Сборник клинических рекомендаций 2016
Сборник клинических рекомендаций 2015
Сборник клинических рекомендаций 2014
Очерки детской психиатрии 2016
Очерки детской психиатрии
Очерки детской психиатрии. Аутизм

Социальная психиатрия

Иоанна МедерИоанна Медер – специалист-психиатр, работает в Институте психиатрии и неврологии в Варшаве, в настоящее время руководит Клиникой психиатрической реабилитации,
а также исполняет обязанности заместителя директора института по лечебным вопросам.
В своей научной деятельности занимается исследованиями лечения и реабилитации больных затяжной шизофренией.
Вместе с коллективом Клиники психиатрической реабилитации внедрила в Польше и адаптировала к реальным условиям тренинги навыков общественного поведения, которые стали важным взносом в реформирование реабилитации в Польше. К важнейшим тренингам относят: тренинги разрешения проблем, ведение разговора, активного участия в собственной фармакотерапии и самодиагностики ранних проявлений рецидива заболевания.
Иоанна Медер – автор и соавтор свыше 100 публикаций, нескольких разделов о реабилитации в разнообразных учебниках психиатрии, также редактировала несколько книг для библиотеки польской психиатрии. На протяжении многих лет является членом правления Польского психиатрического общества, выполняла функции казначея, секретаря, а на данный момент – его вице-президент.
По поручению Польского психиатрического общества координирует разнообразные общественные акции, направленные на позитивизацию портрета психически больных в обществе, такие как «Найти себя», «Жить здоровой жизнью», «Шизофрения: откройте дверь». Принимает также участие в многочисленных акциях, посвященных борьбе с депрессиями и предотвращению попыток самоубийства.
За благородное, заботливое, радушное отношение и помощь пациентам получила в 2007 г. награду им. Св. Камиля, которая вручается во Всемирный день больного.

Психическое здоровье – один из важнейших факторов современного общества. В 2006 г. в Польше в психиатрических отделениях предоставлена помощь приблизительно 4% населения (около 1,5 млн человек), в Европе – около 11%. К таким различиям приводят системные и общественные ограничения. С одной стороны, это ограниченный доступ к психиатрическому консультированию, с другой, учитывая место психически больных людей в сознании общества, – недостаточные согласие и готовность воспользоваться помощью такого рода. Поэтому так важно создать оптимально интегрированную систему опеки и помощи людям с психическими заболеваниями.

На протяжении последних десятилетий система психиатрической помощи претерпела ряд существенных изменений. Мировые медицинские круги определяют социальную психиатрию как модель, наиболее приближенную к нуждам больного, а также более эффективную по сравнению с институционной системой, как с точки зрения терапевтической результативности, так и использования финансовых средств, выделяемых на оказание психиатрической помощи. Социальная модель психиатрической помощи дает больному возможность использовать средства локальной среды, позволяет черпать силы в знакомом окружении.

Главная задача социальной психиатрии – дать возможность человеку с психическим заболеванием функционировать в обществе, а следовательно, учиться и работать. Планирование и внедрение системы, базирующейся на социальной психиатрии, требует интегрированного подхода и тесного сотрудничества институтов здравоохранения, образования, работы и социальной помощи. Такой подход гарантирует создание оптимальной организации медпомощи, соответствующей нуждам больных.

Структура психиатрической помощи в Польше

В структуре психиатрической медицины Польши продолжает доминировать традиционная модель опеки над лицами с психическими заболеваниями. Невзирая на изменения, которые произошли с 1970 г., большинство больных охвачены институционной опекой, то есть стационарным круглосуточным лечением [1, 2]. В 2005 г. помощь промежуточного типа, то есть медпомощь в дневных стационарах, отделениях социальной психиатрии, пансионатах, отделениях домашней опеки, была оказана 20 тыс. больным, что составило лишь 1,2% пациентов, которые проходили лечение в этом году. Лечение в ячейках социальной психиатрии было предоставлено 3988 лицам. Хотя анализ статистических данных указывает на постоянное увеличение количества лиц, которые получают данный тип медицинского обслуживания, это происходит в значительной мере из-за роста общего числа пациентов, проходящих психиатрическое лечение, а не из-за возросшего участия социальной психиатрии в системе охраны психического здоровья [2, 3].

