Ирина Пинчук: «Необходимо полностью переориентировать модель психиатрической службы с оказания помощи людям с психическими расстройствами на охрану психического здоровья населения…»

 

 

pic-1889723795.jpgСистема оказания психиатрической помощи в Украине остро нуждается в реформировании. И это должна быть не только оптимизация определенных направлений, но и создание принципиально новой модели, ориентированной на охрану психического здоровья населения, а не только оказание психиатрической помощи. Однако для достижения поставленных задач важен комплексный и системный подход. В первую очередь необходимо принять соответствующие нормативные документы и наладить активное межведомственное взаимодействие. Также в изменениях нуждается сама структура психиатрических учреждений с переносом акцента на амбулаторную помощь и реабилитацию. Все эти процессы требуют времени, значительных финансовых затрат и понимания со стороны различных специалистов. К тому же, в связи со сложившейся в Украине ситуацией необходимо учесть потребности времени и общества.

С вопросами о том, что уже сделано и какие шаги стоит предпринять для усовершенствования системы оказания психиатрической помощи в Украине, мы обратились к главному внештатному специалисту МЗ Украины по специальности «Психиатрия. Наркология», д.м.н., с.н.с., директору Украинского научно‑исследовательского института социальной и судебной психиатрии и наркологии Ирине Яковлевне Пинчук. 

– Ирина Яковлевна, в чем заключается основная идея реформирования системы оказания психиатрической помощи?

– Идея состоит в том, что психиатрическая служба должна быть интегрирована в соматическую медицину. В центре внимания должен быть пациент. Необходимо полностью переориентировать модель психиатрической службы с оказания помощи людям с психическими расстройствами на охрану психического здоровья населения, а не просто откорректировать определенные погрешности.

Государство должно признать важность проблем в сфере психического здоровья и, как следствие, утвердить Национальную государственную программу, ориентированную на решение данных проблем. При этом подход должен быть комплексным, с привлечением специалистов из различных министерств и ведомств. Наряду с этим обществу нужно быть готовым принять людей с расстройствами психики и постараться понять, что их следует не изолировать, а социализировать. Но все эти изменения влекут за собой необходимость ряда изменений в смежных ведомствах, нормативно-правовой базе, эффективного межведомственного взаимодействия. Также в изменениях нуждается сама структура психиатрических учреждений с усилением амбулаторной и реабилитационной составляющей.

В связи со сложившейся в Украине ситуацией процесс реформирования системы оказания психиатрической помощи в течение последнего года принял несколько иное направление. Возникшие сложности заставили нас взглянуть на всю систему психиатрии под другим углом. Так, на первый план вышла потребность в психологической помощи и решении проблем, связанных с военными действиями, в контексте психиатрии. Вследствие этого были пересмотрены некоторые приоритетные программы и сформированы новые актуальные задачи. Таким образом, возникла острая необходимость в создании целостной системы охраны психического здоровья, что предполагает изменение парадигмы от оказания психической помощи до охраны психического здоровья населения Украины, в частности в условиях боевых действий и временной оккупации части территорий.

...возникла острая необходимость в создании целостной системы охраны психического здоровья, что предполагает изменения парадигмы от оказания психической помощи до охраны психического здоровья населения Украины, в частности в условия боевых действий и временной оккупации части территорий.

– На каком этапе сейчас находится процесс реформирования психиатрической службы?

– Еще в конце 2013 г. был создан межведомственный координационный совет по охране психического здоровья, в который вошли представители всех министерств и ведомств, где присутствует психиатрическая составляющая. Уже на первом заседании была рассмотрена структура и роль психиатрической службы в каждом ведомстве, а также концепция государственной программы охраны психического здоровья. Также на заседании присутствовала представитель ВР по правам человека и уполномоченный Президента по правам ребенка. В ходе дискуссии были внесены предложения и дополнения в программу реформирования, и, по плану, к концу 2014 г. предполагалось провести два заседания координационного совета.

В начале августа 2014 г. с визитом в Украину приехали наши немецкие коллеги, с которыми мы очень длительное время сотрудничаем в контексте реформирования психиатрической службы. В ходе встречи были намечены планы, цели и задачи. Одним из важнейших моментов является тот факт, что в процессе обсуждения участники встречи пришли к выводу: реформирование психиатрической отрасли стоит начинать с позиции защиты прав пациента.

У нас уже есть значительные наработки и концепции модернизации психиатрической службы в Украине. Рабочая группа посетила несколько европейских стран и ознакомилась с особенностями оказания психиатрической помощи. На сегодняшний день мы четко понимаем, что реформировать надо абсолютно всю отрасль.

