скрыть меню

Применение карбамазепина при психических расстройствах: результаты клинических исследований

5 марта 2012 г.
История применения карбамазепина в клинической практике насчитывает более полувека. Впервые он начал использоваться в качестве противоэпилептического средства в 1953 г. В современной медицине карбамазепин широко известен как эффективный препарат в лечении парциальных форм эпилепсии, нейропатических болевых синдромов, включая диабетическую нейропатию, относится к первой линии терапии при невралгии тройничного нерва и т. д. За последние десятилетия накопилось большое количество данных об успешном применении карбамазепина не только в области неврологии, но и психиатрии и наркологии. Имеется значительная доказательная база эффективности применения данного препарата как стабилизатора настроения при биполярном расстройстве, также многократно сообщалось об использовании карбамазепина при алкогольном абстинентном синдроме, шизофрении, посттравматическом стрессовом расстройстве, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и других состояниях.
Сегодня одной из наиболее значимых проблем здравоохранения можно с уверенностью назвать злоупотребление алкоголем и зависимость от него, особенно в связи с социальными, межличностными и юридическими аспектами. Длительное время основу детоксикационной терапии алкогольного абстинентного синдрома составляли бензодиазепины, которые имеют обширную доказательную базу эффективности и относительной безопасности. Однако риск психомоторных и когнитивных нарушений, связанных с их использованием, ограничивает попытки ранней реабилитации больных стационара. Перекрес­тная толерантность с алкоголем также снижает потенциальные выгоды от применения бензодиазепинов у амбулаторных пациентов с расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ. Наряду с бензодиазепинами, в лечении синдрома отмены алкоголя применяются антиконвульсанты. Добавление последних к терапии бензодиазепинами показало, что они уменьшают тяжесть алкогольного абстинентного синдрома и риск судорожного приступа, а также ускоряют выздоровление, особенно у лиц с множественными эпизодами данного синдрома. После детоксикации долгосрочное применение антиконвульсанта может уменьшить риск рецидива путем снижения влечения к алкоголю после прекращения его приема без склонности к формированию зависимости к препарату.
В 2010 г. S. Minozzi et al. в Cochrane Database of Systematic Reviews опубликовали на эту тему интересный обзор, в котором обсуждается применение антиконвульсантов, в частности карбамазепина, при синдроме отмены алкоголя. В обзор были включены рандомизированные контролируемые исследования, в которых изучали эффективность, безопасность и соотношение риск/польза применения антиконвульсантов в сравнении с плацебо или фармацевтическими препаратами. Поиск проводился по Cochrane Drugs and Alcohol Group’ Register of Trials, PubMed, EMBASE, CINAHL, EconLIT за период с 1966 по 2009 гг. Все пациенты были включены независимо от возраста, пола, национальности и места прохождения терапии (амбулаторно или стационарно). Проанализировав результаты 56 исследований, в которых в целом приняли участие 4076 пациентов, авторы пришли к выводу, что, несмотря на общие данные о сходной эффективности антиконвульсантов и общепринятой терапии транквилизаторами, карбамазепин имеет определенные преимущества и может рассматриваться как более эффективное средство лечения синдрома отмены алкоголя по сравнению с бензодиазепинами.
Вопрос об эффективности карбамазепина в терапии кокаиновой зависимости изучали A.A. Lima Reisser et al. Эта проблема также является актуальной и значимой для большинства стран, поскольку имеет не только медицинские аспекты, но и тяжелые социальные последствия.
При отсутствии консенсуса в отношении терапии кокаиновой зависимости фармакологическое лечение занимает основное место среди множества терапевтических подходов. Накоплен определенный опыт применения карбамазепина при кокаиновой зависимо­-сти. Авторы проанализировали 5 исследований, которые были выявлены на основании поиска в Кокрановском регистре, MedLine, PsycLIT, LILACS, абстрактах конференций, неопубликованных исследований и др., где рандомизированным образом оценивали эффективность карбамазепина по сравнению с плацебо в лечении кокаиновой зависимости. Включали также исследования с участием пациентов, страдавших опиатной зависимостью. Авторы сообщают, что, несмотря на возможные перспективы, имеющихся на сегодняшний день данных недостаточно для окончательных выводов, необходимо проведение дальнейших крупных рандомизированных клинических исследований для уточнения роли карбамазепина в лечении кокаиновой зависимости.
Агрессия является значимой проблемой и неотъемлемой частью целого ряда психических расстройств. Давно высказывалось предположение о том, что противосудорожные препараты могут снижать уровень агрессии посредством снижения ассоциированной нейрональной гипервозбудимости.
Первые сообщения о позитивном эффекте карбамазепина для коррекции эмоциональных нарушений появились еще в 70-х гг. ХХ ст. В последующее десятилетие появилось еще несколько сообщений об уменьшении поведенческих расстройств у лиц с деменцией при терапии данным антиконвульсантом, снижение выраженности агрессии наблюдалось также и у пациентов с органической патологией центральной нервной системы, резистентных к базовому лечению под влиянием карбамазепина. Эти и другие данные по использованию антиконвульсантов, в частности карбамазепина, приводят B. Amann, J. Pantel et al. в своей статье, опубликованной в журнале Clinical Practice and Epidemiology in Mental Health в 2009 г. Результаты исследований позволяют сделать вывод о возможности эффективного применения карбамазепина у лиц с деменцией, проявляющих симптомы ажитации. Однако, как считают авторы, эффективность и безопасность долгосрочного приема препарата должна подтверждаться дальнейшими исследованиями, поскольку его применение часто ограничивается реализацией энзим-индуцирующего эффекта.
В этом году в British Journal of Psychiatry Jones et al. представили результаты исследования, в котором изучалась эффективность стабилизаторов настроения в лечении импульсивной или рекуррентной агрессии. Авторы провели метаанализ рандомизированных контролируемых исследований, в которых пациенты с импульсив­- ной или повторной агрессией, без органических поражений мозга, психических заболеваний и интеллектуальных нарушений получали плацебо или стабилизатор нас­троения. Анализ результатов 10 исследований (n = 489) показал общее значительное снижение в частоте и тяжести агрессивного поведения, однако результаты были очень гетерогенны. Авторы сделали вывод, что стабилизаторы настроения значительно превышают по эффективности плацебо в снижении агрессивного поведения, но не все представители этого класса веществ обладают данным эффектом. Имеются сведения об эффективности карбамазепина, окскарбазепина, фенитоина и лития, что в дальнейшем требует более детального изучения в контролируемых клинических испытаниях.

Выпуски текущего года