Психиатрическая помощь предоставляется в медицинских учреждениях общего профиля, вместе с тем вмешательство, требующее госпитализации, осуществляется лишь в ситуациях, когда это крайне необходимо, а именно пребывание пациента в больнице должно быть по возможности наименее длительным [4]. По рекомендациям, описанным T. Becker и J.L. Vazquez-Barquero в 2001 г., в основе социальной психиатрической опеки лежат:
процесс деинституализации и ликвидации психиатрических больниц старого типа;
развитие альтернативных решений и социальных программ;
интеграция учреждений базовой медицинской помощи;
интеграция с системой общественной и социальной опеки.

Преобразование польской системы психиатрической помощи из традиционной, то есть институционной, в социальную происходит очень медленно. Анализируя ситуацию, следует, однако, отметить положительную тенденцию изменений основных факторов. Систематически уменьшается количество коек в психиатрических больницах, это значит, что, невзирая на увеличение количества отделений с 34 в 1970 г. до 54 в 2005 г., большие учреждения переформировываются в меньшие с меньшим количеством коек, что в свою очередь помогает улучшению качества оказания помощи больным. Так же показатель числа психиатрических больничных мест (отношение количества действительных мест к количеству населения в перерасчете на 10 тыс. жителей) снизился с 12,3 в 1970 г. до 8,3 в 2005 г. Однако такой результат указывает на то, что в Польше данный показатель выше среднеевропейского, составляющего 4,4 на 10 тыс. жителей. Это свидетельствует о необходимости дальнейших структурных изменений и покрытия дефицита средств для социально-психиатрического лечения.

В Польше в пределах социальной опеки функционирует лишь 29 учреждений, преимущественно в больших городах. К сожалению, доступ к этой форме помощи не равномерен по всей территории страны.

Наилучшая, хотя все же далекая от оптимальной, сложилась ситуация в Мазовецком воеводстве, где работает 9 коллективов. Далее, учитывая количество функционирующих учреждений, – в Подляском (6), Куявско-Поморском и Любельском (по 2), Любушском, Опольском, Поморском, Шленском, Варминско-Мазурском и Западнопоморском (по 1). В Лодзьском, Подкарпатском, Свентокшиском и Великопольском воеводствах такая форма помощи недоступна для больных (данные 2005 г.). Действующие команды неоднородные с точки зрения их структуры. Такая ситуация требует изменений. Некоторые коллективы состоят лишь из врача-психиатра, что противоречит идее интердисциплинарности и холистической опеки над больными.
В 2005 г. работники этих команд осуществили
94 111 визитов, из которых почти 57% состоялись в среде больного. Консультации и советы давали преимущественно медсестры (305) и психологи (18%). Пациентам (62%) чаще всего предоставлялась долгосрочная медпомощь – свыше 6 месяцев [3].

Национальная программа охраны психического здоровья

Значительным событием стало принятие 23 июля 2008 г. Постановления об изменениях в Законе «Об охране психического здоровья» от 19 августа 1994 г. Его положения позволили начать работу в рамках Национальной программы охраны психического здоровья на 2009-2013 гг.

В Польше ключевой с точки зрения развития психиатрической помощи является реализация задачи № 2 Программы – «Обеспечение лицам с психическими расстройствами разносторонней, интегрированной и доступной медпомощи, а также других форм помощи, необходимых для достойной жизни в общественной среде (семейной, производственной) путем систематического расширения [6]:
социальной модели организации системы медицинской психиатрической помощи;
дифференциации форм социальной помощи и общественной поддержки;
участия в профессиональной деятельности;
координации разнообразных форм опеки и помощи» [7].

В директивах относительно упомянутой выше цели авторы Программы излагают основные рекомендации ВОЗ, что является правильным направлением при создании основ хорошо функционирующей [8, 9], соответствующей нуждам больных, системы социальной психиатрической помощи. Среди видов деятельности, внедрение которых является необходимым, указаны следующие.

