Эффективность ницерголина при когнитивных нарушениях и других неврологических расстройствах у пациентов пожилого возраста
Благодаря влиянию ницерголина на некоторые основные патофизиологические механизмы, его успешно применяют при различных расстройствах. К такому заключению пришли В. Winblad et al. (Karolinska Institute’s Alzheimer’s Disease Research Center, Stockholm, Sweden), изучавшие терапевтическое использование ницерголина.
Ницерголин является аналогом алкалоидов спорыньи и применяется в клинической практике свыше 50 стран мира с 70-х годов прошлого века для лечения когнитивных, эмоциональных и поведенческих расстройств у людей пожилого возраста. Первоначально ницерголин рассматривали как вазоактивное вещество и назначали главным образом при цереброваскулярных расстройствах. Дальнейшие исследования показали наличие иных механизмов действия препарата и целесообразность его применения при различных формах деменции, включая болезнь Альцгеймера (БА).
Ницерголин имеет широкий спектр действия: выступает антагонистом α1-адренорецепторов; стимулирует холинергическую и катехоламинергическую нейротрансмиссию; угнетает агрегацию тромбоцитов; улучшает метаболизм, активируя усвоение глюкозы и кислорода; обладает нейротропными и антиоксидантными свойствами.
В. Winblad et al. представили обзор опубликованных результатов клинических исследований эффективности и безопасности применения ницерголина (30 мг дважды в день) в лечении деменции, сосудистых заболеваний и вестибулярных нарушений. У 89% пациентов, страдающих деменцией различной этиологии, препарат положительно влиял на когнитивные функции и поведение. Улучшение состояния больных по сравнению с группой, принимавшей плацебо, отмечалось уже через 2 месяца применения ницерголина с дальнейшей стабилизацией либо даже последующим улучшением спустя 12 месяцев приема. Уже через 4-8 недель лечения наблюдалась положительная динамика сопутствующих нейрофизиологических изменений, проявляющаяся в улучшении внимания и обработки информации.
Побочные действия ницерголина затрагивают ЦНС, метаболизм и общее состояние пациента. Поскольку они являются, как правило, маловыраженными и кратковременными, случаи прекращения терапии довольно редки. Эффективность ницерголина, его безопасность и хорошая переносимость в рекомендованной дозе (60 мг/день), позволили широко использовать данный препарат для лечения деменции легкой и умеренной степеней тяжести, сосудистых заболеваний и вестибулярных нарушений.
В другом испытании (Mario Fioravanti et al., Department of Psychiatric Sciences and Psychological Medicine, La Sapienza University, Rome, Italy) исследователи определяли наличие эффективности ницерголина при лечении деменции и других возрастных форм когнитивных нарушений, а также оценивали безопасность и переносимость данного препарата. Были отобраны двойные слепые рандомизированные контролируемые плацебо опубликованные и неопубликованные исследования. Нерандомизированные исследования исключали. Результаты открытых исследований учитывались в случае принадлежности пациентов различным терапевтическим группам. Оценка ницерголина проводилась при его назначении в любой дозе на протяжении более одного дня с обязательным контролем плацебо.
Для оценки исходов большинства пациентов (814 человек) использовали гериатрическую шкалу клинической оценки Sandoz (SCAG). Несмотря на различные периоды наблюдения за пациентами, от 2 до 12 месяцев, результаты исследований оказались довольно однородными. Было показано снижение нарушений поведенческих реакций на 5,18 пункта (-8,03, -2,33) по шкале SCAG, имеющей максимум 133 пункта. Терапевтический эффект ницерголина проявлялся уже через 2 месяца применения и сохранялся на протяжении полугода.
У достаточного количества пациентов была проведена оценка когнитивных функций: у 261 человека по шкале MMSE и у 342 – по шкале ADAS-cog. Существенной разнородности результатов данных исследований выявлено не было, несмотря на различные периоды наблюдения – от 3 до 12 месяцев. Была показана эффективность лечения пациентов ницерголином по сравнению с контрольной группой. После 12-месячной терапии величина эффекта по шкале MMSE составила 2,86 (0,98, 4,74). Согласно оцениванию по шкале ADAS-cog, не было выявлено существенных улучшений у лиц с БА. Однако через 12 месяцев лечения прослеживалась тенденция, свидетельствовавшая об эффективности применения ницерголина (-1,64 [-4,62, 1,34]).
По результатам других исследований также можно говорить о тенденции к улучшению когнитивных функций вследствие терапии ницерголином, однако эти выводы основываются на небольшом количестве данных.
Клиническое впечатление от изменений, полученное у 921
пациента, также оказалось сопоставимым, несмотря на различную длительность
наблюдения (от 2 до 12 мес). Согласно относительному шансу (ОШ) по методу Петро,
улучшение у лиц, принимавших ницерголин на протяжении этих различных временных
периодов, составило 3,33 (2,50, 4,43). В свою очередь, данные о переносимости
препарата, собранные у 1427 пациентов, оказались однородными и свидетельствуют о
незначительном риске возникновения побочных эффектов (ОШ 1,51 [1,10, 2,07]).
Клинические исследования ницерголина были проведены с использованием различных
критериев и способов оценки результатов. Несмотря на это, результаты всех 14
исследований, включенных в данный обзор, оказались весьма сопоставимыми. По
данным метаанализа получены доказательства положительного влияния ницерголина на
когнитивные функции и поведение, что подтверждается и результатами клинического
впечатления об изменениях.
По материалам http://www.cochrane.org.