сховати меню

О перспективах молодых ученых

сторінки: 6-7

На сегодняшний день вопрос развития научного будущего в сфере медицины стоит очень остро. Особенно актуальна эта тема в Украине, учитывая стремление нашей страны выйти на европейский уровень оказания помощи пациентам. Именно поэтому важно уделить особое внимание становлению молодых ученых и обеспечить им надлежащие условия для их дальнейшей работы. Учитывая актуальность обозначенной тематики, в статье «Перспективи молодого науковця в Україні та за кордоном», опубликованной в журнале НейроNEWS (2017; №2:5-7), были рассмотрены современные требования к молодым ученым, а также было уделено внимание украинским и международным организациям, которые способствуют становлению будущих специалистов в области психиатрии.

И.А. Франкова, Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца

В настоящее время существует большой информационный запрос со стороны студентов, аспирантов и молодых специалистов, которые намерены реализовать себя в качестве ученых в медицинской сфере. Перед ними каждый раз возникает ряд вопросов: какие преимущества предоставляет написание научной работы в Украине? К чему следует быть готовым при поступлении в аспирантуру? Какие существуют программы стажировок для студентов-медиков, молодых ученых и врачей? С помощью каких ресурсов можно получить доступ к дополнительной информации, видео-лекциям, образовательным программам?

Статья «Перспективи молодого науковця в Україні та за кордоном» вызвала живой интерес и дискуссии как среди студентов-медиков, так и среди врачей-специалистов, поскольку данная тема действительно животрепещущая. Кратко резюмируя опубликованный материал, следует отметить, что если студент-медик планирует связать жизнь с наукой, уже сейчас ему необходимо:

  • учить английский;
  • искать интересное направление будущей научной работы;
  • проводить информационный поиск (обрабатывать научные статьи);
  • думать о цели будущего исследования.

При этом важно подчеркнуть, что организаторы большинства современных воркшопов, стажировок и форумов за рубежом, предоставляя гранты и возможность бесплатного участия в международных мероприятиях, требуют от участников сертификат о свободном владении английским языком.

Обращаясь к вопросу собственной мотивации и коллегиальной поддержки, содействующим пространством является онлайн-сообщество «Ukrainian young psychiatrists», которое было создано в 2010 г. по инициативе молодых врачей-психиатров. Главная цель этой группы – объединить молодых специалистов из разных регионов Украины, создать единое информационное пространство, где специалисты могут обмениваться информацией об обучении, о программах обмена, семинарах, воркшопах и конференциях по психиатрии и психологии в Украине и за рубежом. В настоящее время в состав группы входят специалисты из всех регионов нашей страны. В 2013 г. это объединение стало секцией Ассоциации психиатров Украины, которую возглавляет Семен Фишелевич Глузман. При его протекции и поддержке с 2013 г. Украина стала полным членом Европейской федерации психиатров-интернов (EFPT), что открыло для молодых специалистов дополнительные возможности. Так, теперь они могут принять участие в программе обмена врачей-интернов по специальности «психиатрия» в одной из стран Европы. Федерация дает мощный толчок для мотивации и обмена опытом, перспективы для амбициозных людей. Для всех желающих попасть в программу обмена интернов на сайте EFPT (http://efpt.eu) в разделе «Exchange» описаны правила подачи документов. Стоит отметить, что для студентов из Украины с 2016 г. введена дополнительная денежная стипендия, в качестве помощи для участия в программе.