1. Создание сети центров психического здоровья, которая обеспечит оказание комплексной (в том числе и стационарной) психиатрической помощи населению (взрослым, а также детям и подросткам) определенного региона; возложить на нее ответственность за обеспечение и координацию оказания психиатрической помощи:
• организационная структура центра должна быть приспособлена к локальным медицинским нуждам населения;
• в центре психического здоровья будет задействован многопрофильный терапевтический коллектив, который в целом будет координировать оказание медицинской помощи пациенту;
• стационарная психиатрическая помощь в основном будет предоставляться в условиях психиатрических отделений клинических больниц.

2. Уменьшение больших психиатрических больниц и переформирование их в специализированные отделения (среди них профилированные, реабилитационные, опекунские, в форме пансионатов).

3. Обеспечение высококвалифицированного кадрового состава различных профессиональных направлений, который будет отвечать нуждам социальной психиатрической помощи (а именно психиатров, специалистов в области детской и подростковой психиатрии, клинических психологов, медсестер, социальных работников, психотерапевтов, социальных терапевтов, специалистов и инструкторов в области терапии/психотерапии зависимостей).

4. Приспособление путей финансирования медицины к требованиям социальной модели психиатрической помощи.

5. Обеспечение сотрудничества и непрерывности оказания медицинской помощи лицам, которые пользуются услугами учреждений разнообразных ведомств (гражданских, военных, тюремных).

Важным элементом станет также устранение диспропорции между доступностью психиатрической помощи в зависимости от местожительства больного и обеспечением непрерывного оказания помощи и мониторинга состояния здоровья пациента.

Реализация задач в области социально-психиатрической помощи, заложенных в Программе, дает людям с психическими заболеваниями шанс на достойную жизнь без изоляции от общества, возможность социальной реабилитации, а также ощущение принадлежности к обществу.

Следует особенно подчеркнуть тот факт, что Программа обязывает органы местного самоуправления, губернаторов принимать активное участие в организации психиатрической помощи на своей территории, финансировать эту деятельность и предоставлять ежегодный отчет о деятельности в этой области. Служба здравоохранения может ограничиться лишь надзором за оказанием психиатрической помощи.

Направления изменений в польской модели социально-психиатрической помощи

Планирование изменений в системе оказания психиатрической помощи должно проводиться с учетом постулатов социальной психиатрии. Система, которую будут внедрять, должна гарантировать больным помощь, которая позволит им функционировать в собственной среде и обеспечит по возможности высокое качество жизни в единении с уважением к их достоинству и правам.

Согласно положениям социальной психиатрии необходимо изменить подход к лечению больного в более широком его понимании: не только в аспекте клинического контроля болезни, но и как к процессу, охватывающему также функционирование больного в обществе и помощь при выполнении ежедневных задач. Важным аспектом является также оказание помощи наиболее близким пациенту людям, которые очень часто бывают основным подспорьем в опеке и поэтому сами нуждаются в помощи [10].

Организация системы социальной психиатрической помощи будет требовать, как это практикуется во всем мире, определения задач на местных уровнях, в собственной среде лиц, которые нуждаются в поддержке, лишь с координацией действий на центральном уровне. Очень важной является интеграция психиатрической помощи и структур базового медицинского обслуживания, а также разработка процедур, которые делают возможным бесконфликтное сотрудничество на уровне систем: здравоохранения и социального обеспечения [11-13].

Первый этап: создание общепольской сети психиатрических консультаций

Изменения, которые ведут к формированию социальной модели помощи в области психиатрии, требуют в первую очередь подготовки населения к функционированию в локальной среде, которая будет оказывать поддержку пациентам с нарушениями психики.

С этой целью необходимо проводить образовательную деятельность, однако, прежде всего, предоставить больным возможность лечения по месту жительства.

Поэтому первым этапом процесса преобразования польской системы психиатрической помощи должно стать создание общепольской сети психиатрических консультаций (очерченное в Программе как создание Центра психического здоровья). Также необходимо сделать более доступными помощь в социально-психиатрических учреждениях.

