29 вересня 2010 р.
Dinesh Bhugra et al. с целью определения ключевых качеств, необходимых для того чтобы считаться хорошим психиатром и стать членом Королевского колледжа психиатров, провели опрос обучающих клиницистов, ответственных за психиатрическое обучение в Великобритании. Эти клиницисты были одобрены Королевским колледжем психиатров. В числе самых важных качеств хорошего психиатра были отмечены компетентность в диагнозе, умение менеджмента и исследования (98%). В силу недавних изменений в обучении в Великобритании, цель обзоров такого типа – понять взгляды клиницистов, которые должны быть распространены и на обучающихся.
Данное исследование началось с того, что Королевский колледж психиатров опубликовал книгу «Хорошая психиатрическая практика» в 2000 г., а в 2009 г. – исправленное и дополненное издание.
Качества хорошего психиатра включают клиническую компетентность, умение общаться и искусство слушать, понимание групповой динамики, способность работать в команде, умение принимать решения и обладать навыками менеджера, понимать роль и статус уязвимых пациентов, способность к эмпатии, а также умение трезво оценивать ситуацию.
В рамках Национальной службы здоровья проводятся учебные программы (одобренные Королевским колледжем психиатров) клиницистами, ответственными за обучение, кураторство и поддержку обучаемых. Кураторы должны поддержать кандидата для экзамена, позволяющего стать членом Королевского колледжа психиатров, без престижного статуса которого невозможно продвинуться и получить статус в узкой специализации в области психиатрии – общей, общинной, детской и подростковой, судебной, геронтопсихиатрии, психотерапии и психиатрии для лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Хотя в США и Канаде имеются отчеты компетентности, включающие концепцию для клинической практики, в Великобритании эта концепция сформировалась недавно. Scheiber и Kramer полагают, что уровень профессиональной компетентности должен измеряться по скользящей шкале. Mikhael опубликовал характеристику профессиональной компетентности для врачей; она включает умение диагностировать, искусство общаться, обладание навыками менеджера. Когда стажеры получают степень MRCPsych на основании экзамена, они должны ознакомиться со всеми стандартами, принятыми в обучении и практике. До недавнего времени эти стандарты контролировались Королевским колледжем психиатров, но 30 сентября 2005 г. ответственность за это перешла к PMETB. Преподавателиклиницисты ответственны за обучение и находятся в постоянной связи со своими стажерами. Dinesh Bhugra et al. провели опрос преподавателейклиницистов Королевского колледжа психиатров о том, что входит в понятие хорошего психиатра, разослав по почте опросники. В «Хорошей психиатрической практике» был проведен другой опрос (таблица). Из 163 преподавателей, которым были посланы опросники, ответили 113 (69%). Все опрошенные пришли к соглашению относительно профессиональной компетентности в плане диагноза, исследований, умения общаться и способности принимать правильные клинические решения.
Респонденты не могли сказать, необходимы ли принципы менеджмента и понимание групповой динамики для стажеров. Все эти качества необходимы для хорошего психиатра. Неудивительно, что большинство респондентов отметили уровни знаний и профессиональных навыков, действительно необходимые психиатрам. Удивительным было то, что большинство опрошенных не могли сказать, необходимы ли знания групповой динамики. Впоследствии Королевский колледж психиатров потребовал проведения обучения по групповой динамике.
Таблица. Характеристика хорошего психиатра согласно данным исследования (n = 113) |
Характеристики |
Да n (%) |
Нет n (%) |
Не знаю n (%) |
Клиническая компетентность в диагнозе, исследованиях и управлении
|
111 (98,2)
|
2 (1,8)
|
0
|
Умение общаться и слушать
|
109 (96,5)
|
1 (0,9)
|
3 (2,6)
|
Понимать групповую динамику
|
46 (40,7)
|
5 (4,4)
|
62 (54,9)
|
Умение работать в атмосфере, где принимается во внимание мнение каждого члена команды
|
99 (87,6)
|
2 (1,8)
|
12 (10,6)
|
Способность принимать соответствующие клинические решения
|
110 (97,3)
|
3 (2,6)
|
0
|
Способность оценки персонала
|
15 (13,3)
|
7 (6,2)
|
91 (80,5)
|
Понимание основных принципов управления
|
37 (32,7)
|
6 (5,3)
|
70 (61,9)
|
Понимание и осознание роли и статуса уязвимых пациентов
|
94 (83,2)
|
5 (4,4)
|
14 (12,4)
|
Умение эмпатировать, приободрять и давать надежду пациентам
|
94 (83,2)
|
3 (2,6)
|
16 (14,2)
|
Критическое осознание эмоциональных вспышек в клинических ситуациях
|
78 (69,0)
|
3 (2,6)
|
32 (28,3)
|