Не может не радовать тот факт, что, несмотря на сложную обстановку в стране, некоторые регионы не прекращают работу по реформированию системы оказания психиатрической помощи. Самым прогрессивным регионом в этом плане, на мой взгляд, является Ивано-Франковская область. Учитывая, что руководители психиатрических учреждений области проводят реформы в соответствии с европейскими стандартами, Ивано-Франковская область вполне может быть пилотным регионом, при условии, что будет предложено и поддержано изменение принципов финансирования. То есть если будет создана новая европейская модель финансирования, при которой будут оплачивать не койко-место, а пациента или услугу. В данном регионе достаточно широко применяют весь опыт, полученный в результате сотрудничества с польскими и немецкими коллегами. Сегодня уже введено в практику достаточно инновационных подходов. Сейчас речь идет о том, чтобы модернизировать ряд нормативных документов, которые значительно ограничивают работу психиатрических учреждений.

Также хочется остановиться на Донецком, а именно Славянском регионе. К сожалению, в силу сложившейся ситуации в настоящее время материально-техническая база психиатрической службы там полностью разрушена. Но потребность в оказании психиатрической помощи, естественно, сохраняется. С одной стороны, в регионе сложилась катастрофическая ситуация, но с другой – появилась возможность создать абсолютно новую модель оказания психиатрической помощи, которая соответствует европейским стандартам. Тем более что Донецкий регион участвовал в пилотном проекте реформирования, и уже есть подготовленные специалисты и определенные наработки. В данном направлении сейчас ведется активная работа, найдены подходящие помещения.

Сложившаяся в нашей стране ситуация привела к формулированию новых целей и задач. Так, на сегодняшний день остро стал вопрос об оказании психологической и психиатрической помощи людям с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также изучении влияния на психику людей происходящих военных событий. Возникла необходимость в создании кризовой службы для оказания помощи этой категории людей.

Отдельно стоит вопрос подготовки и образования специалистов, задействованных в оказании помощи пострадавшим. К тому же появились новые участники этого процесса – волонтеры, социальные работники. Им требуются информация, знания о первичной психологической помощи, и мы должны быть готовы ответить на их вопросы.

Государство должно признать важность проблем в сфере психического здоровья и, как следствие, утвердить Национальную государственную программу, ориентированную на решение данных проблем.

– Ирина Яковлевна, что еще необходимо предпринять для эффективного реформирования?

– Для эффективного реформирования необходимо провести глубокий анализ нашей системы здравоохранения, проанализировать опыт зарубежных государств и поэтапно внедрять наши наработки. Нам предстоит проделать огромную работу. Ведь в реформировании нуждается вся отрасль. Так, например, судебная психиатрия основана еще на советских нормах и представлениях и уже давно не соответствует потребностям времени. На данный момент мы сделали сравнительный анализ организационной структуры и нормативно-правовой базы 5 стран: Голландии, Германии, Литвы, Украины и России. Ближе всего мы оказались к немецкой модели. В наших концепциях много общего, и можно взять за основу их опыт.

Также нам стоит уделить серьезное внимание оптимизации оказания психиатрической помощи детям и подросткам. И некоторые шаги уже сделаны: подготовлен и утвержден клинический протокол по оказанию помощи пациентам с расстройствами аутистического спектра, в котором мы попытались учесть все современные данные доказательной медицины.

Что касается оказания помощи пожилым людям, то у нас также уже имеются свои наработки и некоторый опыт. Важно менять как принципы оказания помощи, так и цели. Так, например, уход за такими пациентами должен осуществляться на дому, а не в психиатрическом стационаре. В этом направлении нам предстоит сделать еще очень многое.

К тому же, необходимо привести в соответствие с Европейскими стандартами перечень специальностей психиатрической отрасли, нормативно-правовую базу, а также стандарты оказания медико-социальных услуг путем создания государственной комплексной программы охраны психического здоровья населения Украины. И все эти начинания нам предстоит подкрепить на законодательном уровне. Мы пытаемся создать европейскую модель оказания помощи, но упираемся еще в советские нормативные акты.

Учитывая, что война внесла свои коррективы в нашу жизнь, акценты несколько сместились. При этом не может не радовать тот факт, что при работе над военно-медицинской доктриной рассматривался вопрос о национальной охране психического здоровья. Таким образом, мы постепенно переходим от оказания психической помощи к охране психического здоровья. На мой взгляд, это факт политической поддержки и понимания необходимости реформирования всей отрасли, который свидетельствует о том, что государство осознало важность данного процесса.

На сегодняшний день в этом направлении уже многое делается, и я обязательно поделюсь с вами новой информацией в следующем материале.

Для эффективного реформирования необходимо провести глубокий анализ нашей системы здравоохранения, проанализировать опыт зарубежных государств и поэтапно внедрять наши наработки.

Подготовила Татьяна Ильницкая

Поделиться с друзьями:

Партнеры

ЛоготипЛоготипЛоготипЛоготипЛоготип