скрыть меню

Современные технологии – хорошо или плохо?

19 февраля 2011 г.
Распространение трехмерного кинематографа омрачается жалобами некоторых зрителей, на мигрени и боли в глазах, которые появляются во время просмотра. А обещанное производителями распространение 3D­телевизоров грозит увеличением количества таких жалоб, утверждают американские ученные.
По сути, такие технологии являются своеобразным «обманом» мозга, при котором картинка, подаваемая на один глаз, слегка смещена относительно той, которая подается на второй. Мозг «инстинктивно» накладывает их одну на другую (трехмерность появляется лишь у зрителя голове). Очки для домашнего трехмерного телевидения устроены более сложно. В них синхронно с выводом картинки на экран, много раз в секунду, открываются «шторки» и пропускают картинку только в один глаз в каждый конкретный момент времени. Результат тот же: глаза видят разные изображения, мозг их совмещает. В жизни же объемное изображение получается иначе. Сначала глаза синхронно отклоняются, «наводясь» на объект, затем они индивидуально «подстраивают» форму линзы­хрусталика, получая четкое изображение (вергентные движения глаз). По мнению профессора М. Бэнкса (США), технологии трехмерного кино конфликтуют именно с этим процессом. То есть, в действительности, направляя взгляд на трехмерный объект, линии пары зрачков сходятся на нем, и хрусталики на нем же фокусируются. В кино же линии вынуждены сходиться на одной дистанции, а фокусирование должно происходить на другой. Чем дальше человек находится от экрана, тем меньше конфликт между вергентностью и фокусированием. Настоящие проблемы появляются, когда зритель находится близко к экрану, что характерно для домашних просмотров.
Проблема может быть связана и с другими деталями. Это может быть незаметная на первый взгляд разница в размере, расположении и других свойствах картинок, которые подаются на глаза. Профессор Бэнкс и его коллеги предложили решение проблемы ­ дополнительную линзу, которая приближает расстояние, на которое вынуждены настраиваться хрусталики, к расстоянию, на которое ориентируются глаза при вергентных движениях. Решение было апробировано на 17 добровольцах, которые подтвердили отсутствие мигрени и боли в глазах при просмотре трехмерного видео.
О возникновении головных болей при просмотре трехмерного видео сообщалось и ранее. Этой проблеме больше подвержены люди, имеющие незначительные проблемы со зрением – небольшой дисбаланс тонуса глазных мышц. В обычных условиях мозг воспринимает это нормально, но при просмотре трехмерного видео мозг сталкивается с совершенно новым сенсорным опытом. Это приводит к большому напряжению, которое, в свою очередь, может стать причиной головной боли.
«У людей с нормальным зрением изображения с правого и левого глаза накладываются друг на друга, за счет чего возникает иллюзия наличия третьего измерения, глубины. Иллюзия наличия третьего измерения при просмотре 3D­фильмов возникает за счет подобного же эффекта. Если ваши глаза хотя бы немного не в норме, 3D­эффекты создают огромную нагрузку на мозг и некоторые люди могут испытывать головные боли», – объясняет профессор Д. Фридман из Университета Рочестера (США).
Р. Хэйнемэн, представитель компании RealD (США) – одного из ведущих поставщиков оборудования для трехмерного видео – утверждает, что головные боли и тошнота были основной причиной того, что трехмерное видео не получило широкого распространения ранее. Как объясняет Хэйнемэн, в прошлом для создания трехмерного эффекта применялись два видеопроектора, один из которых передавал изображение на левый глаз, а другой – на правый. Сегодня для этого используется один цифровой кинопроектор, который переключается между правым и левым глазом 144 раза в секунду, за счет чего удалось преодолеть некоторые из возникающих сложностей. Однако проблема возникновения головных болей при просмотре 3D­видео по­прежнему требует изучения.
О положительном эффекте современных технологий сообщают специалисты из Университета Оксфорда (США). Компьютерная игра «Тетрис» способна уменьшать симптомы посттравматического стрессового расстройства, возникающего после сильного шока. Британские ученые обнаружили, что популярная компьютерная игра способна стереть травмирующие воспоминания и снизить общий уровень тревоги. Психологи считают, что это открытие может привести к развитию новых методов лечения жертв несчастных случаев и участников боевых действий. Специалисты кафедры психиатрии Университета Оксфорда демонстрировали 40 здоровым добровольцам фото, на которых были изображены последствия автомобильных аварий. Через 30 минут половине участников было предложено в течение 10 минут играть в «Тетрис». Выяснилось, что эти люди спустя неделю сохранили значительно меньше воспоминаний об увиденном. Ученные считают, что компьютерная игра помогает блокировать хранящиеся в мозгу болезненные воспоминания. Это объясняется тем, что мозг условно можно разделить на две части, одна из которых является сенсорной, а другая выполняет работу аналитического характера. Поскольку существуют пределы, в которых наша нервная система способна справляться с двумя задачами одновременно, компьютерная игра фактически «мешает сохранности этих воспоминаний в мозге». При этом промежуток времени после травмы и перед тем как воспоминания обретут устойчивый характер составляет примерно 6 часов. Для своего исследования ученые выбрали именно «Тетрис», так как такие игры используют достаточно много ресурсов памяти. Однако специалисты полагают, что другие компьютерные игры могут оказаться столь же эффективными.

www.epilepsia.su

Выпуски текущего года

1

Содержание выпуска 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,

2 (148)
1 (147)