сховати меню
Розділи: Цікаво

Пациент Адольф Гитлер: в поиске клинических оснований зла

hitler1.jpg

Личность Адольфа Гитлера попала в поле зрения психиатров довольно давно – пока еще оставались в донацистской Германии свободомыслящие умы, находившие в себе смелость замечать неадекватность идей и поведенческих проявлений лидера национал-социалистов. Однако вряд ли все медицинские диагнозы Гитлера могут объяснить и оправдать ужасы Второй мировой войны.
Как и подобает фигуре одиозной, биография этого «величайшего из злодеев» ХХ ст. обросла мифами, вымыслами и догадками, созданными как фашистской пропагандой, так и контрдействиями стран-союзников. Среди прочих – миф о гомосексуальности Гитлера, а также миф о его еврейском происхождении. Сколь сложно было самому фюреру отделить реальность от собственных фантазий, столь непросто и любому исследователю в лавине информационного потока выловить крупицы и осколки истинного «я» зловещего диктатора.

О родителях, детстве и молодости Гитлера – то есть о страницах биографии, предшествующих его стремительному политическому взлету, можно найти много противоречивых фактов. Все дело в том, что фюрер сам тщательно оберегал любую информацию о своих ранних годах, потому как детально ее изучив, можно задаться вопросом – как человек, имевший темные пятна в своем генеалогическом древе и долгие годы балансировавший на грани социальной адаптации, смог завоевать доверие миллионов, внушить им уверенность в своей силе и гениальности, привести, в конце концов, массы в состояние всеобщей истерии?
Вопреки ожиданиям, никто из прямых родственников Адольфа Гитлера не был подвержен психическим расстройствам. Однако, по данным последних исследований, некая Алоизия Файт, страдавшая шизофренией, являлась двоюродной сестрой фюрера. В декабре 1940 г. она умерла в газовой камере австрийской психиатрической больницы Хартхайм вместе с другими жертвами печально известной нацисткой программы умерщвления нетрудоспособных лиц «Т-4».
Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 г. в Австрийском городке Браунау-на-Инне. Отец Адольфа Алоиз Гитлер был таможенным чиновником, мать Клара Пельцль – смиренной домохозяйкой. Поначалу Клара была служанкой в доме Алоиза и его второй жены Франциски, но их любовная связь завязалась еще до смерти последней. Подобный сценарий отношений был и в предыдущем браке Алоиза – Франциска также была служанкой в его первой семье, собственно, измена жене и послужила толчком к расторжению брака. Брак родителей Адольфа Гитлера был кровосмесительным – его мать приходилась племянницей своему мужу и была младше его на 23 года (Алоиз был сводным братом по отцу матери Клары).

hitler2.jpg

До 39 лет Алоиз носил фамилию своей матери – Шикльгрубер, она родила его вне брака в возрасте 42 лет, а несколькими годами позже вышла замуж за мельника Иоганна Георга Гидлера. Когда Алоизу было 10 лет, его мать умерла, а мальчик был передан на воспитание в семью родного брата своего отчима Иоганна Непомука Гюттлера. (Разница в написании фамилий, очевидно, является канцелярской ошибкой). Ныне есть все основания считать, что именно Иоганн Непомук является биологическим отцом Алоиза (предположительно, будучи семейным человеком, он уговорил брата на брак по договоренности со своей любовницей, чтобы юридически и материально обезопасить незаконнорожденного ребенка).
У четы Гитлеров родилось шестеро детей, однако первые три ребенка умерли в младенчестве, также в 6-летнем возрасте умер от кори младший брат Адольфа Эдмунд (1894-1900).
До зрелых лет дожили лишь Адольф (1889-1945) и Паула (1896-1960). Клара Гитлер воспитывала и детей мужа от последнего брака – Алоиза-младшего и Ангелу.
Клара души не чаяла в Адольфе, немалую роль в ее любви сыграла смерть предыдущих детей и младшего сына. Мать, вопреки воспитательным методам отца, растила ребенка в атмосфере преувеличенной опеки, вседозволенности и попустительства, что усиливало его инфантильность, чувство собственной исключительности и способствовало развитию в его личности истероидных черт. Так или иначе, сам Гитлер с теплотой отзывался о собственной матери и всегда носил с собой ее фото в нагрудном кармане. Однако, согласно психоаналитику Эриху Фромму, его симбиотическая привязанность к ней была не столько эмоциональной, сколько нарциссической – мать для Гитлера символически отождествлялась с самой Германией. Будучи слабой и зависимой, Клара никогда не могла противостоять сильной личности своего супруга, который был жестким и непримиримым к детям. Поэтому отношение к матери носило у Адольфа амбивалентный характер – он любил ее и одновременно ненавидел за то, что она не могла оградить и защитить его от отца. Соответственно, и желание спасти «мать-Германию» сочеталось у Гитлера с глубоко вытесненным стремлением к ее разрушению.