Для польского общества 29 учреждений – это весьма небольшое количество. Если руководствоваться упомянутыми выше британскими директивами, таких единиц в Польше должно быть свыше 600. В первую очередь должны быть созданы психиатрические консультационные центры, а также учреждения социальной психиатрии как основные элементы системы.

Самым необходимым на данный момент является обеспечение лучшего доступа к терапевтическо-лечебной бригаде, а также, в случае необходимости терапии, поддержание ее непрерывности, и, как следствие, улучшение результативности.

Получение желаемого эффекта требует создания сети структурных единиц, каждая из которых способна обеспечить консультативной помощью около 1500 взрослых. Важным также является стандартизация работы центров психиатрического консультирования с точки зрения специализации персонала (обеспечение однородности команд), часов работы (работают ежедневно), а также сбалансированность общей сети с точки зрения отдаленности от местожительства больного (один центр психического здоровья должен охватить своей деятельностью территорию с количеством населения около 50 тыс. человек).

Необходимо также обеспечить более тесное сотрудничество консультационных центров с другими психиатрическими учреждениями, а также институтами социальной опеки.

Финансирование центров психического здоровья должно осуществляться из областных фондов, находящихся в ведении председателя, но распорядителями этих средств будут руководители выше упомянутых центров.

Главные задачи центров охраны психического здоровья:
• предоставление постоянной амбулаторной психиатрической помощи;
• обеспечение опеки больного терапевтической командой в домашних условиях;
• ведение образовательных групп;
• сотрудничество с учреждениями труда и социального обеспечения для активизации профессиональной деятельности больных.

Среди задач, которые стоят перед амбулаторной психиатрической службой, – постоянный надзор над группой лиц, требующих активной помощи, а также составление реестра таких лиц, что делает возможным контролировать процесс их лечения (например, сроки визитов, сроки приема лекарства, если требуется их прием в консультации и т. д.). Этот реестр должен содержать информацию, позволяющую быстро контактировать с больным, однако он не содержит данных об адресах и телефонах, а также информации об изменении места его пребывания (например, в случае отъезда). Недостаток контакта с пациентом или его отсутствие на приеме у врача в указанный срок должны привести к административным действиям, таким как визит социального работника с целью выяснения причин отсутствия.

Одной из задач постоянной амбулаторной психиатрической помощи и консультативного психиатрического центра является также ограничение круга лиц, которые подлежат госпитализации. С этой целью в каждой консультации должны быть созданы команды специалистов, оказывающих лечение в домашних условиях, задачей которых будет оказание активной помощи больным, под которой подразумевают консультации специалистов в домашних условиях, а также проведение лечения в среде пребывания больного.

Госпитализации должны быть предусмотрены лишь в тех случаях, когда ни одна из доступных в домашних условиях форм терапии не дает желаемого эффекта.

Психиатрические консультационные центры должны сотрудничать с обществом, вести обучение в открытых образовательных группах – проводить еженедельные встречи со специалистами, лекции, посвященные проблемам психического здоровья, а также консультативные услуги в общественных местах. Проведение такой деятельности позволяет активно выявлять лиц, которым нужна помощь специалистов-психиатров. Кроме того, они могут быть элементом процесса интеграции больных в жизнь общества.

Последней, но не менее важной задачей деятельности центров психиатрического консультирования будет тесное сотрудничество с институтами социального обеспечения, целью которого является активизация профессиональных навыков больных.

Одним из основных положений социальной психиатрии является предоставление больным возможности функционирования в их местной среде, а также, по мере возможностей каждого, их возвращение не только к активной жизни, в общем ее понимании, но и жизни профессиональной. В таком случае роль консультативного психиатрического центра можно определить как интегратор помощи больному. С одного стороны, главная задача – контроль эффективности проведения терапии, с другой – контроль интенсивности и длительности возвращения больного в общество.

