Сборник клинических рекомендаций 2016
Сборник клинических рекомендаций 2015
Сборник клинических рекомендаций 2014
Очерки детской психиатрии 2016
Очерки детской психиатрии
Очерки детской психиатрии. Аутизм

Медицинская история Древнего Рима: к вопросу о наследственной патологии в императорской династии Юлиев - Клавдиев

Untitled

Юлии – Клавдии – первая императорская династия в Древнем Риме, правившая с 27 г. до н. э. по 68 г. н. э. Представители двух знатных римских семей – Юлиев и Клавдиев, породнившихся на определенном этапе своего существования, дали миру как исключительно талантливых и самобытных личностей, так и глубоко деградировавших, чье психическое здоровье не раз оспаривалось историками и психиатрами.
Родоначальником династии считают Гая Юлия Цезаря. Формально императором он не был, но обладал титулом диктатора Римской республики. Своих детей мужского пола у него не было, поэтому приемником (и первым римским императором) стал его внучатый племянник Октавиан Август, мать которого была дочерью сестры Юлия Цезаря. Поскольку у Октавиана также не было сыновей, власть от него перешла к сыну его жены Ливии от первого брака – Тиберию Клавдию Нерону (на этом этапе правление переходит от рода Юлиев к роду Клавдиев). В жилах следующего императора – Калигулы – текла кровь одновременно двух семей. По линии отца, Германика, он был внучатым племянником Тиберия. По линии матери, Агриппины, он был правнуком Октавиана Августа. После Калигулы власть переходит к Клавдию, его дяде, брату его отца Германика и племяннику Тиберия. Последним императором династии Юлиев – Клавдиев стал Нерон, племянник Калигулы, сын его сестры Агриппины. Таково краткое описание генеалогического древа императорской семьи.
Гай Юлий Цезарь, Тиберий, Калигула, Нерон – их имена стали назидательными для современников. Несравненные в величии созданного ими культа самих себя, безжалостные и жестокие тираны – каждый из них навсегда останется в мировой истории как прообраз обладателя неограниченной власти. Все они состояли в родственных связях, и у всех наблюдались психические и поведенческие расстройства различной степени выраженности, с большей или меньшей гомогенностью симптомов. Насколько сильна роль наследственности в психической патологии каждого из принцепсов, либо же причины следует искать в случайных совпадениях экзогенных воздействий неблагоприятных средовых факторов? Вряд ли удастся найти единый правильный ответ на эти вопросы спустя тысячелетия. Факты, дошедшие до нас, о жизни и деяниях этих уникальных людей, при ближайшем рассмотрении становятся разрозненными крупицами из всевозможных исторических слухов и плодов информационных войн, которые велись в борьбе за власть. Тайные заговоры сенаторов и членов знатных фамилий, детоубийство и отцеубийство – перед всем этим жесткая цензура и правки исторических трудов со стороны сената кажутся не более чем PR-технологией. Ведь первые дошедшие до нас воспоминания о Юлиях – Клавдиях были написаны практически через столетие после падения их императорской династии, а стало быть, ни одного действительно документального источника о них не сохранилось.

Гай Юлий Цезарь (годы жизни: 100-44 гг. до н. э., годы правления: 49-44 гг. до н. э.)
Блестяще образованный человек, талантливый полководец и политик, красноречивый оратор и писатель-историк, известный своей работоспособностью и умением одновременно делать несколько дел, – все эти характеристики, данные Гаю Юлию Цезарю, несколько несогласованны с версией о том, что этот человек был болен психически. Тем не менее, большинство римских историков приводят разрозненные упоминания о том, что у Цезаря бывали эпилептические приступы. В частности, Светоний сообщает, что у Цезаря во время переговоров дважды случались эпилептические приступы (defectio epileptica). Аппиан, римский историк второго столетия н. э., в своих описаниях времен Римской республики говорил «об эпилепсии и неожиданных конвульсиях» Цезаря. Подобный случай был описан Плутархом: «В несколько часов Цезарь завладел тремя лагерями, причем пало пятьдесят тысяч неприятелей; Цезарь же потерял не более пятидесяти человек. Так рассказывают об этой битве одни писатели. Другие утверждают, что Цезарь даже не участвовал в деле, но что его поразил припадок обычной болезни как раз в то время, когда он строил войско в боевой порядок. Как только он почувствовал приближение припадка, то прежде чем болезнь совершенно завладела им, и он лишился сознания, его отнесли в стоявшую поблизости башню и там оставили». Согласно Плутарху, описанный эпизод болезни произошел за два года до смерти Цезаря. Однако, если сравнивать данные Плутарха и Светония, по свидетельству первого эпилепсия у Цезаря началась еще раньше, во время его пребывания в Кордове.
