4 листопада 2010 р.
Согласно результатам исследования, полученным доктором R.C. Carter et al. из Бостонской детской больницы и Гарвардской медицинской школы (Бостон, Массачусетс), железодефицитная анемия (ЖДА) связана с нарушениями памяти у детей.
Исследователи утверждают, что возникшая в грудном возрасте ЖДА в дальнейшем может привести к когнитивным расстройствам. Нарушения, связанные с социальноэмоциональным развитием, также часто наблюдаются у младенцев с ЖДА, однако неизвестно, оказывают ли они влияние на когнитивные функции.
Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить влияние ЖДА на определенные функции у новорожденных, а также воздействие на них эмоциональных нарушений, связанных с ЖДА.
Тестирование когнитивных функций в 9 и 12 месяцев включало тест младенческого интеллекта Фагана, задание AnotB, исследование уровня эмоциональности, активности и общительности, а также шкалу оценки поведения.
В исследовании принимали участие 28 младенцев с ЖДА, 28 – с «неанемичным» железодефицитом и 21 – с достаточным уровнем железа.
По сравнению с младенцами без ЖДА у новорожденных с данной патологией, а также тех, которые имели уровень гемоглобина 105 г/л, наблюдалась худшая опознающая память по тесту младенческого интеллекта Фагана; эти данные были опосредованы показателями ориентация/вовлеченность по шкале оценки поведения. Новорожденные с худшими значениями социальноэмоционального развития в большей степени подвергались ЖДА.
Как утверждают авторы исследования, полученные данные указывают на ухудшение общего состояния, а также кратковременной памяти у младенцев с ЖДА в возрасте 9 месяцев. Дети с низким социальноэмоциональным развитием подвергались большему влиянию ЖДА на когнитивные функции.
Ограничения исследования включали небольшой размер выборки, неспособность контролировать поступление железа, а также определить ответ на железо у младенцев, у которых не брали последующий анализ крови; кроме того, степень и продолжительность ЖДА были незначительными.
«Полученные результаты свидетельствуют об определенных нарушениях в когнитивном процессе (внимание и память) при ЖДА в важный период младенческого развития, что позволяет оказать им необходимую первую помощь, – утверждают авторы исследования. – Кроме того, ранние когнитивные расстройства, вероятно, частично опосредованы влиянием ЖДА на способность младенца приспосабливаться к окружающей среде, и нарушения социальноэмоционального развития увеличивают вероятность влияния ранней ЖДА на когнитивные функции младенца».