скрыть меню

Аутисты смогут учиться в обычных детсадах

3 сентября 2013 г.

Впервые дети с особыми потребностями могут получить возможность учиться в обычных детских садах. В Верховную Раду подан проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О дошкольном образовании» относительно внедрения инклюзивного дошкольного образования. Главным достижением этого документа станет доступность обучения, особенно для аутистов, и возможность обучения по индивидуальной программе. Такая практика позволит ребенку подготовиться к школьному периоду.

Так, директор Фонда помощи детям с аутизмом «Дитина з майбутнім» Л. Рыб­ченко рассказывает: «Данный законопроект вводит две очень важные для аутистов и других детей с особыми потребностями должности: помощник ребенка и методист по специальному дошкольному образованию. Помощ­ник ребенка закрепляется именно за ребенком и сопровождает его в течение всего времени его пребывания в саду. Это может быть как мама, или любой родственник, так и сторонний специалист, которого подбирает семья ребенка. Методист – это человек, который отвечает за координацию между всеми вовлеченными в обучение специалистами и помогает разрабатывать индивидуальные программы».

В настоящее время закон «О дошкольном образовании» не позволяет детям с особыми потребностями учиться в обычных садах, только в специальных – для детей с физическими или умственными недостатками, или в отдельных центрах развития. Такая практика фактически изолирует таких детей от общества и затрудняет их взаимодействие с ним. Введение нового законопроекта в действие научит обычных детей понимать особенности других, быть толерантными и неравнодушными, ликвидирует проблему социализации особенных детей на ранних стадиях развития.

Министерство образования и науки Украины включило программу для детей с аутизмом «Розквіт» в инструктивно-методические рекомендации по работе в дошкольных учебных заведениях. Соответствующее письмо было разослано по всем управлениям в регионах.

«Главной целью программы является повышение компетенции всех, кто взаимодействует с детьми с аутизмом», – считает автор программы Т. Скрыпник. По ее словам, на разработку документа ушло более двух лет. Но программа вряд ли была бы так оперативно рассмотрена и утверждена на уровне Министерства, если бы не активная позиция общества. Именно в этом году родители детей с аутизмом, общественные организации и вся экспертная среда провели серию публичных мероприятий и продемонстрировали обществу, что аутисты обучаемы и могут вести нормальную жизнь среди обычных людей.

Л. Рыбченко утверждает, что эксперты уже давно работают над различными документами, которые позволили бы решить главную проблему для маленьких аутистов – обучить воспитателей, как с ними общаться и работать. Однако только сейчас удалось настолько привлечь внимание к проблеме, что Министерство всерьез занялось внедрением необходимых программ».

При разработке комплексной программы развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Розквіт» особенное внимание было уделено прикладным аспектам работы с особенными детьми. «Это не требования, это – подсказки, комментарии, как взаимодействовать с ребенком, как правильно его развивать. Ведь мы уверены, что самое главное – это не изолировать, а создать необходимые условия и подходы к детям с аутизмом», – считает Т. Скрыпник.

Напомним, что в апреле 2013 г. во дворе Министерства образования и науки Украины Фонд «Дитина з майбут­нім» организовал акцию «Аутисты дол­жны учиться в школе!», на которой об­-щественные организации, родители и их дети требовали право на образование в стенах обычных школ.

www.cwf.com.ua