скрыть меню

ТИНА БЕРАДЗЕ: «…человеческий организм представляет собой огромную биохимическую лабораторию, нарушения в которой напрямую связаны с нашим состоянием и влияют на отношение как к себе, так и к окружающим»

 

 

pic-5419846102.jpgВзаимоотношения между людьми разного возраста и пола всегда были актуальной темой, разобраться в которой пытались как ученые, так и простые обыватели. Ведь свое развитие человек начинает именно в кругу семьи, под влиянием близких постепенно формируются привычки и мировоззрение, закладываются базовые человеческие принципы. Поэтому понимание вопросов о воспитании детей, их взаимоотношениях с родителями, а также непосредственно между родителями является основой создания здорового общества. На сегодняшний день на эту тему написано множество книг и статей, сняты фильмы и передачи. Казалось бы, следуя определенным советам, уже давно можно было бы жить в мире идеальных браков и детей. Но, к сожалению, семьи по-прежнему рушатся, а дети убегают из дома. В данном материале мы попробуем рассмотреть проблему межличностных отношений комплексно, учитывая не только психологические, но и биологические факторы, сопоставляя определенные сложности, с которыми сталкивается большинство из нас, с биологическими процессами, присущими человеческому организму в разные возрастные периоды. С просьбой помочь разобраться в этом вопросе мы обратились к Тине Игоревне Берадзе, психиатру, психотерапевту, члену ассоциации выпускников медицинской школы Гарвардского университета (США) и Всемирной федерации биологической психиатрии.

– Тина Игоревна, почему же, все-таки, несмотря на большое количество информации о взаимоотношениях между людьми разного возраста и пола, нам по-прежнему сложно построить идеальные отношения?

– Во-первых, не вся информация, которую до нас пытаются донести, достоверна, и ее не всегда можно применить в повседневной жизни. В большинстве случаев люди рассуждают о взаимоотношениях поверхностно и однобоко, при этом они не всегда компетентны в данном вопросе. А во-вторых, многие специалисты забывают, что человеческий организм представляет собой огромную биохимическую лабораторию, нарушения в которой напрямую связаны с нашим состоянием и влияют на отношение как к себе, так и к окружающим. Поэтому для построения здорового общества очень важно не навязывать какие-то шаблоны поведения, а понимать суть проблемы, учитывая взаимосвязь как психологических, так и биохимических процессов. Однако ответственность за создание здорового общества лежит не только на профильных специалистах, а и на самих участниках этого процесса – обычных людях. Ведь именно в семье личность начинает формироваться. Конечно же, не следует ссылаться только на биохимические изменения. Каждая семья – это микросоциум. Если в семье есть определенная модель поведения, дети ее перенимают. Очень важно подготовить детей к реальной жизни и научить, как вести себя в обществе. Но для этого ребенок должен иметь доступ к адекватной и доступно изложенной информации.

...для формирования здорового общества очень важно не навязывать какие-то шаблоны поведения, а понимать суть проблемы, учитывая взаимосвязь как психологических, так и биохимических процессов.

– Где же взять эту информацию и как понять, что она «правильная»?

– С этим, конечно, могут возникнуть проблемы. Особенно сейчас, когда психологией увлекается множество людей. Появилась масса псевдопсихотерапевтов, которые понятия не имеют о механизмах, происходящих в человеческом организме. У людей нет элементарных базовых знаний о физиологических процессах в организме, нет сексуального воспитания. Эта информация по-прежнему скрывается от детей и преподносится в искаженной форме. В эпоху нанотехнологий нам до сих пор навязывают примитивные убеждения и взгляды. Правильные сведения есть, но их необходимо научиться дифференцировать и применять в повседневной жизни. Важно, чтобы люди поняли, что воспитывать нового члена общества надо начинать еще с пеленок.

– С какого возраста начинается формирование личности и что об этом надо знать?

