Применение габапентина в терапии нейропатической боли
Нейропатическая боль – это боль, обусловленная поражением нервной системы. Она может возникать при органических поражениях как периферической, так и центральной нервной системы, при этом выраженность болевых ощущений индивидуальна у каждого пациента и не всегда коррелирует со степенью поражения нервных структур. Рекомендации по лечению этого состояния представлены в соответствующих руководствах и основаны на результатах мультицентровых рандомизированных контролируемых плацебо исследований. В обзоре A.B. O’Connor, R.H. Dworkin «Treatment of neuropathic pain: an overview of recent guidelines» предпринята попытка обобщить данные современных рекомендаций по лечению нейропатической боли. При содействии Международной ассоциации по изучению боли (International Association for the Study of Pain) был проведен анализ существующих руководств по ведению пациентов с данной патологией с учетом клинической эффективности, побочных эффектов предложенных фармпрепаратов, влияния их на качество жизни, удобства применения и экономической целесообразности. Согласно полученным результатам, препараты первой линии включают антидепрессанты (трициклические и ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина), альфа(2)-дельта лиганды кальциевых каналов, такие как габапентин, прегабалин и местный анестетик лидокаин. Опиодные анальгетики и трамадол отнесены к лекарственным средствам второй линии и могут быть рассмотрены в качестве первой линии лишь при определенных клинических обстоятельствах.
Cходные данные представлены в обзоре A. Vadalouca, I. Siafaka et al. «Therapeutic management of chronic neuropathic pain: an examination of pharmacologic treatment», опубликованном в The New England Journal of Medicine. Авторы утверждают, что результаты имеющихся исследований и накопленный клинический опыт дают основания рекомендовать для терапии нейропатической боли габапентин, лидокаин, трициклические антидепрессанты, опиоидные анальгетики и трамадол. Доказано, что габапентин в дозе до 3600 мг/сут значительно снижает боль по сравнению с плацебо. Также продемонстрировано его положительное влияние на сон, настроение и качество жизни. Побочные эффекты габапентина включали сонливость и головокружение, редко – гастроинтестинальные симптомы и периферические отеки.
Об особенностях применения традиционно рекомендуемых препаратов для лечения нейропатической боли у лиц пожилого возраста пишут C. Haslam и T. Nurmikko в статье «Pharmacological treatment of neuropathic pain in older persons». На сегодняшний день не накоплено достаточно сведений для создания специфических рекомендаций для данной категории больных. Тем не менее, авторы пришли к выводу, что существующие рекомендации по лечению нейропатической боли могут быть использованы у лиц пожилого возраста с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики отдельно взятых препаратов, противопоказаний к их применению и при строгом мониторировании побочных эффектов. В целом, лекарственные средства необходимо назначать в более низкой дозе, и наращивание дозировки следует проводить медленнее и осторожнее, чем у лиц молодого и среднего возраста. Общие рекомендации включают лечение габапентином, трициклическими антидепрессантами и, в определенных случаях, местным анастетиком лидокаином. Выбор между трицикликами и габапентиноидами основан скорее на переносимости, чем на качестве и интенсивности боли. Однако, отмечают авторы, несмотря на то что серьезных нежелательных явлений замечено не было, трициклики следует применять с особой осторожностью из-за их кардиотоксического эффекта и других побочных действий.
Интересный клинический случай описывают A.L. Haney, S.S. Garner и T.H. Cox (Медицинский университет Южной Каролины, США). Авторы наблюдали младенца мужского пола, рожденного на 39-й неделе беременности, с гипотонией, функциональным укорочением кишечника и микродупликацией 22-й хромосомы. За период госпитализации ребенок перенес многочисленные осложнения, в том числе дыхательную недостаточность, стойкую легочную гипертензию новорожденных, гипокальциемию, гипогликемию, гипербилирубинемию, гастроэзофагеальный рефлюкс, некротический энтероколит и холестатическую желтуху. Кроме боли, обусловленной процедурами и операциями, ребенок продолжал испытывать боль и раздражительность, вызванные неврологическими расстройствами вследствие хромосомной аномалии. Курс лоразепама совместно с эпизодическим приемом морфия и фенобарбитала не дал результатов в снятии этих симптомов. Нефармакологическое лечение также оказалось неэффективным. На 98-й день жизни ребенка был начат прием габапентина на ночь в дозе 5 мг/кг. Матерью и многочисленными медицинскими работниками было отмечено улучшение состояния ребенка. Также наблюдалось снижение уровня боли по шкале оценки боли у новорожденных. Ребенок продолжил получать габапентин; дозировка была увеличена до 10 мг/кг на ночь после 6 дней приема, затем – до 5 мг/кг в первой половине дня и 10 мг/кг на ночь 10 дней спустя. Ребенок хорошо перенес лечение габапентином, за исключением нистагма, замеченного на 31-й день приема препарата и исчезнувшего после его отмены. Данный клинический случай, по утверждению авторов, дает основания полагать, что габапентин является хорошей альтернативой при лечении боли и раздражительности у новорожденных с неврологическими нарушениями. Безусловно, существует необходимость в дальнейших исследованиях для подтверждения безопасности и эффективности габапентина у данной категории больных.
По материалам www.ncbi.nlm.nih.gov, http://pubget.com.