Плутарх дает следующую характеристику диктатору: «Любовь его к опасностям не вызывала удивления у тех, кто знал его честолюбие, но всех поражало, как он переносил лишения, которые, казалось, превосходили его физические силы, ибо он был слабого телосложения, с белой и нежной кожей, страдал головными болями и падучей». Светоний же утверждает, что Цезарь отличался превосходным здоровьем, и «лишь под конец жизни на него стали нападать внезапные обмороки и ночные страхи, да два раза во время публичных заседаний у него были приступы падучей». Вместе с тем, Светоний пишет и о болезни с приступами сильного озноба, которой мучился Цезарь в возрасте 18-19 лет (в данном случае нельзя исключать малярию либо другое инфекционное или вирусное заболевание).
Нельзя не отметить, что Цезарь никогда не проявлял признаков деменции и вплоть до смерти сохранял живость ума. Хотя он и обнаруживал некоторые патохарактерологические черты, в целом его действия и поступки были вполне логичны, поведение упорядочено. Главными чертами его личности были амбициозность и честолюбие, склонность к роскоши и изысканности. Он любил цитировать Эврипида: «Если уж право нарушить, то ради господства, а в остальном надлежит соблюдать справедливость».
По свидетельству всех античных авторов, Цезарь отличался сексуальной распущенностью. Светоний особенно детально описывает его сексуальную несдержанность, приводя в качестве доказательства насмешливые выкрики его легионеров во время триумфа: «Запирайте женщин, едет лысый развратник!». Тот же историк не вполне обоснованно обвиняет его в гомосексуальной связи с Никомедом, ссылаясь, в частности, и на остроту Куриона Старшего, который в одной из речей назвал его «мужем всякой женщины и женой всех мужей». Вопрос о предполагаемой бисексуальности Цезаря остается спорным.
Цезарь всеми силами стремился к безграничной власти, обретение ее было скрытым смыслом проведенных реформ в Римской республике. Основные идеи его реформаторской деятельности должны были положить начало власти диктатуры: необходимость объединения Римского государства в одно целое и сильная центральная власть. Амбиции Цезаря стоили ему жизни – присвоив себе всевозможные титулы и прижизненный статус диктатора Римской республики, он настроил против себя заговорщиков, от руки которых пал в возрасте 56 лет.
Если в Древней Греции с легкой руки Гиппократа эпилепсию прозвали «священной болезнью», то в Древнем Риме она имела название «комитетской» (парламентской болезни), так как заседания сената прерывались, когда у одного из присутствующих начинался приступ. Считалось, что таким образом боги выражают недовольство происходящим. Еще древнегреческими врачами эпилепсия диагностировалась на основании клинических симптомов, то есть самих эпилептических приступов. Уже в античные времена было известно, что судорожную готовность можно выявить с помощью вертящегося гончарного круга, блики которого могли спровоцировать приступ. Однако большинство методов диагностики эпилепсии в Древнем Риме были сомнительными. Например, рабов при продаже, чтобы исключить эпилепсию, заставляли нюхать слоистый уголь, запах которого, по поверьям, мог вызвать припадок. Предлагалось также окуривать предполагаемого больного рогом козы, поскольку в античности козы считались млекопитающими, у которых наиболее часто развиваются эпилептические приступы.