– На биохимическом уровне формирование начинается с рождения, я бы даже сказала с зачатия. Ребенок должен быть желанным. Я не раз отмечала при психотерапевтической работе с детьми наличие в их анамнезе такого факта, как желание матери сделать аборт или нежелание отца, чтобы ребенок появился на свет. Это программа на всю жизнь. У таких детей как следствие часто развиваются астма, аллергия и социальные фобии. Если ребенок при зачатии получает позитивный сигнал, развитие однозначно будет протекать лучше. Конечно же, на этом проблемы не заканчиваются. Специалисты должны объяснять родителям, что есть очень опасный период, с 8 до 36 месяцев. В этом возрасте ребенок выбирает «главного для себя человека», и это тот, кто проводит с ним больше времени. Расставание с этим человеком иногда настолько травматично, что может в дальнейшем спровоцировать социальную фобию. В школьном возрасте это может проявляться отказом ходить в школу. Особенно актуальна данная проблема сейчас, когда стало модно нанимать нянь, которых часто меняют из-за личной неприязни, не учитывая при этом чувства ребенка. С другой стороны, родители должны в определенный период «отпустить» ребенка и не допустить, чтобы забота переросла в гиперопеку. Особенно это касается мам мальчиков. В любом случае, следует учитывать мнение ребенка. Дети должны понимать, что имеют право на свой выбор. Это поможет им научиться самостоятельно принимать решения. Позвольте ребенку совершать ошибки, которые постепенно сформируются в опыт. Конечно же, родители в это время должны быть рядом, чтобы поддерживать и направлять.

Родители должны постепенно, в доступной форме объяснять ребенку все особенности изменений в организме с привязкой к поведению, которое меняется в определенные периоды жизни человека. Ведь человеческий организм – это сложнейшая биохимическая машина, зная о механизмах работы которой можно избежать многих нежелательных ситуаций.

– Представим, что ребенок желанный, расставания в критический период избежали, на что следует обратить внимание дальше?

– Важно помнить, что изначально мальчики где-то до 8 лет находятся в психологической зависимости от матери, затем наступает период отчуждения, но через определенное время они опять сильно к ней привязываются. Так вот в этот период отчуждения очень важна роль отца. Он должен не просто присутствовать в жизни ребенка, а принимать активное участие. У девочек похожая ситуация, но этот период наступает несколько раньше, и отношения с отцом несколько отличаются. Родители должны постепенно, в доступной форме объяснять ребенку все особенности изменений в организме с привязкой к поведению, которое меняется в определенные периоды жизни человека. Ведь человеческий организм – это сложнейшая биохимическая машина, зная о механизмах работы которой можно избежать многих нежелательных ситуаций. Очень сильно эти изменения проявляются в подростковом возрасте. Это связано с мощнейшим выбросом половых гормонов. Меняются поведение детей, отношения с родителями. А мы зачастую не знаем, как себя вести, ведь нас этому не учили, и не можем адекватно помочь ребенку. Это один из самых сложных периодов в жизни человека.

Главная проблема заключается в том, что люди не знают о естественных закономерных изменениях в организме и не всегда готовы адекватно воспринимать реакции тела на гормональные всплески и падения.

– Что важно знать о переходном периоде?

– У девочки в этот период начинают вырабатываться эстроген и прогестерон, природа готовит ее стать матерью, ведь женщина запрограммирована на это изначально. Первому менструальному циклу часто предшествуют тревога, частая смена настроения. Однако намного травматичнее переходной период проходит у мальчиков. В это время происходит массивный выброс тестостерона, появляются агрессия, оппозиционное поведение. Они более склонны к суицидальным мыслям и активнее экспериментируют с наркотиками и алкоголем. Мальчику самому трудно контролировать свои действия и эмоции, он не понимает, что с ним происходит. Также в это время начинают проявляться вторичные половые признаки, у кого-то больше, у кого-то меньше. У некоторых ребят это может спровоцировать формирование комплексов. А тут еще родители со своими нравоучениями. И все это зачастую выливается в конфликт.

– Подскажите, пожалуйста, какую позицию лучше занять родителям?

– В первую очередь надо попытаться понять ребенка. А для этого очень важна образованность родителей в этих вопросах. Необходимо, чтобы они сами знали об элементарных процессах, которые происходят в организме детей. Еще важнее донести основы этих изменений самому ребенку. Ведь если допустить ошибку, и взаимопонимания не будет, в лучшем случае ребенок будет убегать из дома, а может и увлечься наркотиками, алкоголем и, что самое страшное, возможен подростковый суицид. В этот период ребенок и так находится в депрессивном состоянии из-за биохимических процессов, а тут еще и родители, которые пытаются его ломать. Это все может иметь более тяжелые последствия, чем просто всплеск негативизма. Главная проблема заключается в том, что люди не знают о естественных закономерных изменениях в организме и не всегда готовы адекватно воспринимать реакции тела на гормональные всплески и падения. Поэтому значительное место в нашей жизни должна занимать психическая гигиена.