hitler3.jpg

Отец Гитлера Алоиз был личностью авторитарного склада, добился карьерных успехов благодаря упорному труду, был жестким и требовательным, однако, вопреки мнению некоторых историков, рукоприкладством по отношению к собственным детям не занимался. Хотя отдельные исследователи располагают ничем не подтвержденными данными о том, что Алоиз был домашним тираном, постоянно избивал собственную собаку, любил выпить (алкоголизмом, якобы, страдала и его мать Анна-Мария Шикльгрубер) и изменял всем своим женам. Старший сын Гитлера Алоиз-младший, воспротивившись директивному отцу, ушел из дома, поэтому все воспитание свелось к тому, чтобы оградить Адольфа от свободомыслия и заставить учиться.
В младшей школе Адольф учился довольно хорошо и даже пел в церковном хоре, выбрав себе в свободные часы развлечение взбираться на стул в одеянии священника и произносить длинные проповеди. Однако в реальном училище (немецкий прообраз средней школы) требования к ученикам были гораздо выше, и Гитлер уже не мог обходиться своими способностями – приходилось трудиться, а работать он не любил. Уже на первом году учебы его оставили на второй год, в следующий класс перевели только после дополнительной переэкзаменовки, а после четвертого класса он вообще бросил учебу. Свою ненависть к школе Адольф выразил довольно символично – после выпуска из четвертого класса он пошел с друзьями в трактир, где напился и потерял свой аттестат. На следующий день его вызвали к директору после обнаружения документа на улице: оказалось, что Гитлер использовал его как туалетную бумагу. Позже он будет оправдывать свою низкую успеваемость сознательным протестом против воли отца, который готовил его к карьере чиновника вопреки желанию сына стать художником. Однако причиной провала в реальном училище скорее была неспособность Адольфа к систематическому труду, порожденная его самовлюбленностью. Будучи приученным матерью к тому, что его окружает безграничное принятие, и подкрепленным успехами в народной школе, он оказался не готов перейти на новый уровень ответственности. Все его время до сих пор занимали детские игры в индейцев, где он всегда выступал бессменным предводителем, и чтение приключенческих романов.
Классный наставник Адольфа так отзывался о своем ученике: «Гитлер был, несомненно, одаренным, хотя и односторонне. Почти не умел владеть собой, был упрямым, самовольным, своенравным и вспыльчивым, не терпящим возражений. Замечания и предостережения учителей он нередко принимал с плохо прикрытым отвращением. Напротив, от одноклассников он требовал безоговорочного подчинения и стремился к роли лидера». Вместе с тем, в контакт с соучениками Гитлер входил довольно тяжело. На четвертом году обучения в реальном училище врачи заподозрили у Гитлера туберкулез и уверили мать, что ему противопоказана работа в конторе, и Адольф получил ее одобрение на то, чтобы отложить учебу (отец к тому времени уже умер от инфаркта миокарда).
В 1907 г. 18-летний Адольф Гитлер отправляется покорять Вену своим художественным талантом. Но его мечтам было не суждено сбыться – на вступительном экзамене в Академии изобразительного искусства он провалился. Позже в «Майн Кампф» он напишет: «Я был так уверен в успехе, что отказ прозвучал для меня громом среди ясного неба». Посмотрев на его работы, преподаватели пришли к выводу, что его таланты находятся не в сфере живописи, а в области архитектуры. И вправду, если смотреть на рисунки Гитлера, становится ясно, что перерисовки архитектурных зданий, которых среди его творческого наследия большинство, давались Адольфу куда лучше пейзажей, натюрмортов и уж тем более портретов. Однако для поступления в архитектурную школу необходимым было окончание реального училища, в котором Гитлер так и не доучился. Несмотря на то, что он пишет: «я хотел стать архитектором, а препятствия существуют не для того, чтобы перед ними капитулировать, а для того, чтобы их ломать, и я хотел сломать это препятствие», никаких действий он не предпринимает и продолжает жить на съемной квартире так, словно ничего не случилось, обманывая окружающих, включая и мать, что учится в Академии художеств. Свой интерес к архитектуре Гитлер проявил после прихода к власти – он был дружен с архитектором Альбертом Шпеером, которого сделал исполнителем всех амбициозных архитектурных проектов Третьего Рейха.
В 1907 г., после безуспешного лечения рака груди, умирает Клара Гитлер. Адольф тяжело переживает потерю матери. Психоаналитик Рудольф Бинион в своей попытке проанализировать внутренние мотивы Гитлера-политика особой значимостью наделяет тот факт, что лечащим врачом его матери был еврей – доктор Блох. По Биниону, Гитлер перенес ненависть к доктору Блоху на все мировое еврейство, поскольку идеализированная фигура матери у него слилась воедино с образом Германии. Подтверждение своей гипотезе он находит в речах фюрера: «Удалить, вырезать, экстирпировать еврейский рак из тела немецкого народа».
Единственный человек, с кем поддерживал отношения Гитлер в венский период жизни, был друг его детства – музыкант Август Кубичек, которого Адольф тоже убедил в том, что он студент-живописец. Все свое время он проводит в театрах и кофейнях, слушая музыку любимого Вагнера и делясь с Кубичеком собственными планами архитектурного возрождения Вены, а также намерениями написать оперу. Молодой Гитлер одевается как городской денди, уже тогда уделяя много времени собственному гардеробу – ходит с тростью с набалдашником из слоновой кости и в изысканных перчатках. Адольф совершает новую безуспешную попытку поступить в Академию художеств, тем временем родительские деньги продолжают таять, а внутренняя неудовлетворенность собой и чувство неполноценности – нарастать. По словам Эриксона, Гитлер был неспособен преодолеть «юношеский кризис идентичности» и все ближе продвигался в сторону социальной дезадаптации. В конце концов, не уплатив ренту, Адольф тайно покидает съемную квартиру, порывает отношения с Кубичеком и к 1909 г. становится настоящим бродягой. Сам Гитлер позднее назовет этот период «тяжкими годами венского ученичества». В декабре 1909 г. он вынужден поселиться в мужском приюте. Здесь Адольф был на хорошем счету – называл себя то «академическим художником», то писателем, и ему даже выделили отдельное помещение для рисования. Рисуя, Гитлер мог неожиданно прервать работу и начать страстно произносить политические речи для собравшихся вокруг обитателей приюта. Он познакомился с профессиональным графиком Ханишем, который начал продавать открытки, масляные и акварельные рисунки Адольфа. Но вскоре Гитлер обвинил его в присвоении денег и начал сам продавать свои работы – в основном, в различных кафе, где демонстрировал их посетителям, переходя от столика к столику. Репродуктивный характер живописи Гитлера признается всеми искусствоведами, большинство его набросков отличает однообразность сюжетов, педантизм и безжизненность.