В вопросе о диагнозе Юлия Цезаря мнения исследователей расходятся. Поскольку в его характере были демонстративные черты, нельзя исключать и истероэпилепсию. Среди наиболее часто выдвигаемых гипотез – поздняя симптоматическая эпилепсия, возможными причинами которой являлись алкоголизм, сифилис, атеросклероз. Однако алкоголизм можно исключить из ряда факторов, скорее всего, он был предложен на основании слов Катона, который на заседании сената однажды охарактеризовал Цезаря как пьяницу (при этом историки описывают Цезаря как трезвенника). Невролог И. Лесны считает, что обмороки Цезаря, о которых говорят Светоний и Плутарх, свидетельствуют в пользу синкоп, краткосрочных потерь сознания при недостаточности кровообращения. Тем не менее, диагноза спорадической эпилепсии с редкими приступами он не исключает, в том числе и на основании того, что в роду Юлиев часто встречались люди, которым античные врачи и историки приписывали эпилепсию.
После смерти Цезаря бразды правления перешли к его внучатому племяннику – Октавиану Августу. Именно он – первый император Рима по официальному статусу. Октавиан был целомудренным и рациональным политиком, и государственный порядок за годы его правления оставался устойчивым.

Тиберий (годы жизни: 42 г. до н.э. – 37 г. н. э., годы правления: 14-37 гг. н. э.)
Тиберий Клавдий Нерон Старший был пасынком Октавиана Августа. К власти он пришел довольно поздно – в возрасте 72 лет. С детства он отличался холодным, скрытным, нелюдимым и жестоким характером. Октавиан недолюбливал старшего сына своей жены Ливии, однако она была особой честолюбивой и всеми силами старалась, чтобы Тиберий стал наследником престола. В частности, она способствовала решению Октавиана развести Тиберия с его первой женой Випсанией и женить его на своей родной дочери – Юлии. Юлия не хранила верности мужу, и высокомерный Тиберий, не желая унижать свое достоинство, удалился в добровольную ссылку на о. Родос, после чего на некоторое время попал в опалу к императору. Приход Тиберия к власти после смерти Октавиана совпал со смертью единственного прямого наследника Августа – внука Агриппы. Тацит считает убийцей Тиберия, который приказал умертвить юношу сразу после кончины Августа, хотя объективных причин на то не было – Агриппу исключили из списка наследников и сослали в ссылку еще до смерти императора. Также Тиберия обвиняют в возможном заговоре против Германика, своего племянника и отца будущего императора Калигулы, который умер в Сирии при невыясненных обстоятельствах. Германик был выдающимся военным деятелем и пользовался огромной популярностью среди народа, поэтому его имидж не был на руку планам Тиберия о всесильной власти. Тиберий всегда старался действовать исподтишка и вести политическую борьбу из-за кулис основной сцены. Хотя первые годы правления он вел скромную и непоказную политику, вскоре стал злоупотреблять массовыми репрессиями, руководствуясь законом «Об оскорблении величества», который давал ему право выбирать тех, кто, по его мнению, недостаточно хорошо к нему относился. Множество знатных людей, современников Тиберия, покончили с собой, опасаясь преследований тирана.
В конце 20-х гг. н. э. под влиянием все усиливающейся подозрительности и страха быть убитым заговорщиками, Тиберий покидает Рим и поселяется на острове Капри, где ведет жизнь затворника, сохраняя полную власть над империей. Тиберий был суеверным и окружил себя свитой астрологов, которые давали ему предсказания о будущем. После казни заговорщика Сеяна, доверенного лица Тиберия в Риме, стремившегося к власти, погибли Агриппина, жена Германика и ее сын, внучатый племянник Тиберия, Друз. При этом Тиберий, руководствуясь необъяснимыми внутренними убеждениями, оставил в живых еще одного сына Германика – Калигулу, которого поселил возле себя на Капри. Некоторые римские историки, вероятно, под влиянием не любившей императора знати, распустили слух, что на изолированном острове престарелый Тиберий занимался прелюбодеяниями и всячески способствовал развращению Калигулы. Однако в это с трудом можно поверить, так как Тиберия всегда отличала половая сдержанность, и он никогда ранее не был замешан в сексуальных скандалах, как многие римские императоры. Предположить, что оргии с несовершеннолетними юношами и девушками, происходившие во дворце Тиберия на Капри, были правдой, можно, лишь выдвинув гипотезу о том, что половая распущенность императора в столь почтенном возрасте была следствием прогрессирующей деменции. Истребив многих своих родственников и не имея верных друзей, император, чувствуя, что жизненные силы покидают его, боялся оставить трон даже малолетнему внуку. В конце концов, 95-летний старик был задушен на смертном одре преторианцем Макроном, после чего власть перешла в руки Калигулы. Народ, узнав о смерти императора, кричал «Тиберия в Тибр!» – столь непопулярной была персона императора. Во времена правления Тиберия Рим не вел внешних войн, поскольку император был сосредоточен на борьбе с врагом внутренним, уничтожая всевозможных истинных и воображаемых преследователей и соперников. Именно поэтому в сознании последующих поколений римлян эпоха Тиберия ассоциировалась со смутным и страшным временем.
