скрыть меню

Аутисты смогут учиться в обычных детсадах

4 сентября 2013 г.

Впервые дети с особыми потребностями могут получить возможность учиться в обычных детских садах. В Верховную Раду подан проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О дошкольном образовании» относительно внедрения инклюзивного дошкольного образования. Главным достижением этого документа станет доступность обучения, особенно для аутистов, и возможность обучения по индивидуальной программе. Такая практика позволит ребенку подготовиться к школьному периоду.

Так, директор Фонда помощи детям с аутизмом «Дитина з майбутнім» Л. Рыб­ченко рассказывает: «Данный законопроект вводит две очень важные для аутистов и других детей с особыми потребностями должности: помощник ребенка и методист по специальному дошкольному образованию. Помощ­ник ребенка закрепляется именно за ребенком и сопровождает его в течение всего времени его пребывания в саду. Это может быть как мама, или любой родственник, так и сторонний специалист, которого подбирает семья ребенка. Методист – это человек, который отвечает за координацию между всеми вовлеченными в обучение специалистами и помогает разрабатывать индивидуальные программы».

В настоящее время закон «О дошкольном образовании» не позволяет детям с особыми потребностями учиться в обычных садах, только в специальных – для детей с физическими или умственными недостатками, или в отдельных центрах развития. Такая практика фактически изолирует таких детей от общества и затрудняет их взаимодействие с ним. Введение нового законопроекта в действие научит обычных детей понимать особенности других, быть толерантными и неравнодушными, ликвидирует проблему социализации особенных детей на ранних стадиях развития.

Министерство образования и науки Украины включило программу для детей с аутизмом «Розквіт» в инструктивно-методические рекомендации по работе в дошкольных учебных заведениях. Соответствующее письмо было разослано по всем управлениям в регионах.

«Главной целью программы является повышение компетенции всех, кто взаимодействует с детьми с аутизмом», – считает автор программы Т. Скрыпник. По ее словам, на разработку документа ушло более двух лет. Но программа вряд ли была бы так оперативно рассмотрена и утверждена на уровне Министерства, если бы не активная позиция общества. Именно в этом году родители детей с аутизмом, общественные организации и вся экспертная среда провели серию публичных мероприятий и продемонстрировали обществу, что аутисты обучаемы и могут вести нормальную жизнь среди обычных людей.

Л. Рыбченко утверждает, что эксперты уже давно работают над различными документами, которые позволили бы решить главную проблему для маленьких аутистов – обучить воспитателей, как с ними общаться и работать. Однако только сейчас удалось настолько привлечь внимание к проблеме, что Министерство всерьез занялось внедрением необходимых программ».

При разработке комплексной программы развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Розквіт» особенное внимание было уделено прикладным аспектам работы с особенными детьми. «Это не требования, это – подсказки, комментарии, как взаимодействовать с ребенком, как правильно его развивать. Ведь мы уверены, что самое главное – это не изолировать, а создать необходимые условия и подходы к детям с аутизмом», – считает Т. Скрыпник.

Напомним, что в апреле 2013 г. во дворе Министерства образования и науки Украины Фонд «Дитина з майбут­нім» организовал акцию «Аутисты дол­жны учиться в школе!», на которой об­-щественные организации, родители и их дети требовали право на образование в стенах обычных школ.

www.cwf.com.ua

Выпуски текущего года

4 (115)

Содержание выпуска 4 (115), 2020

  1. Ю.А. Бабкина

  2. І.І. Марценковська

  3. Ю. А. Крамар, Г. Я. Пилягіна

  4. М. М. Орос, В. В. Грабар, А. Я. Сабовчик, Р. Ю. Яцинин

  5. М. Селихова

  6. Ю. О. Сухоручкін

3 (114)
1
2 (113)
1 (112)