сховати меню

Как убеждать политиков в приоритетности сферы психического здоровья

 

 

Р. Дженкинс,
Институт психиатрии, Королевский колледж Лондона, Великобритания

Политики, особенно министры здравоохранения, являются ключевыми фигурами, определяющими национальную политику и стратегию, поскольку они могут использовать свою политическую волю для принятия решений, ускорять процесс их принятия и направлять его в ту или иную сторону. Поэтому так важно убеждать политиков в том, что психическое здоровье должно быть приоритетной областью.

Министр здравоохранения может сделать очень важную вещь для того, чтобы психическое здоровье действительно заняло одно из приоритетных мест – он может обеспечить интеграцию этой сферы в национальную программу здравоохранения на всех уровнях (помощь по месту жительства, первичная сеть, районный, областной, национальный уровень). В результате медицинские работники, обслуживающие пациентов по месту жительства, и медработники первичной сети будут воспринимать заботу о психическом здоровье населения как неотъемлемую часть своей работы. Психическое здоровье станет одним из значимых направлений в сфере общественного здоровья, по которым районные специалисты оказывают поддержку специалистам первичной сети. Областные специалисты, в свою очередь, будут в числе прочих приоритетов также обращать внимание на психическое здоровье, оказывая на районном уровне содействие специалистам в осуществлении их функций по обеспечению населения услугами в сфере здравоохранения. Кроме того, было бы полезно, если бы министр обеспечил связь между здравоохранением и другими секторами (например, образование, социальная сфера, уголовная юстиция) таким образом, чтобы психическое здоровье было соответствующим образом включено в стратегические планы развития каждого из них [1, 2].

Что касается самой сферы здравоохранения, было бы полезнее интегрировать в нее психиатрическую службу, а не искать параллельный канал финансирования и способ доведения сервисов психиатрической помощи до потребителя. Это становится актуальным в свете растущего количества фактов, подтверждающих, что различные вертикальные программы финансирования борьбы с инфекционными заболеваниями зачастую ослабляют возможности системы здравоохранения удовлетворять другие, более широкие потребности населения в вопросах здоровья.

Какие сложности могут возникать в попытке повлиять на политиков

Политики не часто являются специалистами сферы здравоохранения, тем более психиатрии, и поэтому не обладают информацией о проблемах в области психического здоровья. Чаще всего они занимают свой пост в течение периода от нескольких месяцев до года или двух, в лучшем случае, трех лет. При этом между разными сторонами могут быть трения, поэтому осторожный подготовительный диалог должен способствовать тому, чтобы эти стороны действовали в одном направлении.

Политики хотят видеть прогресс и иметь долю участия, а также возможность огласить общественности определенные результаты, чтобы таким образом повысить свой политический рейтинг. Поэтому важно создать устойчивую тенденцию развития, о которой политик мог бы рассказать и получить политические очки. Это хороший способ взаимодействия, который может быть использован, чтобы начать разговор о приоритетах, ведь политикам необходимо на чем-то основывать свою речь, обращенную к народу.

Какие аргументы могут быть использованы

Общие аргументы, используемые для убеждения политиков, заключаются в том, что психические расстройства широко распространены, являются причиной потери трудоспособности и ассоциированы с физическими болезнями и высокой смертностью [5-8], что существует эффективное лечение, и что необходимо помнить о правах людей, страдающих психическими расстройствами. Если бы этих аргументов было достаточно, психическое здоровье давно бы уже стало приоритетом во многих странах, так как доказательства его важности стали доступны несколько десятилетий назад [9]. Поэтому психическое здоровье необходимо внести в контекст наиболее важных для политиков задач, таких как повышение эффективности национальной экономики в целом и достижение конкретных экономических, образовательных, социальных, экологических целей, решение задач сферы здравоохранения, включая все цели и задачи, перечисленные в документе «Цели развития тысячелетия» (Millennium Development Goals), а также волнующие их избирателей, семьи и друзей.

Помещайте аргументы в политический контекст

Политиков волнует деятельность правительства во всем ее многообразии – не только по проблемам здравоохранения, но также экономики, трудоустройства населения, образования, социального благополучия, жилищных условий, уголовной юстиции, обороны страны. В рамках системы здравоохранения политики обеспокоены ее финансированием и структурой, вопросами улучшения показателей детского здоровья, репродуктивного здоровья населения, снижения инфекционной и неинфекционной заболеваемости. Знание подобных вещей помогает нам включать свои аргументы в тот контекст, в котором работает политик – в результате он (она) может лучше понять, каким образом проблемы психического здоровья связаны с другими проблемами, которыми он (она) занимается и как это поможет достижению целей, существующих в других сферах, включая сферу здравоохранения.

Принимайте во внимание политических советников

На мнение политиков влияют экономисты из правительства и сторонних организаций. В правительстве также существуют эксперты по информационным технологиям, от которых зависит содержание получаемых правительством данных и, соответственно, принимаемых на основе этих данных решений. Зачастую очень сложно обеспечить удовлетворительный сбор информации о психическом здоровье на уровне локальных сообществ и первичной сети в странах с низким и средним уровнем дохода [10]. Это приводит к тому, что имеющейся статистики недостаточно для планирования.