hitler4.jpg

Довольно емкий портрет Гитлера в юности дал выдающийся психиатр А.Е. Личко: «бездельник, не способный ни к учебе, ни к систематическому труду, посредственный рисовальщик с претензиями стать художником, мошенник и фантазер, жаждущий внимания слушателей, без близких друзей, живущий случайными грошовыми заработками, но разыгрывающий роль солидного и образованного человека».
В 1913 г. Адольф Гитлер, пытаясь избежать военной службы в Австрийской армии, перебирается в Мюнхен, где снова пытается поступить в Академию художеств. Через полгода его арестовывают по обвинению в уклонении от военной службы, но признают негодным к ней по состоянию здоровья. У Гитлера были астеническое телосложение и бледная кожа, но никакими серьезными недугами он в молодости не страдал. Вероятно, письмо, отправленное в военное ведомство, смогло разжалобить генерального консула: «Я был молодым, неопытным человеком… У меня не было никакой поддержки, я был предоставлен лишь самому себе. Тех жалких крон, а порой геллеров, которые я мог выручить за свои работы, было недостаточно, чтобы заплатить за ночлег. Два года моими подругами были только нужда и забота, моим единственным спутником был вечный неутолимый голод. Я никогда не был знаком с прекрасным словом «юность». Сегодня, в прошествии пяти лет, у меня еще остается память об этом в виде обморожений пальцев на руках и ногах…и т. д.». Как видно, дар убеждать у него был уже тогда.
Начало Первой мировой войны подарило Гитлеру смысл существования. Она избавила его от необходимости принимать самостоятельные решения и планировать будущее, он записался в ряды добровольцев и впервые почувствовал свою ценность не только для матери, но и для немецкого народа. Закончил войну в звании ефрейтора, был награжден Железным крестом первой и второй степеней, в 1916 г. получил осколочное ранение в бедро, а в 1918 г. пострадал от британской газовой атаки. Получив тяжелое отравление ипритом, ослеп на несколько недель. Вскоре стало известно о капитуляции Германии, Гитлер был до такой степени расстроен этим «позором нации», что слепота вернулась. Страх навсегда ослепнуть лишил его еще и дара речи. Диагноз психогенной (истерической) слепоты и немоты был поставлен Форстером и подтвержден психиатрическим экспертным заключением профессоров психиатрии Вильмана и Бумке. Для лечения Форстером применялись сеансы гипноза.
В повседневной жизни Гитлер был довольно замкнутым, эмоционально холодным человеком, соблюдал строгую дистанцию при общении с собеседниками, однако стоило ему выйти на публику, он казался совершенно другим. После окончания войны Адольф Гитлер становится популярным в Мюнхене оратором. За сенсационный эффект, производимый его выступлениями, Гитлера называли «барабанщиком». Его привлекает в свои ряды Немецкая рабочая партия, за год он становится ее лидером, добивается ее переименования в национал-социалистическую немецкую рабочую партию, вводит для членов партии «римское приветствие» в виде вытянутой руки. Хотя речи Гитлера были риторически и интеллектуально слабыми, его «коньком» был специфический магнетизм – способность передавать эмоциональное возбуждение и чувствовать настроение окружающих. Он был мастером самодраматизации и блестящим актером, умел подстраиваться мимикой и интонацией под общение с любой аудиторией – мог быть грубым и простоватым с крестьянами, рассудительным и четким с бюргерами, дружелюбным с молодежью, обходительным и толерантным с дипломатами, яростным и грозным с провинившимися.
