Психическая болезнь остается табу
Не так давно члены Нидерландского общества психиатрии выбрали нового председателя. Им на ближайшие три года стал детский и подростковый психиатр, профессор Гронингенского университета Rutger Jan van der Gaag, который специализируется на ранней диагностике и лечении аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также «двойных диагнозов» (различных видов зависимости плюс психопатологии) и депрессий; является консультантом различных обществ, связанных с аутизмом, в Нидерландах, Франции и Южно-Африканской Республике.
Профессор считает, что психиатры должны смелее заявлять свою позицию обществу, особенно, когда речь идет о поведенческих расстройствах у подростков. На одном из симпозиумов он отметил, что следует закрыть исправительные заведения для подростков, потому что они не меняют их в лучшую сторону. «То, что предположительно эффективно в условиях закрытого заведения для малолетних преступников или лагерей для перевоспитания подростков, – отмечает профессор, – не имеет никакого отношения к условиям домашнего окружения. Такой подросток возвращается именно в ситуацию своего дома, поэтому совершенно неважно, в каких условиях профессионалы помогают нормализовать его поведение – в условиях дневного стационара или круглосуточного пребывания в специализированном заведении. Это форма протеза, которая не работает, потому что ее нельзя перенести в иные условия».
Сегодня требования общества к человеку намного выше, чем раньше. Так, около двадцати лет назад у людей с мягкими формами аутизма не возникало трудностей в повседневной жизни. Они были надежными работниками, которые с большим удовлетворением выполняли изо дня в день рутинную работу, сейчас же очень ценятся индивидуальность и автономность. «Большая возможность стать счастливым у человека творческого, – считает R. Gaag. – Но такой путь далеко не для всех».
Очень многие психические заболевания носят временный характер. «После человек может стать гораздо сильнее, чем раньше. Например, огромное количество людей сталкивается в жизни с синдромом выгорания или депрессией. Это обычные, полноценные люди, у которых просто в определенный момент жизни наблюдается тяжелый период. И мы не должны помещать в больницы людей только за то, что их поведение слишком отличается от модели, которая желательна для общества. Следует искать схему, в которой пациент был бы мотивирован, смог быстро вернуться в состояние, позволяющее ему самому решать, что делать дальше. Кроме того, со стороны судов необходим постоянный контроль, чтобы пациенты не оказывались полностью во власти лечебного заведения. Не должно быть таких ситуаций, когда пациент несколько недель находится в изолированной палате и за ним никто не следит по причине нехватки персонала», – говорит профессор.