Лица, не желающие или не в состоянии работать, должны быть направлены в сотрудничающие с психиатрическими консультационными центрами мастерские трудотерапии или социальные дома самопомощи. Самым тяжелым пациентам в работе по дому будут помогать команды по оказанию специализированных опекунских услуг.

Действующие таким образом и активно сотрудничающие центры никого не оставят в одиночестве, а каждый больной получит адекватную его нуждам помощь.

Второй этап: создание пансионатов/отелей и жилищ под опекой

На втором этапе изменений предусмотрено создание ячеек, которые позволят больным вновь постепенно возвратиться к функционированию в обществе. Принимая во внимание потребности последующих фаз лечения, социальная модель опеки предусматривает оказание помощи в пансионатах, где больные обеспечены круглосуточным присмотром обученного персонала, а также в жилищах под опекой, где они проходят следующий этап интеграции в самостоятельную жизнь с помощью персонала (ежедневные визиты).

Учитывая неудовлетворительный уровень общественного восприятия лиц с психическими расстройс-твами, на данном этапе также необходимо проведение широкомасштабной образовательной деятельности. Лишь получив одобрение местного сообщества на введение в действие пансионата или жилища под опекой с одновременной акцептацией больными, можно будет в полной мере использовать преимущества модели социальной психиатрии. Это положительно повлияет на результативность процесса лечения и реабилитации, значительно сократит время, необходимое для достижения максимально возможного уровня функционирования больного в обществе.

Большинство больных после выхода из отделения круглосуточного надзора будут нуждаться в завершении лечения в дневном стационаре. Существует необходимость увеличения количества и расширение доступа к отделениям дневного стационара для каждого пациента, даже для тех, кто проживает в отдаленной сельской местности.

Решением проблемы является организация сети малогабаритных автобусов, которые будут привозить больных в отделение. Подобные транспортные средства, зарегистрированные на имя лечебного учреждения, в значительной мере облегчают оказание активной помощи, контакт с семьей пациента или срочное медицинское вмешательство.

Третий этап: изменение структуры в оказании психиатрической помощи

Лишь после создания исправно функционирующей в указанном выше объеме сети психиатрических консультаций возможным будет начать третий этап реформирования системы психиатрической опеки и ее адаптацию к европейским требованиям.

Уменьшение количества изолированных психиатрических больниц вместо появления психиатрических отделений в больницах общего профиля на сегодняшний день является неотложным требованием. Однако следует помнить, что ликвидацию стационаров можно проводить лишь после внедрения учреждений, которые могут взять на себя помощь больным и их подготовку к функционированию в обществе.

Согласно оценкам Варшавского института психиатрии и неврологии, для системы психиатрической помощи целесообразно иметь 1500 коек в психиатрических отделениях, 1400 – в отделениях лечения от зависимостей, 7 тыс. – в отделениях дневных стационаров, 2 тыс. – в отделениях с лечебно-опекунскими функциями, 1500 мест в пансионатах, 400 команд социальной психиатрии и 200 консультационных психиатрических центров.

Необходимо также привести в соответствие средства и структуру кадров относительно профессиональных направлений, необходимых для социальной психиатрии.

Важной проблемой является соответствующее информирование общества, цель которого – уменьшение холодности и уровня общественной дискриминации относительно лиц с психическими заболеваниями. Опубликованные в августе 2008 г. результаты исследования общественной мнения показали недостаточную готовность польского общества признать право лиц с психическими заболеваниями на полноценное участие в общественной жизни. Психическая болезнь на сегодняшний день трактуется как нечто постыдное. Изменить такое отношение – одна из задач, которые стоят перед нашим обществом.

Предполагается также сотрудничество с обществами пациентов, их опекунов и семей, клубами и институтами защиты прав пациентов, организациями, ведущими группы поддержки, и участие во всех акциях в пользу лиц с психическими заболеваниями. Такие организации являются чрезвычайно важными партнерами в деле оказания помощи психически больным, а объединенные действия необходимы для роста общественного сознания.

