скрыть меню

Можно ли отличить аутизм от синдрома Аспергера?

12 мая 2011 г.
Вопрос о том, можно ли отличить синдром Аспергера от аутизма, привлекает внимание многих ученых. Иногда противоречивые представления об этих состояниях становятся причиной задержки в постановке диагноза и начале терапии. В целом эксперты соглашаются, что нет отдельного психиатрического состояния под названием аутизм, но существует так называемый спектр аутистических расстройств, и разные формы аутизма занимают разные позиции в этом спектре. Но в некоторых кругах «аутистического» сообщес-тва эта концепция подвергается серьезным сомнениям. Было предложено внести синдром Аспергера в раздел «аутизм» в новом, пятом, руководстве по диагностике и статистике психических расстройств, выход которого ожидается в 2013 г. Одним из подходов в решении этого вопроса являлась адаптация критерия отсутствия клинически значимых речевых или когнитивных нарушений.
Со времени публикации основополагающей работы L. Wing в 1981 г. синдром Аспергера вызывает большой интерес во врачебном сообществе. В своей работе Wing писала, что аутизм и синдром Аспергера являются похожими состояниями, и не соглашалась с точкой зрения самого Г. Аспергера (H. Asperger), который считал это состояние отличным от аутизма Каннера (Kanner) и называл его «аутистическая психопатия». Тремя декадами позже ученые вернулись к исходной точке с тем же вопросом. И ответ на него не прост, так как диагноз «синдром Аспергера» трактуется различным образом в зависимости от того, какие критерии применяются для диагностики (узкие или широкие).
Для того чтобы внести ясность в некоторые спорные вопросы, Yu et al. из Гонконгского университета (Китай) провели метаанализ, в котором при помощи магнитно-резонансной томографии изучали пациентов с аутизмом и синдромом Аспергера. Для оценки изображений и выявления анатомических коррелятов применялся метод воксельной морфометрии (ВМ-МРТ). Авторы выполнили систематический поиск публикаций на предмет исследований лиц с расстройствами спектра аутизма, которых изучали с применением ВМ-МРТ. Метод ВМ-МРТ позволяет с высокой точностью оценить даже минимальные волюметрические отличия посредством объемного анализа всех анатомических структур головного мозга. Методика оценки анатомической схожести (ALE) в настоящее время рутинно применяется для проведения метаанализа данных ВМ-МРТ. Она позволяет выявлять отличия, которые достоверно часто встречаются в наборах данных, полученных при помощи ВМ-МРТ. Благодаря всем описанным методикам можно подробно оценить пространственные отличия анатомических образований пациентов разных групп. Методика ALE также применялась для изучения отличий церебральной анатомии у лиц с другими психическими расстройствами (шизофрения, депрессия, синдром гиперактивности с дефицитом внимания и др.).
Для анализа было отобрано 63 исследования, 28 из которых исключили, так как в них не применялся ВМ-МРТ, и еще в 17 не сообщались координаты анатомических отличий в стереотаксическом формате 3D. В итоге, анализу подверглись 15 исследований. Пациенты с диагнозом «аутизм» и задержкой речевого развития в анамнезе были отнесены к группе аутизма (n = 164, 190 контрольных), а пациенты с таким же диагнозом, но без задержки речевого развития, – в группу синдрома Аспергера (n = 136, 214 контрольных).
В целом, проанализировав доступные данные, авторы пришли к выводу о меньшем объеме мозжечка, правой клиновидной извилины (uncus), дорсальных отделов гиппокампа и средних височных извилин у изучаемых лиц с аутизмом по сравнению с контрольной группой; объем серого вещества оказался больше в хвостатых ядрах, префронтальной и вентральной височной областях. Среди лиц с синдромом Аспергера меньший по сравнению с группой контроля объем серого вещества отмечался в области амигдалы/гиппокампа и префронтальной коры билатерально, в левой затылочной доле, правых отделах мозжечка, ограде и зоне преклиновидной извилины (precuneus). Большим же объем серого ве-щества был в зоне нижней париетальной дольки с обеих сторон и левой фузиформной извилине (fusiformgyrus). Как при синдроме Аспергера, так и при аутизме объем вентральных отделов височной доли левой гемисферы был выше, чем у лиц контрольной группы.
Исследование имело некоторые ограничения. Во-первых, авторы анализировали описанные две группы отдельно и не проводили прямое статистическое групповое сравнение. Во-вторых, в исследованиях, которые изучались в этом метаанализе, не охватывали весь спектр расстройств данного класса, и поэтому нет уверенности в том, что полученные данные применимы к обширной популяции, выходящей за рамки изучавшейся.
В заключение, авторы отмечают, что полученные данные метаанализа с применением ALE-методики – еще один аргумент, опровергающий точку зрения о том, что синдром Аспергера является легкой формой аутизма (с нейроанатомической точки зрения). И хотя знания об отличительных особенностях серого вещества у пациентов с синдромом Аспергера весьма скудные по сравнению с аналогичными данными о пациентах, страдающих аутизмом, распределение и направленность этих изменений явно отличаются. При синдроме Аспергера отмечается меньший объем серого вещества в некоторых отделах правого полушария, и больший – в некоторых участках левого. При аутизме же объем серого вещества больший с обеих сторон.
Результаты исследования были опубликованы K.K. Yu, C. Cheung, S.E. Chua, G.M. Mc Alonan в материале «Can Asperger syndrome be distinguished from autism? An anatomic likelihood meta-analysis of MRI studies», в мартовском номере журнала Journal of Psychiatry and Neuroscience (2011; 36 (2): 100-138).

www.cma.ca/jpn