Эффективность антипсихотиков второго поколения: натуралистическое рандомизированное сравнительное исследование оланзапина, кветиапина, рисперидона и зипразидона
На сегодняшний день нет четких рекомендаций относительно того, с какого антипсихотического препарата (АП) необходимо начинать лечение пациента, страдающего психотическим расстройством. Для пациентов большинство антипсихотиков второго поколения (АВП) рассматриваются в качестве первой линии терапии, что обусловлено их более благоприятным профилем переносимости по сравнению со средствами первого поколения. В частности, это относится к первому эпизоду психоза.
В статье E. Johnsen et al. «Effectiveness of second generation antipsychotics: a naturalistic, randomized comparison of olanzapine, quetiapine, risperidone, and ziprasidone», опубликованной в журнале BMC Psychiatry (2010; 10 (26): 1-13), представлены результаты натуралистического рандомизированного сравнительного исследования, в котором изучали эффективность оланзапина, кветиапина, рисперидона и зипразидона в терапии психотических расстройств.
В исследование были включены пациенты в возрасте старше 18 лет, поступавшие в приемное отделение психиатрии Университетской клиники Хокленда (Норвегия) с симптомами психоза, определяемого как ≥ 4 балла по одному или более из следующих пунктов шкалы оценки позитивных и негативных симптомов (PANSS): бред, галлюцинаторное поведение, грандиозность, подозрительность или преследование, необычное содержание мышления. Общее количество пациентов, принимавших участие в испытании, составило 213 человек (68% – мужчины); 44% больных ранее не принимали АП. Все кандидаты были рандомизированы на группы приема рисперидона (n = 53), оланзапина (n = 52), кветиапина (n = 50) и зипразидона (n = 58) и наблюдались в течение до 2 лет. Средний общий показатель по шкале PANSS в начале наблюдения составил 74 балла, диапазон – 51-110 баллов.
Согласно полученным результатам, кветиапин превосходил рисперидон и оланзапин в уменьшении общей оценки по шкале PANSS и значений по субшкале позитивных симптомов. Также кветиапин был эффективнее других препаратов в снижении показателей подшкалы общей психопатологии PANSS, шкалы общего клинического впечатления о тяжести заболевания (CGI-S) и увеличении балла по шкале оценки общего уровня функционирования (GAF-F). К 90-му дню наблюдения кветиапин и зипразидон превосходили рисперидон в увеличении баллов по GAF-F, а кветиапин был эффективнее рисперидона в снижении показателей по CGI-S.
Анализ чувствительности с коррекцией для пациентов, ранее не принимавших АП, в группе рандомизации кветиапина и зипразидона указывал на практически одинаковые результаты в снижении оценок тяжести симптомов и улучшения функционирования.
Кроме того, проведенный анализ намерения лечиться (ITT) среди пациентов, принимавших АВП, показал схожие результаты в продолжительности периодов до прекращения приема первого назначенного препарата, до выписки из стационара и до повторной госпитализации.
В целом, данные о редукции симптомов оказались неожиданными.
В группе кветиапина обнаруживалось превосходство по всем методикам оценки результатов за исключением подшкалы негативных симптомов PANSS и депрессивных симптомов по шкале депрессии Калгари у больных шизофренией (CDSS), однако необходимо учесть, что исходный средний балл по CDSS было довольно низким. Результаты являлись схожими как в группе рандомизации, так и при приеме препарата первого выбора, валидность которых подтверждалась постоянством полученных данных по оценочным шкалам и схожестью тенденций при дополнительном анализе первых 90 дней наблюдения.
В последующих исследованиях оланзапин превосходил кветиапин у больных с повторными эпизодами шизофрении, которые прекратили прием ранее назначенного АП из-за плохой переносимости. Так, в одном испытании кветиапин был лучше рисперидона по методикам оценки депрессии.
Что касается переносимости препаратов в рассматриваемом испытании, во всех группах она была схожей. Это совпадает с данными других исследований эффективности АВП по большинству методик оценки переносимости. Среди наиболее постоянных различий между АВП согласно данным систематического обзора отмечены повышение веса и неблагоприятное влияние на уровень содержания холестерола и триглицеридов. В испытании EUFEST (Kahn et al., 2008) наблюдались изменения в частоте акатизии, паркинсонизма и увеличении массы тела по сравнению с исходными значениями, а также гиперпролактинемии только для галоперидола, амисульприда, оланзапина, кветиапина и зипразидона. Различия по таким показателям, как сексуальная дисфункция, ожирение и повышение веса > 7%, гиперлипидемия, гиперхолестеролемия, низкая концентрация липопротеидов высокой плотности, высокая концентрация липопротеидов низкой плотности, триглицериды, изменения уровня инсулина натощак или увеличение продолжительности ин-тервала QT не отмечены.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что у пациентов, госпитализированных в связи с острыми психотическими симптомами, наибольшая эффективность отмечалась в группе лечения кветиапином, что выражалось в уменьшении общей оценки по шкале PANSS, в баллах по субшкалам позитивных симптомов и общей психопатологии PANSS, а также в улучшении показателей по CGI-S и GAF-F.
По материалам www.biomedcentral.com