Внедрение в 2009 г. Программы значительным образом исправит ситуацию и позволит действовать в направлении реформирования польской психиатрии в соответствии с европейскими и мировыми стандартами. Необходимо, принимая во внимание опыт других стран, избегать необдуманных действий и помнить, что изменения, которые мы проводим, имеют влияние на конкретных людей и на их семьи, на людей, которые из-за исключительности их болезни в большей мере сталкиваются с общественной изоляцией и дискриминацией.

Список литературы находится в редакции.

Комментарий

Юрій ЗакальЮрій Закаль, головний психіатр Головного управління охорони здоров`я Львівської обласної державної адміністрації

На початок 2009 р. близько 1,2 млн (2,5%) жителів України потребували допомоги психіатра. За офіційними статистичними даними, за останні 15 років поширеність психічних розладів зросла в 1,2 раза на 100 тис. населення. Із загальної кількості зареєстрованих хворих на психічні розлади 61,7% становлять пацієнти працездатного віку, 21,8% – діти та підлітки.

Збільшилися контингенти пацієнтів-інвалідів внаслідок психічних розладів майже утричі порівняно із 1990 р. – 25,19 на 100 тис. осіб мали інвалідність внаслідок розладів психіки. І одним із визначних кроків України та української психіатрії є її рух у напрямку європейської інтеграції.

Підписані Україною 2005 р. в м. Гельсінкі (Фінляндія) «Європейська декларація охорони психічного здоров’я» та «Європейський план дій з охорони психічного здоров’я» визначають, зокрема, що «психічне здоров’я та благополуччя є важливою передумовою для високої якості життя та продуктивної діяльності окремих осіб, родин, місцевих спільнот та народів в цілому, бо дозволяють людям сприймати своє життя як повноцінне та значиме».

Більшість країн, членів Європейського регіону ВООЗ, розробили нову політику в сфері охорони психічного здоров’я. Вони переорієнтували свої служби за принципом наближення психіатричної допомоги до пацієнтів та їх обслуговування за місцем проживання. Деякі країни ще перебувають посередині важкого процесу реорганізації. В них і в Україні в тому числі усе ще не затверджені національні програми в сфері охорони психічного здоров’я.

Кола психіатрів Польщі роками намагалися підіймати проблему модернізації медичної допомоги у галузі психіатрії в країні. Однак розробці та реалізації політики в сфері охорони психічного здоров’я перешкоджали негативне ставлення суспільства до пацієнтів із вадами психічного здоров’я та обмежені фінансові ресурси.

Не дивлячись на це, 23 липня 2008 р. Сейм Польщі ухвалив нову редакцію Постанови «Про охорону психічного здоров’я» та вніс поправки до Національної програми охорони психічного здоров’я. За прийняття поправок голосував 421 депутат, один був проти, ніхто не утримався від голосування, і Закон почав діяти з 1 січня 2009 р.

Ситуація в Україні

За висновками європейських експертів з Польщі та Німеччини під час їх візиту в Україну у липні 2008 р. зазначено, що:
• у більшості лікарень необхідно покращити умови перебування пацієнтів: санітарні вузли, приватний простір тощо; в першу чергу це стосується хронічних хворих, що роками та десятиліттями вимушені жити у вказаних умовах;
• служби соціальної допомоги повинні забезпечувати необхідні місця для розміщення хворих у децентралізованих гуртожитках та общинах, створювати місця зустрічей, майстерні та клуби для пацієнтів, де вони могли б спілкуватися та мати можливість брати повноцінну участь у суспільному житті;
• психіатрія повинна бути більш вагомою для української громади, українського парламенту, міністерств і в цілому виконавчої гілки влади;
• видатки на медичне обслуговування та соціальну допомогу психіатричних пацієнтів повинні бути суттєво підвищені і складати більший відсоток від внутрішнього валового продукту держави, як і в інших європейських країнах, наприклад у Німеччині та Польщі;
• кожна країна повинна віднайти свій шлях реформування психіатричної служби; проте деякі аспекти мають бути враховані у будь-якому разі:
– пацієнти не повинні перебувати в умовах, які принижують людську гідність;
– усі люди, у тому числі й психічно хворі та пацієнти з вадами розвитку, можуть та мають право брати участь у суспільному житті, мати своє місце у суспільстві;
– це також стосується їх прав на проживання у задовільних умовах, їх права працювати, мати особисте дозвілля та своє місце у житті громади;
• у лікарнях соматичного профілю та поліклініках повинна працювати достатня кількість професійно підготованих працівників, а саме психотерапевтів, психологів, ерготерапевтів, фізіотерапевтів та соціальних працівників;
• децентралізована система психіатричної допомоги за місцем проживання надасть можливість зберегти зв’язки зі своїм соціальним оточенням, брати участь у громадському житті; залучення родичів до лікувального процесу і є альтернативою до стаціонарної допомоги у великих лікарнях;
• більшість людей із психічними розладами зможуть жити у домашніх умовах, якщо вони отримуватимуть достатню психіатричну допомогу та соціальну підтримку.