Тиберий был первым представителем рода Клавдиев среди римских императоров, поэтому не следует искать среди причин формирования его личности наследственное влияние рода Юлиев. Вместе с тем, уже с ранних лет у Тиберия обнаруживались ярко выраженные признаки параноидного расстройства личности: интровертированность, замкнутость, нелюдимость, крайняя подозрительность, стремление к власти, жестокость, восприятие окружающего мира как враждебного и преследующего.

Калигула (годы жизни: 12-41 гг. н. э., годы правления: 37-41 гг. н. э.)
Э. Фромм в своей работе «Анатомия деструктивности», анализируя пьесу Камю, главным героем которой является Калигула, говорит об этом императоре следующее: «Калигула служит иллюзии всевластия, которая переступает через границы человеческого существования. В процессе завоевания абсолютной власти Калигула теряет всякий контакт с людьми. Выталкивая других, он сам становится изгоем».
В отличие от своих предшественников, Калигула взошел на трон в довольно молодом возрасте и правил всего лишь немногим более четырех лет. Он был младшим сыном Германика, племянника Тиберия, и Агриппины, внучки императора Октавиана Августа. Соответственно, он – первый из династии, в ком соединились гены Клавдиев и Юлиев. Свое прозвище «Калигула» (лат. caligula – сапожок) Гай Юлий Цезарь Август Германик получил еще в детстве. Его ранние годы прошли в военных лагерях, так как он с матерью сопровождал отца в боевых походах, и солдаты дали мальчику, носившему специально изготовленные маленькие сапоги наподобие армейских калиг, трогательное прозвище.
Калигула имел непривлекательную внешность, например Светоний дает весьма нелестную характеристику как его обличья, так и психического здоровья: «Росту он был высокого, цветом лица очень бледен, тело грузное, шея и ноги очень худые, глаза и виски впалые, лоб широкий и хмурый, волосы на голове редкие, с плешью на темени, а по телу густые. Поэтому считалось смертным преступлением посмотреть на него сверху, когда он проходил мимо, или произнести ненароком слово «коза». Лицо свое, уже от природы дурное и отталкивающее, он старался сделать еще свирепее, перед зеркалом наводя на него пугающее и устрашающее выражение. Здоровьем он не отличался ни телесным, ни душевным. В детстве он страдал падучей; в юности хоть и был вынослив, но по временам от внезапной слабости почти не мог ни ходить, ни стоять, ни держаться, ни прийти в себя». Кроме того, согласно Светонию, император страдал от страха грозы и молнии, а ночью при подобных погодных явлениях и вовсе забивался под кровать.
Калигула рос хитрым и осторожным ребенком. О годах его юности, проведенной подле Тиберия на Капри, мало достоверной информации. Будущий император словно затаился в логове зверя, имевшего прямое отношение к гибели его семьи. Древнеримский историк Тацит так писал о Калигуле: «...Скрывая под личиною скромности огромные притязания, он настолько владел собою, что ни осуждение матери, ни гибель братьев не исторгли у него ни одного возгласа; как начинал день Тиберий, тот же вид, почти те же речи были и у него. Отсюда ставшее впоследствии широко известным крылатое слово оратора Пассиена: никогда не бывало ни лучшего раба, ни худшего господина».
Известно о его причастности к убийству Тиберия, а также о стремлении к инцестуозным связям (его бабка стала случайной свидетельницей полового акта Калигулы с родной сестрой Друзиллой).
