6 лютого 2012 р.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, которое проявляется такими симптомами, как трудности концентрации
внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено эффективных методов лечения. По некоторым данным, в США это расстройство имеет место
у 3-5% людей, включая как детей, так и взрослых.
Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 г.) критериям диагностики, СДВГ можно выявить, начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребенка, как минимум, в двух и более
видах окружающей обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для постановки диагноза СДВГ. Вопрос об объективности
диагностики СДВГ и доста-точных основаниях для назначения медикаментозного лечения остается дискуссионным в
силу отсутствия единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания.
В недавно завершенном исследовании A. Chronis-Tuscano et al., опубликованном в журнале
Archives of General Psychiatry (2010; 67 (10): 1044-1051), сообщается о том, что дети, у которых между 4 и 6 годами был диагностирован СДВГ, имеют более высокий риск депрессии, суицидальных мыслей и дейс-твий в возрасте между 9 и 18 годами, даже после учета истории материнской депрессии и других предикторов этих неблагоприятных исходов.
Также в этом же журнале опубликованы результаты еще одного исследования, в котором было продемонстрировано, что де-вочки с СДВГ в возрасте
4-6 лет имели более высокий риск депрессии и попыток самоубийства в юности, чем мальчики с данным расстройством.
Сопутствующие эмоциональные и поведенческие проблемы в 4-6-летнем возрасте и материнская депрессия также предсказывали более высокий риск депрессии, суицидального поведения и попыток самоубийства в юности.
Так, исследователи заключают, что эти результаты позволяют предположить наличие возможности идентифицировать детей с СДВГ в очень раннем возрасте, которые имеют высокий риск более поздней депрессии и суицидального поведения. Также авторы считают, что в свете того, что уже известно об антиобщественных исходах детского СДВГ и их рисках для неумышленного повреждения, не было бы преждевременно разработать ранние превентивные программы с тем, чтобы уменьшить как серьезные поведенческие, так и эмоциональные осложнения СДВГ в раннем возрасте.
Доктор B.B. Lahey et al. из отдела исследований общественного здоровья Чикагского университета (Иллиноис, США) проспективно наблюдали за 125 детьми, которые соответствовали критериям DSM-IV для СДВГ в возрасте 4-6 лет (группа СДВГ), и
123 демографически подобранными детьми без СДВГ (группа контроля). Дети в обеих группах приняли участие в семи структурированных последующих диагностических оценках между 9
и 18 годами.
По сравнению с группой контроля в группе детей с СДВГ был значительно повышен риск соответствия критериям DSM-IV для депрессии или дистимии (отношение рисков 4,32),
а также для суицидальных попыток (отношение рисков 3,60) до 18-летнего возраста. Девочки с СДВГ имели более высокий риск этих неблагоприятных исходов, чем мальчики с этим расстройством.
В соответствии с последней оценкой, 17 из 248 детей, принявших участие в исследовании, сообщили о специфическом суицидальном плане, по крайней мере, однажды – 12,0% детей из группы СДВГ по сравнению c 1,6% группы контроля. Ло-гистический регрессионный анализ, скорректированный для соответствующих ковариантов, показал, что у детей и подростков, страдающих СДВГ, были более чем на 550% выше шансы появления определенных суицидальных представлений, чем у субъектов контроля.
Кроме того, 18,4% детей из группы СДВГ сделали, по крайней мере, одну попытку самоубийства в соответствии с последней оценкой по сравнению с 5,7% группы контроля. Логистический регрессионный анализ показал, что наличие СДВГ ассоциировалось с более чем на 200% выше шансами попыток самоубийства.
Исследователи выявили, что наличие объединенного подтипа (невнимание и гиперактивность) являлось предиктором и депрессии, и попыток самоубийства в юности, тогда как только проблем с вниманием – указывало лишь только на депрессию. Наличие только гиперактивности служило предиктором попытки самоубийства, но не депрес-
сии, вероятно, отражая роль импульсивности в суицидальном поведении.
Авторы подчеркивают, что полученные результаты ограничены небольшим количеством детей с различными подтипами.
www.abbottgrowth.ru