Выразительной особенностью личности Гитлера была его подверженность вспышкам ярости, которая способствовала созданию стереотипа фюрера как личности крайне гневливой, импульсивной и эмоционально неустойчивой. Однако аффективные вспышки, случавшиеся у Гитлера, были двух типов. Первые происходили во время ораторских выступлений, особенно под конец. Они были четко контролированными и дозированными, однако подлинными, иначе его гневные тирады не были бы столь убедительными и заразительными. Второй тип подобных приступов возникал при непосредственных беседах с приближенными – в случае появления какого-либо фрустрирующего фактора, например несогласия собеседника с мнением фюрера, и напоминал детские истерики. К примеру, подобную сцену описал генерал Гудериан: «С пылающим от гнева лицом, с поднятыми кулаками он стоял передо мной, дрожа всем телом. Он полностью потерял самообладание. После каждой яростной тирады он делал несколько шагов взад-вперед, потом вновь подходил ко мне и бросал мне очередное обвинение. Он буквально заходился в крике, казалось, его глаза выпрыгнут из орбит». Когда же Гитлер увидел, что его поведение безразлично генералу, который продолжал настаивать на своем мнении, вызвавшем вспышку гнева, он дружелюбно улыбнулся и сказал: «Продолжайте, пожалуйста, доклад».
Наигранная ярость проявлялась у него и тогда, когда он хотел запугать кого-либо, как в случае, который вспоминает председатель данцигского сената Раушнинг: «Я впервые услыхал тогда, как Гитлер неистовствует и бранится. Он размахивал руками, как невоспитанный ребенок. Он пронзительно вопил, топал ногой, стучал кулаком по столу и стенам. С пеной у рта, безмерно разгневанный, он выкрикивал что-то вроде: «Не хочу! Пошли прочь! Предатели!» На него было страшно смотреть. Волосы растрепанные, глаза навыкате, лицо искаженное и багровое. Я испугался, что с ним случится удар. Однако внезапно все прекратилось. Он прошелся по комнате, пару раз провел рукой по волосам, осмотрелся по сторо- нам – испуганно, недоверчиво, затем бросил на нас несколько испытующих взглядов. У меня было такое впечатление, что он хотел посмотреть, не смеется ли кто-нибудь над ним...».
Первая попытка нацистов прийти к власти – во время «пивного путча» 1924 г., не могла закончиться иначе, как провалом. Она была не только не спланированной, спонтанной, но и незаконной, однако именно это и помогло выйти Гитлеру на «большую сцену». Путч повлек за собой арест и непродолжительное тюремное заключение лидера нацистов. Он с радостью взял вину на себя, при аресте вел себя высокомерно, надел на грудь военные ордена и разыгрывал роль мученика за идею. В тюрьме написал первый вариант своей единственной книги «Mein Kampf» («Моя борьба»), который отличался претенциозным стилем и явными пробелами в образовании автора. Гитлеру понадобилось еще долгих 10 лет политической борьбы более законными методами, чтобы сконцентрировать власть над Германией в своих руках.
Уже на примере анализа ранних лет жизни Адольфа Гитлера можно сделать соответствующие выводы о наличии психопатических черт в его характере – со всей тотальностью и стабильностью характерологических проявлений и социальной дезадаптацией в юном возрасте. Но если в первой половине жизни он в большей степени проявлял себя как личность истероидного круга (инфантильность, нарциссичность, эмоциональная неустойчивость, амбициозность и стремление пребывать в центре внимания), дальнейшая динамика его личностного развития (в данном случае, пожалуй, семантически правильнее употребить в качестве термина не «развитие», а «деградация») вывела на первый план проявления паранойяльной психопатии (с крайней подозрительностью и образованием сверхценных идей), что будет показано в дальнейшем изложении. Так или иначе, черты обоих типов характера были присущи Гитлеру изначально, тем самым подтверждая дискордантность и дисфункциональность его личности. Был бы характер Адольфа Гитлера простым для понимания и психологической диагностики, «ядерным», вряд ли бы он смог достичь такой дурной славы и натворить так много бед.