Политики находятся в условиях постоянного давления со стороны СМИ по поводу насущных проблем. Также они, возможно, ежедневно получают от политических советников анализ потенциального влияния того или иного решения на электорат. Политики могут принимать важные решения, но реализация их зависит от государственных служащих и профессионалов из соответствующих секторов. Этих людей также необходимо убеждать в приоритетности сферы психического здоровья, если осуществление обозначенных решений происходит успешно и имеет ощутимые результаты.

Срок политика в его должности, как правило, слишком короток, чтобы опираться только на его поддержку, упуская из вида государственных служащих, с которыми он работает.

Что нужно знать политикам, чтобы судить о проблемах психического здоровья

Если политики готовы рассматривать психическое здоровье среди приоритетов, полезно описать им комплексную картину того, как обстоят дела по этому вопросу в стране. Необходимо прояснить некоторые общие понятия, такие как психическое здоровье и благополучие, психическое заболевание, нетрудоспособность, преждевременная смерть, суицид; рассказать о разных видах болезней и их распространенности, о факторах риска и защитных факторах, о влиянии на другие заболевания, на образование, занятость, продуктивность отдельных индивидов и целой страны, об уровнях оказания психиатрической помощи, в том числе помощи по месту жительства, первичной, вторичной и третичной сети; осветить межотраслевые аспекты психического здоровья, включая сферу образования, социальную сферу, занятость населения, уголовную юстицию. Без такого многоуровневого и охватывающего разные области понимания политические решения, направленные на удовлетворение нужд граждан в вопросах психического здоровья, скорее всего, будут неэффективными.

Где можно обратиться к политикам

К политикам можно обращаться в различных местах: в министерстве, на общественных мероприятиях и собраниях, в учреждениях здравоохранения, в СМИ и при случайной встрече. Принципы общения во всех этих условиях схожи – быть кратким, недвусмысленным, уравновешенным, запоминающимся и строго придерживаться контекста. Продолжительность разговора должна соответствовать ситуации и обстоятельствам. Любое устное общение следует дополнить письменным изложением дела. Не всегда понятно, сколько времени вам смогут уделить, поэтому рекомендуется начинать с краткого изложения, а затем углубляться в детали, если позволяет ситуация. Полезно связать свой разговор с актуальными для СМИ и политики темами, сферой интересов и задачами министра, общей стратегией правительства и ресурсным обеспечением.

Ситуацию кризиса стоит использовать не только как возможность для решения сиюминутных проблем, но и позаботиться о долгосрочных перспективах развития психиатрической помощи, разъяснить сложные проблемы, дать толчок новым этапам исследований.

Помимо устного и письменного общения между отдельным представителем или организацией и политиком, на последнего также оказывают влияние важные межправительственные обзоры. Например, Отчет о перспективах интеллектуального капитала и благополучия, порученный к исполнению главным правительственным ученым Великобритании в 2006 г. и представленный правительству в 2008 г., вызвал прямой отклик в виде действий различных департаментов [11, 12]. Отчет Института медицины США по неврологии, психиатрии и расстройствам развития привел к росту популярности сферы психического здоровья и к увеличению инвестиций со стороны крупных международных спонсоров в исследования, проводимые в этом направлении [13].

Никогда не сдавайтесь

Последний и, возможно, наиболее важный момент заключается в том, чтобы никогда не сдаваться. Успехи могут быть то больше, то меньше, но пока ведется диалог с политиками и пока на них оказывается воздействие, изменения, которых удается достичь в течение 10-20 лет, обычно существенны. Многие психиатры отчаиваются, когда политики меняют свой пост, вместо того, чтобы видеть в каждом новом назначении на должность новые возможности. Концептуальные переговоры, которые велись с предшественником, никогда не пропадают даром – они всегда будут иметь значение, независимо от следующего поста, который займет политик, и психическое здоровье будет учтено в формировании будущей стратегии.

Список литературы, включающий 13 пунктов, находится в редакции.

Подготовили И.И. Буховец, А.К. Мухорина

Оригинальный текст документа читайте на сайте www.wpanet.org

Наш журнал
у соцмережах:

Випуски за 2014 Рік

Зміст випуску 2-1, 2014

Зміст випуску 9-10 (64), 2014

Зміст випуску 7 (62), 2014

Зміст випуску 6 (61), 2014

Зміст випуску 5 (60), 2014

Зміст випуску 4 (59), 2014

Зміст випуску 3 (58), 2014

Зміст випуску 1 (56), 2014

Випуски поточного року

Зміст випуску 1, 2024

  1. І. М. Карабань, І. Б. Пепеніна, Н. В. Карасевич, М. А. Ходаковська, Н. О. Мельник, С.А. Крижановський

  2. А. В. Демченко, Дж. Н. Аравіцька

  3. Л. М. Єна, О. Г. Гаркавенко,