Я поддерживаю позицию своих американских и европейских коллег, которые пришли к выводу, что этот сложный период является своего рода болезненным состоянием. В этом возрасте детей не надо перевоспитывать, ломать. Им следует обеспечить информационную поддержку еще до наступления подросткового периода.

Здесь очень важна грань доверительных отношений. Часто можно услышать фразу «мы с мамой – как подружки». Это неправильно, мама всегда должна оставаться мудрой, рассказывать, объяснять. Ребенок видит в ней человека, который защитит. А если мать кричит и бьет его, разве можно положиться на такого родителя? Как помочь ребенку, если не получается контролировать самого себя? Кроме того, сколько вокруг ситуаций, когда дети становятся свидетелями скандалов. Родители не понимают, насколько они не правы, когда говорят «мы давно не любим друг друга, но мы ради детей живем вместе». У ребенка формируются убеждения, что жить в нелюбви, непонимании и притворяться – это норма жизни.

С возрастом мы спокойнее относимся к вещам, которые, будучи молодыми, воспринимали в штыки. Мы становимся увереннее в себе, начинаем толерантно относиться к партнерам. Меняются ценности и по-другому расставляются акценты.

– Когда удалось справиться с проблемами переходного периода, какие еще сюрпризы нас ожидают?

– Начинается период повышенной сексуальности. Закончились гормональные скачки, и уровень гормонов находится на своем пике. Очень часто в это время гормональный всплеск путают с любовью и создают семьи. Однако нередко они разбиваются, потому что люди оказываются не готовы ни морально, ни финансово. Часто в таких семьях появляются дети, а впоследствии страдают и они, и родители. Почему так происходит? Да потому что люди не понимают, что состояние повышенной сексуальности, влюбленности не является сигналом к обязательному браку. Это просто обычная физиологическая потребность. В таких семьях в первую очередь страдают дети, потому что они нуждаются во внимании родителей, которые в это время сконцентрированы друг на друге, притираются, ищут точки соприкосновения. О каком гармоничном развитии семьи и ребенка может идти речь в этот период?

– Как Вы считаете, когда пара готова к семейной жизни и рождению ребенка?

– Я все-таки придерживаюсь мнения, что семью следует создавать, когда и мужчина, и женщина уже достигли какого-то эмоционального и социального уровня развития и могут сконцентрироваться на своих детях. Я считаю, в среднем после 30 лет. Конечно же, все индивидуально. Но пара должна быть эмоционально готова к созданию семьи и не делать это в состоянии влюбленности. С возрастом мы спокойнее относимся к вещам, которые, будучи молодыми, воспринимали в штыки. Мы становимся увереннее в себе, начинаем толерантно относиться к партнерам. Меняются ценности и по-другому расставляются акценты. В этот период уже сформирован гормональный фон. Мы готовы к продолжению рода.

– Тина Игоревна, но беременность и роды – это очередной гормональный всплеск. К нему тоже надо готовиться заблаговременно. Какие особенности этого периода?

– В первые пять дней после родов начинает повышаться уровень пролактина, который является очень «депрессивным» гормоном. Часто у молодой мамы наблюдаются снижение настроения, подавленность и растерянность. Женщина находится в своего рода стрессовом состоянии и не всегда адекватно может реагировать на ситуацию. В этот период очень важна роль мужчины. Его гормональный фон относительно стабилен, именно поэтому он может оказать необходимую поддержку женщине и создать комфортные условия, для того чтобы она спокойно могла наслаждаться материнством. Как говорят, друг познается в беде, а мужчина – в декрете. Главное, чтобы эти нарушения не переросли в депрессию, которая на сегодняшний день встречается очень часто, и справиться с ней самостоятельно нелегко. Опять же таки, и женщина, и мужчина должны знать об этих изменениях и вовремя обратиться к специалисту.

– А чем можно объяснить трудности во взаимоотношениях в зрелом возрасте?

– Все дело в том, что в возрасте около 35 лет уровень тестостерона у мужчины катастрофически падает. Он начинает как-то «странно» себя вести. Мужчина не понимает, что с ним происходит и пытается компенсировать свою гормональную несостоятельность. Кто-то покупает машины, мотоциклы, кто-то заводит любовницу. Некоторые мужчины становятся более требовательными, тираничными. Иногда возникают трудности в сексуальной жизни. Длится все это приблизительно до 45 лет. Женщины должны быть осведомлены об этом периоде и стараться понимать мужчин, проявлять мудрость. Конечно же, мужчина не должен выходить за определенные рамки. Понятно, что в организме идут изменения, но обоим партнерам должно быть комфортно. Любые отношения, которые переходят грань нашей индивидуальной комфортности, травматичны. Женщины же в 35-48 лет переживают пик своего расцвета. У них исчезают комплексы и появляется уверенность в себе. Женщина способна более адекватно и спокойно реагировать на изменения в поведении своего партнера. Формируются другие ценности и приоритеты, гормональный фон в норме, удалось состояться как личность и занять какое-то социальное положение. Это, бесспорно, в том случае, если все идет по плану.

