Когда психиатр считается хорошим?

Dinesh Bhugra et al. с целью определения ключевых качеств, необходимых для того чтобы считаться хорошим психиатром и стать членом Королевского колледжа психиатров, провели опрос обучающих клиницистов, ответственных за психиатрическое обучение в Великобритании. Эти клиницисты были одобрены Королевским колледжем психиатров. В числе самых важных качеств хорошего психиатра были отмечены компетентность в диагнозе, умение менеджмента и исследования (98%). В силу недавних изменений в обучении в Великобритании, цель обзоров такого типа – понять взгляды клиницистов, которые должны быть распространены и на обучающихся.
Данное исследование началось с того, что Королевский колледж психиатров опубликовал книгу «Хорошая психиатрическая практика» в 2000 г., а в 2009 г. – исправленное и дополненное издание.
Качества хорошего психиатра включают клиническую компетентность, умение общаться и искусство слушать, понимание групповой динамики, способность работать в команде, умение принимать решения и обладать навыками менеджера, понимать роль и статус уязвимых пациентов, способность к эмпатии, а также умение трезво оценивать ситуацию.
В рамках Национальной службы здоровья проводятся учебные программы (одобренные Коро­левским колледжем психиатров) клиницистами, ответственными за обучение, кураторство и поддержку обучаемых. Кураторы должны поддержать кандидата для экзамена, позволяющего стать членом Королевского колледжа психиатров, без престижного статуса которого невозможно продвинуться и получить статус в узкой специализации в области психиатрии – общей, общинной, детской и подростковой, судебной, геронтопсихиатрии, психотерапии и психиатрии для лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Хотя в США и Канаде имеются отчеты компетентности, включающие концепцию для клинической практики, в Великобритании эта концепция сформировалась недавно. Scheiber и Kramer полагают, что уровень профессиональной компетентности должен измеряться по скользящей шкале. Mikhael опубликовал характеристику профессиональной компетентности для врачей; она включает умение диагностировать, искусство общаться, обладание навыками менеджера. Когда стажеры получают степень MRCPsych на основании экзамена, они должны ознакомиться со всеми стандартами, принятыми в обучении и практике. До недавнего времени эти стандарты контролировались Королевским колледжем психиатров, но 30 сентября 2005 г. ответственность за это перешла к PMETB. Преподаватели­клиницисты ответственны за обучение и находятся в постоянной связи со своими стажерами. Dinesh Bhugra et al. провели опрос преподавателей­клиницистов Королевского колледжа психиатров о том, что входит в понятие хорошего психиатра, разослав по почте опросники. В «Хорошей психиатрической практике» был проведен другой опрос (таблица). Из 163 преподавателей, которым были посланы опросники, ответили 113 (69%). Все опрошенные пришли к соглашению относительно профессиональной компетентности в плане диагноза, исследований, умения общаться и способности принимать правильные клинические решения.
Респонденты не могли сказать, необходимы ли принципы менеджмента и понимание групповой динамики для стажеров. Все эти качества необходимы для хорошего психиатра. Неудивительно, что большинство респондентов отметили уровни знаний и профессиональных навыков, дейс­твительно необходимые психиатрам. Уди­вительным было то, что большинство опрошенных не могли сказать, необходимы ли знания групповой динамики. Впослед­ствии Королевский колледж психиатров потребовал проведения обучения по групповой динамике.

Таблица. Характеристика хорошего психиатра согласно данным исследования (n = 113)
Характеристики Да
n (%)
Нет
n (%)
Не знаю
n (%)
Клиническая компетентность в диагнозе, исследованиях и управлении
111 (98,2)
2 (1,8)
0
Умение общаться и слушать
109 (96,5)
1 (0,9)
3 (2,6)
Понимать групповую динамику
46 (40,7)
5 (4,4)
62 (54,9)
Умение работать в атмосфере, где принимается во внимание мнение каждого члена команды
99 (87,6)
2 (1,8)
12 (10,6)
Способность принимать соответствующие клинические решения
110 (97,3)
3 (2,6)
0
Способность оценки персонала
15 (13,3)
7 (6,2)
91 (80,5)
Понимание основных принципов управления
37 (32,7)
6 (5,3)
70 (61,9)
Понимание и осознание роли и статуса уязвимых пациентов
94 (83,2)
5 (4,4)
14 (12,4)
Умение эмпатировать, приободрять и давать надежду пациентам
94 (83,2)
3 (2,6)
16 (14,2)
Критическое осознание эмоциональных вспышек в клинических ситуациях
78 (69,0)
3 (2,6)
32 (28,3)
Поделиться с друзьями:

Партнеры

ЛоготипЛоготипЛоготипЛоготипЛоготип