Раздел «Полезные ссылки» на сайте EFPT содержит перечень образовательных курсов, школ и бесплатных онлайн лекций по психиатрии, психотерапии и психологии на английском языке. Особенно стоит обратить внимание на курс лидерства и профессиональных навыков молодого психиатра под руководством Нормана Сарториуса. Программа направлена ​​на тренинг и подготовку профессиональных навыков; создание всемирной сети молодых врачей-психиатров в развивающихся странах; поддержку проектов, которые объединяют молодых психиатров. Ведь именно молодым специалистам, независимо от того, чем они занимаются (исследованиями или клинической работой), часто не хватает навыков, которые помогли бы им представить результаты своих исследований, умений для общения с коллегами, которые занимаются аналогичной работой в других местах. В течение этого курса на практике рассматриваются следующие темы: «Как правильно читать научную статью», «Как выбрать тему для своего исследования», «Как выбрать инструменты для оценки психического состояния», «Как сделать исследования без каких-либо ресурсов», «Как подготовить постер», «Как написать научную статью», «Как выбрать удачное название для статьи», «Как написать резюме», «Как провести лекцию», «Как организовать симпозиум». На сайте ассоциации (http://aim-mental-health.org), которую возглавляет Норман Сарториус, в разделе «Documents» находятся презентации по вышеупомянутым темам. Мероприятие является бесплатным, к тому же предоставляется грант на проезд. Для этого участник должен подготовить презентацию о своем исследовании и постерный доклад на английском языке.

К сожалению, мало кто знает, что большинство инициатив для молодых врачей бесплатные или организация предоставляет денежные гранты. Для этого необходимо лишь подать качественное резюме, мотивационное письмо и проект собственного исследования на английском языке.

Европейское научное сообщество в значительной степени поддерживает молодых специалистов из Украины, что является важным мотивирующим фактором в написании и проведении научного исследования, поэтому список рекомендаций пополнился новыми пунктами:

  • сдать тест на знание английского языка;
  • написать резюме на английском;
  • в коллаборации или под руководством старших коллег опубликовать тезисы исследования (статьи для резюме);
  • на основе магистерской или аннотации диссертационного исследования создать презентацию доклада на украинском и английском языках;
  • выступить с докладом на конференции молодых ученых.

В заключение, всем молодым ученым и тем, кто намерен стать им, рекомендуем: подавайте заявки на конкурсы, участвуйте в семинарах, которые организуют наши и зарубежные сообщества, публикуйте статьи – все это повышает вашу конкурентоспособность на нашем рынке труда. Для получения актуальной информации присоединяйтесь к группе «Ukrainian young psychiatrists» в социальной сети Facebook. Кроме этого, мы всегда рады видеть студентов и молодых ученых на заседаниях кружка кафедры психосоматической медицины и психотерапии НМУ имени А.А. Богомольца.


С.Ф. Глузман, Ассоциация психиатров Украины

Эта скромная, сугубо информационная статья представляется мне чрезвычайно важной. Она несет надежду молодым ученым, в силу объективных обстоятельств, не видящих лучей света уже в начале своего профессионального «туннеля». К сожалению, в большинстве случаев они не получают необходимую информацию от своих учителей. Более того, известны далеко не редкие инциденты, связанные с нежеланием и неумением преподавателей ориентировать студентов и интернов на занятие наукой всерьез, а не по привычным «ваковско-советским» канонам.

В европейских странах живут обычные люди. Подавляющее большинство из них никогда не совершит открытий, не войдет в Нобелевскую историю. Однако у них есть шанс научиться заниматься серьезной наукой, доказательными исследованиями. В том числе в психиатрии и клинической психологии.

В 1970 г. я исполнил свою студенческую мечту – стал психиатром. Тогда же я осознал: меня плохо учили. Социальные и правовые проблемы, с которыми я сталкивался, были мне ранее неизвестны. Порой мне приходилось принимать решения, которые не всегда были правильными, ведь в глубокой советской провинции не с кем было посоветоваться. Книги, а я их имел немало, редко могли ответить на мои вопросы. Хотя бы потому, что они, зачастую, противоречили одна другой. Это была эпоха множества «медицинских школ», удобных лазеек для не вполне грамотных профессоров. «Ленинградская» школа диагностировала шизофрению совсем не так, как «московская». Так, к примеру, профессор С., прекрасный врач и жадный книгочей, вынуждено противоречил диагностическим стандартам профессора Д. Но поскольку у последнего родной брат работал высоким функционером в центральном аппарате коммунистической партии в Москве, как и ожидалось, профессора С. вскоре «съели» – отправили на пенсию.