– Следующим травматичным этапом в жизни женщины является период перименопаузы. Каковы его особенности?

– Это долгий и очень тяжелый период для женщины. Катастрофически снижается уровень прогестерона и эстрогена. Появляются проблемы со здоровьем как в соматической, так и в психической сферах, а также в сексуальной жизни. Все это на фоне депрессии, повышенной тревоги, раздражительности, нарушений сна и выраженного снижения самооценки. Многие мужья этого не понимают. Они не знают, что эти изменения сложно контролировать, и женщина не может повлиять на биохимические процессы самостоятельно. Многие женщины не знают, что в современном мире уже есть способы облегчить такое состояние, что это нормальный физиологический процесс, и при правильной поддержке все трудности можно пережить. В этот период очень важно не оставаться наедине со своими проблемами. Такие женщины нуждаются в поддержке как близких, так и соответствующих специалистов. Рядом должен быть муж, который пережил свой гормональный дисбаланс, осведомлен об изменениях в организме жены и готов ее поддержать. Если паре удалось все это пережить, тогда и начинается счастливая старость.

Для каждого периода характерны свои трудности. Важны базовые знания механизмов, сексуальная образованность, психическая гигиена. А для этого должны быть специальные программы, буклеты, передачи на телевидении.

– Как Вы считаете, что необходимо сделать, чтобы повысить информированность населения?

– В первую очередь не стесняться об этом говорить. Для каждого периода характерны свои трудности. Важны базовые знания механизмов, сексуальная образованность, психическая гигиена. А для этого должны быть специальные программы, буклеты, передачи на телевидении.

Очень большую роль сегодня играет масс-медиа. Нам почему-то навязываются абсолютно чужие для нас взгляды и принципы. Значительно эффективнее было бы просто рассказать о том, что все изменения, происходящие в организме человека, – это нормально. Однако в данном направлении информации минимум.

В этом ключе очень важны образовательные программы для разных возрастных групп и типов проблем. Сведения должны подаваться на понятном языке и быть не просто в свободном доступе, а «на глазах». Информация должна постоянно обновляться и соответствовать потребностям людей. Необходимо идти в ногу со временем, а мы, к сожалению, застряли на каком-то этапе. Мы можем купить билет на Марс, но не можем поговорить с ребенком о сексе. Следует быть максимально образованными, толерантными и понимающими в отношении детей. Однако никто нам не помогает понять, как этого достичь. Да и не все мамы готовы адекватно делиться необходимыми для подрастающих детей сведениями. А дети сейчас развиваются быстрее, вопросы возникают гораздо раньше. Если у ребенка возникает вопрос, он будет искать ответ и, поверьте, найдет его любыми путями и не всегда в правильной форме. Именно поэтому родители должны первыми доносить информацию детям. А для этого им самим необходимо ею владеть.

Также важно, чтобы о своих проблемах не стеснялись говорить вслух авторитетные люди. За рубежом известные личности смело рассказывают о своих проблемах, пытаются донести до общества, что выход есть, создают фонды по оказанию помощи. У нас же какая-то обратная реакция. Но ведь все, что происходит с нами, это физиологический процесс, и он не выбирает своих «жертв» ни по социальному статусу, ни по интеллекту. Зачастую биохимические процессы нам неподвластны, но мы должны знать, что они есть, и что их дисбаланс можно скорректировать. В конце концов, есть же специалисты в данной области, которые могут помочь пережить эти временные трудности. Сколько проблем мы бы могли избежать в любой сфере нашей жизни, если бы заблаговременно были к ним готовы.

Подготовила Татьяна Ильницкая

Наш журнал
в соцсетях:

Выпуски за 2014 Год

Содержание выпуска 2-1, 2014

Содержание выпуска 9-10 (64), 2014

Содержание выпуска 7 (62), 2014

Содержание выпуска 6 (61), 2014

Содержание выпуска 5 (60), 2014

Содержание выпуска 4 (59), 2014

Содержание выпуска 3 (58), 2014

Содержание выпуска 1 (56), 2014

Выпуски текущего года