сховати меню

Новый антипсихотик карипразин может быть эффективен в лечении БАР

12 березня 2013 р.
Карипразин (cariprazine) для перорального приема (RGH-188) является частичным агонистом D3/D2-рецепторов дофамина с более высоким сродством к D3-типу, тогда как традиционные атипичные антипсихотики – D2- и 5-HT2A-рецепторов. Высокое сродство к D3-рецепторам и больший антагонизм к D2-рецепторам может быть связан с антипсихотическим действием, положительно влиять на настроение и когнитивные функции. Препарат имеет низкую активность в отношении других рецепторов: серотонина – 5-HT, гистамина – H1, мускариновых и адренергических, взаимодействие с которыми связано с неблагоприятными эффектами.
В ходе исследования результаты II фазы показали, что карипразин более эффективен, чем плацебо, в лечении обострений шизофрении. Препарат рассматривается в качестве дополнительной терапии у пациентов с большим депрессивным расстройством.
Данные III фазы испытания были представлены на ежегодном совещании Американской психиатрической ассоциации в 2012 г. Взрослые пациенты с острой манией в рамках биполярного аффективного расстройства (БАР) I типа, которые получали карипразин, показали значительно большее улучшение оценки мании и меньшую тяжесть симптомов после 3 недель лечения по сравнению с плацебо. Только 10% участников, получавших карипразин (против 7% в группе плацебо), прекратили лечение из-за побочных эффектов. Тем не менее, в группе карипразина сообщили о значительно большей частоте экстрапирамидных симптомов, чем в таковой плацебо.
Для 6-недельного исследования было отобрано 312 пациентов в возрасте от 18 до 65 лет с диагностированным БАР I, которые имели ≥ 20 баллов по шкале мании Янга. Пациенты были рандомизированы на две группы: получавшие в течение 3 недель карипразин в дозе 3-12 мг/сут (n = 158) или плацебо (n = 154). За этим следовал период от 4 до 7 дней в стационаре – «период вымывания», а затем 2-недельный «период безопасности». Основным критерием эффективности было общее изменение балла от исходного уровня до конца 3-й недели по шкале мании Янга. Вторичные методы оценки включали шкалу общего клинического впечатления тяжести симптомов (CGI-S). Также изучали побочные эффекты, клинические лабораторные показатели, ЭКГ, витальные признаки, экстрапирамидные симптомы.
Результаты показали, что в группе карипразина было более значительное улучшение баллов по шкале мании Янга, чем в группе плацебо (среднее отклонение, -4,3; р < 0,1), и большее улучшение по шкале CGI-S (р < 0,1). Преждевременное прекращение лечения было зарегистрировано у 32% пациентов группы карипразина и у 31% – плацебо. Показатели отказа от терапии в связи с побочными эффектами составили 10% в группе карипразина и 7% – плацебо.
Побочные эффекты лечения зарегистрированы у 80% пациентов в группе карипразина против 63% – плацебо. Наиболее распространенными в группе карипразина (определялись у > 10% па-циентов данной группы и возникали вдвое чаще, чем в группе плацебо) были акатизия, экстрапирамидные расстройства, тремор, диспепсия и рвота. Об экстрапирамидных симптомах сообщали 46% больных, получавших карипразин, и 12% – плацебо.

www.medscape.com