Причини виникнення проблем

1. Недостатність нормативно-правової бази для регулювання діяльності психіатричної служби та здійснення профілактичної її спрямованості.
2. Питання психічного здоров’я продовжують розглядатися по-старому, коли психічні розлади сприймалися як ганебне явище.
3. Донині має місце стигматизація, дискримінація і соціальна ізоляція людей із психічними розладами.
4. В Україні спостерігається практика надмірної госпіталізації, за якої особи із вадами психічного здоров’я отримують лікування у великих психіатричних стаціонарах (понад 500 ліжок), і не повною мірою використовуються позастаціонарні, амбулаторні форми лікування, що не сприяє збереженню соціального функціонування громадян.
5. Недостатнє фінансування галузі охорони здоров’я та нераціональні схеми фінансування системи охорони психічного здоров’я.
6. Відсутність в Україні методики визначення соціальних потреб та системи соціально-реабілітаційних послуг для осіб із вадами психічного здоров’я.
7. До 30% усіх звернень до лікарів загальної практики у європейських країнах – це проблеми, пов’язані із психічним здоров’ям, однак українські служби первинної медико-санітарної допомоги усе ще недостатньо інтегровані зі службами охорони психічного здоров’я.

Основним принципом надання психіатричної допомоги в Україні має стати принцип її доступності. Цей принцип визначатиме не лише відстань до місця отримання психіатричної допомоги, час, за який громадянин зможе в найкоротший термін отримати належну спеціалізовану психіатричну допомогу, але й необхідні кадрові та матеріальні ресурси для забезпечення належної роботи психіатричної служби.

Розробка та подальше прийняття у Верховній Раді України Національної програми охорони психічного здоров’я забезпечить координацію зусиль усіх зацікавлених осіб, державних та громадських організацій у напрямку розвитку системи надання психіатричної допомоги європейського взірця.

Виконання Програми сприятиме покращанню якості життя пацієнтів із вадами психічного здоров’я та максимальній реінтеграції їх у суспільство, що відбудеться за рахунок:
• забезпечення розуміння у суспільстві важливої ролі психічного здоров’я, визначення соціальних потреб осіб із вадами психічного здоров’я, гарантованого обсягу надання відповідної допомоги;
• підвищення рівня знань з питань охорони психічного здоров’я фахівців первинної медико-санітарної ланки та фахівців, які працюють із широкими верствами населення;
• зниження рівня госпіталізації в 1,5 раза за рахунок удосконалення надання психіатричної допомоги населенню поза межами психіатричного стаціонару;
• забезпечення можливості отримання ефективної медико-соціальної допомоги за місцем помешкання шляхом інтеграції психіатричної допомоги у первинну медико-санітарну ланку;
• підвищення рівня задоволеності з боку користувачів наданням психіатричної допомоги завдяки участі пацієнтів та їхніх родин, громадських організацій пацієнтів та осіб, що ними опікуються, в плануванні і реалізації надання психіатричної допомоги.

Стаття Іоанни Медер «Соціальна психіатрія» надає нам можливість ознайомитися з аналогічною ситуацією в Польщі.

Страница сгенерирована за 0.035287 сек