скрыть меню

Как предупредить неврофобию у студентов-медиков и молодых специалистов

13 сентября 2007 г.

В апрельском номере журнала Practical Neurology была опубликована работа исследователей Лондонского королевского колледжа (Великобритания), посвященная неврофобии у студентов-медиков и молодых практикующих врачей.
В 1994 году американский невролог Jozefowicz описал неврофобию как «страх перед неврологией в целом и клинической неврологией в частности». С точки зрения авторов, данная проблема достаточно актуальна на сегодняшний день и требует как тщательного рассмотрения, так и поиска путей ее решения. Какова же причина неврофобии среди студентов и врачей? В том, что обучение недостаточно продолжительное и качественное? Или же причина в разделении теоретической и практической неврологии в медицинских школах? 
Schon et al. опросили 345 студентов-медиков и врачей. Большинство респондентов рассматривали неврологию как наиболее сложную и наименее интересную медицинскую дисциплину, при этом отмечая недостаточную базу знаний в этой области и неуверенность в ведении некоторых неврологических заболеваний. Врачи общей практики отмечали недостаточную собственную компетентность в ведении больных с такими заболеваниями как эпилепсия, болезнь Паркинсона и цефалгии.
Авторы предположили, что основная причина неврофобии заложена в самой системе образования врачей. «Достаточно сложно менять структуру медицинского образования, однако, согласно новому учебному плану, мы продлили курс неврологии и сделали его более практическим», – говорят авторы исследования.
В 1999 г. в результате слияния двух медицинских школ была создана наиболее крупная в Великобритании школа – GKT medical school. Учебный план составлялся таким образом, чтобы неврология преподавалась в тандеме с психиатрией. Для проведения занятий в клинике студенты были разделены на 22 группы по 6 человек в каждой. Была предоставлена возможность построения гибкого плана занятий, их продолжительность составляла 1-2 часа в неделю на протяжении 13 недель. Студенты имели возможность проводить один дополнительный час занятий в неделю по неврологии. Кроме того, в процессе обучения студенты постоянно находились в клинике, что способствовало общению со средним медперсоналом, врачами общей практики, нейрофизиологами, нейрорадиологами и нейрохирургами. Тематический план обучения соответствовал рекомендуемому Ассоциацией британских невропатологов, особое внимание уделялось наиболее распространенным заболеваниям. Оценку знаний студентов проводили в середине и в конце цикла обучения. Согласно полученным результатам, по сравнению со студентами других медицинских школ у студентов медицинской школы GKT самооценка знаний и навыков в области неврологии была значительно выше, для них неврология представлялась менее сложной дисциплиной, но по-прежнему сложнее, чем другие предметы.
Несмотря на то что период обучения был продолжительным, большинство студентов предложили увеличить количество занятий в клинике.
Авторы приходят к выводу, что увеличение продолжительности и сфокусированности курсов неврологии способно предупредить развитие неврофобии у студентов-медиков и молодых практикующих врачей.
«Возникает необходимость в изменении как системы преподавания, так и структуры медицинского образования в целом, для того чтобы положительно повлиять на отношение будущих врачей к неврологии», – заключают исследователи.

http://pn.bmj.com