скрыть меню

Описаны специфические изменения на фМРТ, характерные для болевого синдрома

3 июля 2013 г.
Исследователи обнаружили особые паттерны на функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) в определенных зонах, которые активизируются при воздействии ноцицептивного стимула. Материал опубликован в журнале New England Journal of Medicine (2013).
Доктор T.D. Wager et al. из Уни­верситета Колорадо (США) провели серию исследований при участии 114 здоровых мужчин и женщин. Авторы пишут, что им удалось зарегистрировать специфическую активность в таламусе, передней и задней долях островка, вторичной соматосенсорной, передней поясной коре, околоводопроводном сером вещес­тве, сопоставив при этом величину активности в этих зонах с объективным параметром – температурой, вызывающей боль. В ходе эксперимента участники должны были держать руку на нагревающейся пластинке. Позже выяснилось, что эти зоны реагируют не только на реальную боль, но и на мысли, касающиеся ожидания возникновения боли, и даже на социальные конфликты.
Если испытуемым давали обезболивающий препарат, болевая активность в мозге снижалась. Аналогичная реакция наблюдалась при приеме плацебо: человек ожидал регресса боли, что можно было видеть при сканировании мозга. В первом исследовании чувствительность и специфичность составила 94%.
В отдельной работе с 93% точностью удалось отличить 44,3 от 49,3 °C только лишь по активности мозга: в одном случае человек имел дело с еще терпимым теплом, не вызывающим неприятных ощущений, а в другом держал в руке настолько горячую чашку кофе, что это сопровождалось чувством боли.
В третьем опыте с чувствительностью 85% и специфичностью 73% изучались различия между физическими и социальными типами ноцицепции. При этом исследователям удалось выделить болевой рисунок активности: когда подопытные просматривали фото их экс-партнеров, с которыми отношения романтического характера закончились недавно, это вызывало эмоциональную реакцию во все тех же зонах мозга, хотя она и отличалась от той, что сопровождала физическую боль.
Учитывая отсутствие объективных показателей наличия и интенсивности физической боли, описанное явление, характерное для болевого импульса, может иметь большой спектр применения. К примеру, перспективно его использование для подтверждения наличия боли у тех, кто не может сообщить точно о своем состоянии (пожилой или молодой пациент, или c когнитивными нарушениями) или жалобам которых не полностью доверяют медицинские/юридические лица, принимающие ответственные решения. Однако методика не должна применяться в качестве детектора лжи боли, так как некоторые люди могут иметь реальную боль, не зафиксированную на выполненном снимке.

www.medscape.com