Открытым для дискуссий остается вопрос – как мог человек социально неприспособленный, со столь выраженными признаками личностной дезинтеграции, не обладавший ни изначальной властью и деньгами, ни образованием и умом, затуманить разум миллионов немецких граждан? Ответ на него стоит искать не в личности диктатора, а в уникальной социально-политической ситуации, сложившейся в Германии, благодаря которой он смог подняться до таких высот. Гитлер пришел к власти, когда немецкий народ постигал горькие плоды поражения в войне, экономический кризис снизил уровень жизни и увеличил безработицу до невыносимого уровня. Вероятно, одним из первых современников нацистского лидера, осознавших причины его триумфа, был Юнг, который отмечал, что Гитлер сильный не сам по себе, а в силу власти, спроецированной на него людьми. В своем интервью, данном в 1938 г. американскому журналисту Никербокеру, он поделился своими прозорливыми наблюдениями немецкого диктатора: «Гитлер произвел на меня впечатление в некотором роде деревянного каркаса, одетого в платье, механизма, напоминающего робота или с маской робота. В продолжение всей церемонии он ни разу не улыбнулся, как будто он сердился, был в дурном настроении. Он не обнаружил ни одного человеческого признака. Его лицо выражало непреклонную одержимость целью, без тени юмора. Казалось, что он дублер реального человека, и что Гитлер-человек прячется внутри, и прячется намеренно, для того чтобы не нарушить механизм... Вы понимаете, что никогда не будете способны разговаривать с этим человеком, потому что это никто, это не человек, а коллектив. Он не личность, он целая нация».