Даже в лучшей медицинской библиотеке Киева по улице Толстого не было ни книг, ни журналов по психиатрии на английском и иных европейских языках. Были лишь из Болгарии, Монголии и других неанглоязычных стран. Но эти книги и статьи мало отличались от наших, советских. Современная психиатрическая литература была только в Москве, в Институте психиатрии АМН СССР. К сожалению, эти «буржуазные источники» были доступны только избранным москвичам.

Возвращаясь ко дню сегодняшнему, хочу особо подчеркнуть, что Украина – независима, знания – доступны (интернет)! Тем не менее ситуация с подготовкой молодых психиатров и клинических психологов – достаточно плачевна. Я знаю: у меня были прекрасные учителя, мудрые, интеллигентные, моральные и в условиях тоталитарного СССР они учили студентов психиатрической «мудрости». Сейчас же есть огромные возможности. Используйте их!

Подготовила Татьяна Ильницкая

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2017 Рік

Зміст випуску 1, 2017

  1. Ю.А. Крамар

  2. А.Е. Дубенко, В.И. Коростий

  3. В.А. Гриб, М.Ю. Дельва, Н.В. Романюк

  4. С.П. Московко, Г.С. Московко, Г.С. Руденко та ін.

  5. С.В. Попович, И.В. Яцык

Зміст випуску 10 (93), 2017

  1. В.И. Харитонов

  2. В.Ю. Федченко

  3. М.М. Орос, Т.В. Іваньо, В.І. Смоланка, С.В. Орос

  4. О.Г. Морозова, А.А. Ярошевский

  5. І.М. Карабань, В.В. Безруков, Ю.І. Головченко, В.І. Цимбалюк

Зміст випуску 7-8 (91), 2017

  1. А.Є. Дубенко

  2. Ю. А. Крамар

  3. О. Сувало, О. Плевачук

Зміст випуску 6 (90), 2017

  1. І. А. Марценковський, Т.М.С. Павленко,

  2. К. Карбовська, Ю. Мірошниченко

  3. Ю.Ю. Вревская

  4. А.Є. Дубенко, С.О. Сазонов, Ю.А. Бабкіна, О.Є. Кутіков

  5. Ю.А. Крамар

  6. Т.В. Антонюк

  7. Ю.А. Алімова, І.В. Гордієнко

  8. І.А. Марценковський, К.В. Дубовик

Зміст випуску 4 (88), 2017

  1. І.А. Марценковський, К.В. Дубовик

  2. Ю.Ю. Вревская

  3. Ю.А. Крамар

  4. Л.Б. Мар

  5. І.А. Марценковський

  6. Т.В. Антонюк

  7. С.Г. Бурчинский

  8. О.В. Богомолець, І.Я. Пінчук, А.К. Ладик

  9. М.М. Орос, В.І. Смоланка, Н.В. Софілканич та ін.

  10. Ю.А. Крамар

Зміст випуску 3 (87), 2017

  1. В.О. Бедлінський

  2. Ю.А. Крамар

  3. І.О. Франкова, О.О. Богомольця

  4. Т.В. Антонюк

  5. Т.А. Литовченко, О.Ю. Сухоносова

  6. И.А. Марценковский, И.И. Марценковская

  7. О.М. Авраменко

Зміст випуску 2 (86), 2017

  1. І.О. Франкова, О.О. Богомольця

  2. Ю.А. Крамар

  3. Є.І. Суковський

  4. С.В. Попович, Е.В. Рыбка

  5. І.А. Марценковський, К.В. Дубовик, Т. С. Павленко та ін.

  6. С.Г. Бурчинский

  7. С.Н. Стадник

Зміст випуску 1 (85), 2017

  1. А.О. Широка

  2. И.А. Франкова, П.В. Краснова

  3. Є.І. Суковський

  4. Я.М. Драб

  5. С.П. Московко, Г.С. Руденко, Г.С. Московко та ін.

  6. С.П. Московко, Г.С. Руденко, Г.С. Московко та ін.

Випуски поточного року