Калигула стал императором в марте 37 г. Первые месяцы правления он хорошо зарекомендовал себя на новой должности, в частности, осуществил несколько эффективных реформ – провел политическую амнистию и отменил закон об оскорблении величества. Простолюдины также радовались новому императору – Калигула очень любил гладиаторские бои и часто устраивал праздники для народа, дважды организовывал всенародные раздачи денег, а также подарков и угощений. Однако через полгода после воцарения, осенью 37 г., он перенес неизвестную болезнь – «горячечное заболевание, длившееся несколько месяцев», по ряду предположений, это мог быть энцефалит, острая форма менингита, воспаление щитовидной железы. Некоторые исследователи (T. Sandison) считают, что Калигула перенес эпидемический энцефалит Экономо, ссылаясь на все того же Светония, по утверждениям которого у Калигулы были нарушения сна и яркие сновидения. По свидетельствам историков, с момента болезни черты его характера обострились, а решения и действия стали неадекватными. «До сих пор шла речь о правителе, далее придется говорить о чудовище», – так говорит об этом Светоний. Вскоре после перенесенного приступа он убивает своего сонаследника престола – внука Тиберия Гемелла (за недоверие императору), а также тестя Силана. Префекта преторианской гвардии Макрона, который в надежде на обретение власти помог убить Тиберия и даже презентовал свою жену новому императору, вынуждает совершить самоубийство. После смерти Макрона Гай сам себя назначил префектом преторианцев. Через два года был казнен кузен Калигулы Птолемей из-за того, что стал носить императорскую прерогативу – пурпурный плащ.
Он развлекал себя тем, что словесно и физически унижал свое непосредственное окружение. Вот что пишет об этом Сенека: «Гай Цезарь отличался помимо прочих немалочисленных своих пороков каким-то удивительным сладострастием в оскорблениях; ему непременно нужно было на всякого повесить какой-нибудь обидный ярлык. При этом тот же Гай принимал за оскорбление любой пустяк, как это чаще всего и бывает: чем больше человек склонен обижать других, тем хуже он сам переносит обиды». Вызывающе вел себя с членами сената – например, заявил, что произвел в сенаторы своего любимого коня Инцитата. Любил сражаться на деревянных мечах, при этом мог зарезать противника кинжалом во время битвы, с интересом присутствовал при пытках и казнях, при этом требовал совершать казни не спеша, мелкими частыми ударами, и приговаривал при этом, обращаясь к палачу: «Бей, чтобы он чувствовал, что умирает!». После подорожания скота, которым откармливали диких зверей для сражений с гладиаторами, Калигула распорядился использовать для этой цели вместо животных преступников, лично обходил тюрьмы и выбирал будущие жертвы. При освящении моста в одной из провинций он собрал на торжество большую толпу и внезапно приказал сбросить людей с берегов в море. Сам при этом плавал на лодке среди тонущих и багром отталкивал прочь тех, кто пытался спастись, ухватившись за ее края.
Тексты римских историков изобилуют почти изощренными описаниями сексуальных перверсий Калигулы (очевидно, некоторые из фактов явно преувеличены). Так, Калигула подозревался в сожительстве с сестрами (впрочем, в этом его обвиняли еще до наследия престола), с любимой сестрой Друзиллой сожительствовал почти открыто, а также состоял в интимных отношениях с ее законным супругом. Калигула действительно очень чтил своих сестер, даже приказал отчеканить монеты с их изображением, что, тем не менее, не помешало ему отправить их в ссылку по обвинению в разврате и участии в заговоре против него. После смерти Друзиллы Калигула установил государственный траур и вознес сестру до уровня божества. Жен, любовниц и наложниц он менял словно перчатки, кроме того, любил овладевать женами знатных римлян во время пира, уводя их в соседнюю комнату, а затем возвращая мужьям.
В неисчислимых пирах и празднованиях Калигула почти истощил императорскую казну и стал вымогать немалые подношения с подданных. Император начал требовать своего обожествления, и казалось, всерьез возомнил себя Богом. Калигула приказал воздавать себе божеские почести, посвятил своему божеству отдельный храм, назначил жрецов и установил жертвы в свою честь, велел привезти из Греции статуи богов, включая и самого Зевса, снять с них головы и заменить своими. Приказал разбить все статуи знатных людей и запретил возводить новые без его разрешения. Известно о его триумфальном шествии по морю: Калигула велел построить мост из двойного ряда грузовых судов, перегородив часть Неаполитанского залива длиной около 3,6 км. Сам император в лавровом венке проехал по мосту верхом, а потом на колеснице, руководствуясь, вероятно, в своем поступке предсказанием астролога Фрасилла Тиберию о том, что Калигула, скорее, на конях проскачет через Байский залив, чем будет императором.
