сховати меню

Результаты Европейского исследования по ДЦП свидетельствуют о взаимосвязи клинической симптоматики и данных МРТ

15 січня 2007 р.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – группа заболеваний, характеризующихся непрогрессирующими моторными нарушениями вследствие дефицита или повреждения развивающегося мозга. Частота ДЦП в странах Европы составляет 2 случая на 1000 живорожденных детей. Отсутствие популяционных исследований с анализом взаимосвязей клинико-инструментальных данных, полученных с помощью современных высокоинформативных методов диагностики, послужило поводом для проведения Европейского исследования по ДЦП (JAMA, Oct. 4, 2006; 296; 1602-1608).
Перекрестное популяционное исследование проводилось в 8 Европейских исследовательских центрах (Англия (2), Шотландия, Португалия, Ирландия, Швеция, Германия и Финляндия). В исследование был включен 431 ребенок старше 2 лет, родившийся в 1996-1999 гг., с верифицированным диагнозом ДЦП. У 351 больного была выполнена магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. С помощью опросника для родителей (> 300 пунктов) собирали семейный и перинатальный анамнез, уточняли данные о беременности и родах.
Согласно полученным результатам, 39,5% матерей перенесли инфекцию во время беременности, 19,2% – инфекцию мочевого тракта, 15,5% – принимали антибиотики во время беременности; 12% детей родились от многоплодной беременности; 54,5% детей родились в срок, 10,9% – ранее 28 недель, 16% – между 28-й и 31-й неделями, 18,3% – между 32-й и 36-й неделями гестации. 19,1% детей имели вес при рождении < 10 перцентиля, из них 44 ребенка родились в срок, а 31 был недоношенным. 16,3% детей были большими для гестационного возраста. В 32,2% случаев роды были оперативными (кесарево сечение) по неотложным показаниям, в 7% – выполнена плановая операция, в 10,3% – роды проходили с использованием пособий. 70% детей находились в отделении патологии новорожденных.
К моменту исследования средний возраст детей достигал 46 (12-91) месяцев, в том числе 9 детей были младше 23 месяцев. У 113 (26,2%) детей была гемиплегия, у 148 (34,4) – диплегия, у 80 (18,6%) – спастическая квадриплегия, у 62 (14,4%) – дискинезия, у 17 (3,9%) – атаксия. Помимо моторных нарушений 28% детей имели эпилепсию, которая чаще всего встречалась у больных с квадриплегией (50%). Коммуникативные проблемы наблюдались у 58% больных, с максимальной частотой они отмечались в группе детей с дискинезией. Патологию зрения имел 31% детей с гемиплегией, 38% – с диплегией и 64% – с квадриплегией.
Средний возраст проведения МРТ был 38 (1-87) месяцев. Чаще всего (42,5%) выявлялось повреждение белого вещества головного мозга (ПБВГМ), включая перивентрикулярную лейкомаляцию и перивентрикулярные кровоизлияния, далее следовали поражения базальных ганглиев, кортикальные/субкортикальные повреждения, пороки развития, фокальные инфаркты и смешанные поражения, в 11,7% случаев отклонений по данным МРТ не зарегистрировано.
ПБВГМ чаще всего имело место у больных с диплегией, а также с гемиплегией и квадриплегией. ПБВГМ регистрировалось более чем у 80% детей, рожденных ранее 34 недель, однако в 25% случаев это были доношенные дети.
При спастической диплегии ПБВГМ локализовалось только в задней или в задней и средней зонах, эти дети часто были способны ходить и имели некоторые коммуникативные навыки. При спастической квадриплегии ПБВГМ захватывало все зоны, эти больные не могли передвигаться и имели очень ограниченные возможности коммуникации.
Поражение базальных ганглиев и таламуса в основном ассоциировалось с дистоническим ДЦП, единичные случаи были сопряжены со спастической квадриплегией и диплегией и не было ни одного ребенка с гемиплегией.
Фокальный кортикальный инфаркт почти всегда приводил к гемиплегии, в одном случае отмечена квадриплегия.
Кортикальные/субкортикальные поражения (мультикистозная энцефаломаляция и др.) выявлены у 11 детей, которые имели все типы ДЦП, кроме атаксии.
У 32 детей из разных групп были выявлены пороки развития головного мозга, в основном это были больные с гемиплегией. Пороки развития были следствием специфической мочевой инфекции, в том числе цитомегаловирусной этиологии, которая может быть идентифицирована с помощью МРТ по особому расположению кальцификатов. Другие типы мальформации включали лиссэнцефалию, полимикрогирию, шизэнцефалию и дисплазию коры. 25 детей имели смешанные варианты изменения головного мозга, которые встречались во всех подгруппах больных с ДЦП, имевших, как правило, большое количество других проблем, таких как эпилепсия и патология зрения.
У 41 больного были нормальные результаты МРТ, которые встречались во всех группах. 61% этих детей имели умеренные и 17% – тяжелые функциональные расстройства, вероятно связанные с генетическими дефектами.
Таким образом, исследование продемонстрировало выраженную взаимосвязь между характером изменений при МРТ и клиническими проявлениями ДЦП. Авторы подчеркивают необходимость проведения МРТ всем детям с ДЦП для верификации времени и выраженности поражения головного мозга. Важным является вывод о том, что поражения головного мозга вследствие акушерских неудач могли иметь место лишь у небольшой части детей с ДЦП (< 20%). Среди недоношенных новорожденных ПБВГМ составляли подавляющую часть органических дефектов, что свидетельствует о влиянии патологических факторов на развивающийся мозг на ранних сроках беременности.
Исследователи предлагают пути снижения риска поражения головного мозга. Одна из возможностей – своевременное выявление и лечение инфекций у матери, другая – тщательный мониторинг многоплодной беременности. Авторы полагают, что подобная превентивная тактика поможет снизить экономические затраты на обслуживание больных детей.

http://www.medmir.com
http://www.jama.com