недепрессивных пациентов, основанный на стандартизированных отношениях рисков, составил 6,87%.
Исследователи отмечают, что их результаты подтверждают предыдущие сообщения о взаимосвязи депрессии и СД. «Однако в дальнейшем необходимо изучить, снижает ли лечение депрессии повышенный риск диабета», – заключают ученые.