Разделы: Практика |

Консультация психиатра

mal2_1.jpg
Ведущий рубрики:
Сергей Александрович Маляров – врач-психиатр, кандидат медицинских наук, заведующий консультативным отделением Киевской психо­неврологической больницы № 2

Адрес для корреспонденции:

Как распознать реакцию прекращения терапии антидепрессантами?

Многим практическим пси­хиатрам знакомы описания пациентов о перенесенном дискомфорте и характерных нарушениях при изменении режима приема антидепрессантов. Существует представление, что 10­25% больных испытывают неприятные явления при прекращении приема препаратов данной группы.
Первоначально при описании таких симптомов применялись в одинаковой степени термины «симптомы отмены» и «симптомы прекращения». Однако термин «синдром отмены» часто ассоциируется с явлениями зависимости. Так, необходимо отметить, что обсуждаемый феномен не означает существование зависимости. Диагноз зависимости предполагает наличие нарастающей толерантности, отсутствие контроля над нарастающим приемом ­психоактивных веществ и тягой к их употреблению, невозможность предотвратить пагубные последствия такого поведения. В литературе не существует свидетельств того, что пациенты с явлениями отмены анти­депрессивной терапии испытывают тягу к употреблению этих препаратов.
К основным проявлениям реакции прекращения терапии антидепрессантами относятся:
• «псевдогриппозные» симп­­томы;
• нарушения сна (инсомния или сонливость);
• диспепсии (тошнота);
• вестибулярные нарушения (неустойчивость, голово­­кружение);
• сенсорные нарушения (па­растезии);
• тревога/беспокойство.
Специфичными для прекращения приема препаратов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) реакциями являются вестибулярные и сенсорные нарушения, а при прекращении терапии трициклическими антидепрессантами – диспепсические ощущения и вегетативная нестабильность как проявления «холинергического рикошета».
В абсолютном большинстве случаев реакция преращения терапии антидепрессантами не является тяжелой и исчезает в течение 4­10 дней от момента ее ­возникновения. Многие специалисты не склонны придавать большое значение этому клиническому феномену. Особенно часто игнорируется вероятность симптомов реакции прекращения приема препарата, возникающих при изменении курса лечения (переключение с одного медикамента на другой), нерегулярности приема лекарственных средств (неполное соблюдение рекомендованного режима). Такая позиция является ошибочной, поскольку приводит к ­диагностическим ошибкам и вытекающим из этого неверным терапевтическим решениям.
1. При переключении пациента с антидепрессанта одного класса на таковой другого «в стык» (резкая отмена одного с быстрым последующим назначением другого) возникающие симптомы и испытываемый пациентом дискомфорт обычно трактуются как побочные явления нового препарата.
2. Симптомы реакции прекращения терапии на этапе поддерживающего лечения при стабильной продолжительной ремиссии ложно распознаются как признаки обострения психического за­болевания. Это приводит к необоснованному возобновлению ­терапии, ее усложнению, ухудшению прогноза с сущес­твенными социально­психоло­гическими последствиями (фрустрация больного и его близких, нетрудоспособность и инвалидизация). Подобная ситуация наиболее типична при назначении анти­депрессантов в ходе терапии генерализованного тревожного расстройства и панических приступов. Необходимо помнить, что симптомы нового приступа болезни или возобновление симптомов текущего эпизода наступают спустя недели после прекращения терапии и постепенно нарастают, а реакция прекращения терапии наступает в течение первых 2­4 дней и постепенно исчезает за 7­10 дней. 3
. При переключении препаратов симптомы прерывания терапии и состояние подавленности пациента воспринимаются как ухудшение текущего аффективного расстройства вследствие неэффективности лечения. Это приводит к повышению дозировок медикамента, потенцированию дополнительными назначениями и/или необоснованному переключению на еще один новый препарат.
4. Специфичные для симптомов прекращения терапии антидепрессантами явления парестезий или «псевдогриппозные» признаки воспринимаются как факт соматического заболевания с последующим направлением на дополнительные обследования и консультации соответствующих специалистов.
Вероятность возникновения реакции прекращения зависит от сочетания нескольких факторов, таких как:
• принадлежность принимаемого препарата к тому или иному классу антидепрес­­сантов;
• фармакокинетические свойс­тва медикамента, в первую очередь, периода полувыве­дения;
• продолжительность пред­шествующего приема лекарственного средства;
• скорость прекращения те­рапии.
Рекомендации по предотвращению и купированию симптомов реакции прекращения приема антидепрессантов.
1. Пациент должен быть информирован о непродолжительности и умеренности симптомов прекращения терапии.
2. Прекращение приема антидепрессантов следует планировать и проводить исключи­тельно на фоне стабильной ремиссии.
3. Спустя 8­12 недель и более терапии антидепрессантами прекращение необходимо проводить постепенно.
4. При применении препаратов с коротким периодом полувыведения возможно непродолжительное переключение на таковые с длительным временем полувыведения, вплоть до однократного приема 20 мг флуоксетина, имеющего наибольший период полувыведения.
5. Этап прекращения терапии предполагает интенсивное врачебное наблюдение, а также активные психотерапевтические и реабилитационные мероприятия.
Поделиться с друзьями:

Партнеры

ЛоготипЛоготипЛоготипЛоготипЛоготип