Что почитать:

Антон Ноймайр «Диктаторы в зеркале медицины».
Австрийский профессор медицины, врач­терапевт Антон Ноймайр известен своей серией психологи­ческих портретов музыкантов, художников, политиков. В книге «Диктаторы в зеркале медицины» история болезни Гитлера приводится наряду с медицинскими биографиями Сталина и Наполена. Ноймайр представил не только анализ личности Гитлера, но и историю его соматических, неврологических, психиатрических недугов.
hitler5.jpg
hitler6.jpg
Манфред Кох­Хиллебрехт «Homo Гитлер: психограмма диктатора».
Профессор Кобленцкого университета доктор Кох­Хиллебрехт, специализирующийся на изучении вопросов философии, психологии и психопатологии, за основу своего психологического портрета взял три аспекта личности Гитлера: гомосексуальные наклонности, выступавшие скрытыми мотивами его многих поступков, эйдетическую память, благодаря которой он создал миф среди немецкого народа и непосредственного политического окружения о своих выдающихся способностях, а также болезнь Паркинсона, сыгравшую ключевую роль в его личностном распаде и военном поражении.
Эрих Фромм «Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии».
Исследование личности Гитлера, проведенное известным немецким психоаналитиком, одним из основателей неофрейдизма Фроммом, – в числе самых известных попыток воссоздать психологический портрет диктатора, проанализировать мотивы его поведения и истоки формирования его характера. Размышлениями о Гитлере Фромм делится в контексте своих исследований природы человеческой агрессивности и деструктивности. Так, он вводит особый характерологический тип – «некрофильский характер» (обладателем его и был, по мнению ученого, сам Гитлер), в структуру которого входят такие проявления, как замкнутость и склонность к нарциссизму, отсутствие способности любить и сопереживать, потеря связи с реальностью, недостаток волевого компонента, непреодолимое стремление совершать деструктивные действия, в том числе садистические наклонности.
hitler7.jpg


Что посмотреть:
Столь значительной фигуре ХХ ст., как Адольф Гитлер, посвящены километры кинопленок военных хроник, многочисленных документальных фильмов и художественных кинолент.

Первым и, пожалуй, наиболее знаковым фильмом, обыгрывающим персону Гитлера, стала пародийная аллюзия Чарли Чаплина «Великий Диктатор». Первый звуковой фильм Чаплина, производство которого началось еще до начала Второй мировой войны, мог так и не выйти в прокат, поскольку напряженная политическая обстановка в мире вынуждала США вводить запреты на любые антифашистские выпады с целью сохранения зыбкого мира с Германией. По данным последних расследований, Гитлер, будучи страстным любителем кинематографа, сам видел этот фильм, однако оценка его осталась неизвестной.
hitler8.jpg
hitler9.jpg
Из последних художественных фильмов наибольший ин­­ терес представляют «Молох» российского режиссера Алексан­дра Сокурова, получивший в 1999 г. премию Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, а также немецкая картина режиссера Оливера Хиршбигеля «Бункер» 2004 г. Оба фильма, хотя и сняты в различных стилях, с достаточной исторической достоверностью передают авторский взгляд режиссеров на события последнего года жизни Гитлера.
Конечно же, наиболее информативными являются документальные фильмы, например фильм автора самого знаменитого биографического исследования о Гит­­ лере Иоахима Феста «Гитлер: история одной карьеры» (1977) или французский фильм, состоящий исключительно из цветных кадров хроники о диктаторе «Апокалипсис: Гитлер» (2011). Для медиков наиболее интересны британские фильмы – «клинические разборы» – «Тело Адольфа Гитлера» (2004) и «Истории умерших – Адольф Гитлер» (2004), а также фильм ВВС «Адольф Гитлер. Психологический порт­рет» (2005).
hitler10.jpg

Продолжение читать здесь

Подготовила Ольга Устименко

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2012 Рік

Зміст випуску 6-2, 2012

Зміст випуску 2-1, 2012

Зміст випуску 10 (45), 2012

Зміст випуску 8 (43), 2012

Зміст випуску 7 (42), 2012

Зміст випуску 6 (41), 2012

Зміст випуску 5 (40), 2012

Зміст випуску 4 (39), 2012

Зміст випуску 3 (38), 2012

  1. М. Мартинес

Зміст випуску 2 (37), 2012

Випуски поточного року

Зміст випуску 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,