сховати меню

Расстройства сна могут стать причиной деменции

26 травня 2009 р.

Согласно результатам исследования, проведенного в Университете МакГилла (Канада), опубликованным в журнале Neurology, 17,5% пациентов с расстройством быстрого сна (РБС) в течение 5 лет подвержены риску развития болезни Паркинсона (БП) или деменции. Риск возрастает на 40,6% спустя 10 лет и превышает 52,4% после 12 лет.

У пациентов с РБС проявляются недостаточная мышечная атония в фазе быстрого сна и избыточная моторная деятельность, например, размахивание руками или стереотипные ритмичные движения ногами во время этой фазы. «Выявление риска для возникновения БП и деменции среди пациентов с РБС является неотъемлемой частью терапии и профилактики, – отмечает исследователь Р.Б. Постума (R.B. Postuma). – Важно этих пациентов наблюдать ежегодно или хотя бы периодически, чтобы выявить и лечить ранние признаки неврологических расстройств».

Фактически ранние проявления БП и деменции часто не распознаются, несмотря на то, что они поддаются лечению. «Если мы можем принять их и назначить лечение на раннем этапе, можно существенно повлиять на качество их жизни», – говорит доктор Постума.

В своем исследовании ученые использовали анализ таблицы вероятности дожития, чтобы определить риск заболевания с течением времени у 93 пациентов, у которых диагностировано РБС между 1989 и 2006 гг. На каждого испытуемого составили медицинскую историю, провели неврологическое обследование и когнитивный тест. В начале исследования пациенты не должны были иметь признаков нейродегенеративного заболевания, РБС подтверждали полисомнограммой и историей моторных проявлений во время фазы быстрого сна.

Типично РБС проявляется между 50 и 60 годами и больше распространено среди мужчин, причина его до сих пор неясна. Средний возраст участников исследования 65,4 года, из них 80,4% мужчин. В период исследования у 26 из 93 пациентов развилось нейродегенеративное заболеваниие, у 15 – паркинсонизм и у 11 – деменция. Значимой разницы в возрасте, поле и продолжительности РБС между пациентами, у которых развились эти заболевания, и теми, у кого их не обнаружено, не выявлено.

«Риск развития БП или деменция оказался несколько ниже, чем было выявлено в предыдущих исследованиях, – рассказывает доктор Постума. – Часто можно видеть слабые проявления этих расстройств у таких пациентов – небольшую медлительность или снижение когниции, однако в исследовании мы это не учитывали. Нам нужно было знать, что у пациентов точно есть болезнь».

Исследование подтверждает, что РБС – это маркер для БП, что свидетельствует о начале заболевания. РБС возникает только во время быстрой фазы сна. Пациенты отыгрывают свои сновидения, то есть если во сне кто-то преследует их, они имитируют бег; если кто-то нападает на них, они начинают драться; но если кто-то обратится к ним, поговорит и разбудит, они сразу же приходят в нормальное состояние.

Проведенное исследование не только самое большое в своей сфере, в ходе его проводилось наблюдение за пациентами на протяжении более длительного периода, чем в предыдущих исследованиях. «Мы наблюдали множество пациентов в течение 12 и 15 лет», – говорит доктор Постума. «Однако сегодня неясно, кто из пациентов с РБС заболеет БП. Мы очень заинтересованы данной проблемой и пытаемся понять, как это можно спрогнозировать. Нам нужно продолжать наблюдение за пациентами еще несколько лет, прежде чем мы сможем сделать необходимые выводы», – утверждает он.

http://www.medscape.com

Випуски поточного року

1

Зміст випуску 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,

2 (148)
1 (147)