В феврале – марте 40 г. Калигула организовал морской поход в Британию. Однако войска, причалившие на побережье Ла-Манша, император неожиданно развернул обратно. По одной из версий, Калигула почему-то приказал легионерам собирать в свои шлемы и туники раковины и ракушки как «дары океана».
Поведение Калигулы становилось все менее упорядоченным – он часто выходил на улицы в женских сандалиях и нарядах, в этом виде бродил по кабакам. Иногда появлялся среди людей в образе Юпитера – с позолоченной бородой, держа в руке молнию, трезубец или жезл, или даже в облачении Венеры, иногда надевал доспехи Александра Македонского, добытые из его гробницы. Однажды ночью Калигула вызвал к себе во дворец трех сенаторов, усадил их на сцене и скрылся. Когда бедняги успели попрощаться с собственными жизнями, он выбежал в тунике до пят, в женском покрывале: под звуки флейт и трещоток прошелся перед сенаторами в танце и удалился.
Рассматривая клинический случай Калигулы, невозможно игнорировать два момента – свидетельства о том, что в детстве у Калигулы бывали эпилептические приступы, а также перенесенную болезнь в возрасте 25 лет, после которой еще больше заострились патохарактерологические черты, проявляемые будущим императором еще в детстве. В пользу эндогенных причин его заболевания свидетельствует неблагоприятная наследственность как по линии матери – эпилепсия Гая Юлия Цезаря, так и по линии отца – психопатические черты личности Тиберия. Очевидно, столь неблагоприятное течение болезни обусловило наслоение отягощенной наследственности психическими заболеваниями различной нозологии и экзогенных факторов, возможно, не столь губительных в своих последствиях, как энцефалит или менингит, поскольку имея в анамнезе эпилептические судороги, последствия этих заболеваний неизменно глубоко затрагивали бы когнитивные функции Калигулы.
Римлянам вскоре надоело терпеть выходки и злодейства психически неуравновешенного императора, и он пал от рук одного из преторианцев-заговорщиков в возрасте 28 лет. Императором стал Клавдий, дядя Калигулы и племянник Тиберия. Скорее эта роль ему досталась случайно, ведь ко времени смерти Калигулы Клавдий серьезно занимался исторической наукой и не думал готовить себя к управлению государством. Императорская семья хоть и считала Клавдия чудаковатым, психических расстройств он не имел, о чем свидетельствует и его успешная политика. Тем не менее, дошедшие до нас описания Клавдия как человека болезненного, хилого, неуклюжего, страдающего нарушениями артикуляции речи, мелкой моторики и ходьбы, позволили неврологу И. Лесны сделать вывод о том, что император страдал детским церебральным параличом в легкой форме.

Нерон (годы жизни: 37-68 гг. н. э., годы правления: 54-68 гг. н. э.)
Последний император династии Нерон Клавдий Цезарь Август Германик – достойный соперник Калигулы в состязании на статус главного антигероя эпохи Древнего Рима. Сын Агриппины младшей, родной сестры Калигулы, усыновленный отчимом (и одновременно двоюродным дедом) – императором Клавдием, хотя и не обладал столь выраженными признаками психических расстройств, как Калигула, имел личность глубоко патологичную. Луций Домиций Агенобарб, отец будущего принцепса, отличался задиристым и раздражительным характером, мать была женщиной властной и расчетливой. Именно Агриппина выступила организатором отравления своего супруга Клавдия, преследовав преступную цель посадить на трон 17-летнего Нерона, которого предварительно женили на дочери Клавдия – Клавдии-Октавии. Когда Нерону было 11 лет, мать специально вернула из ссылки философа Сенеку, чтобы тот занялся обучением Нерона, однако он не сумел удержать своего подопечного в рамках морали и закона – тот всеми силами жаждал вырваться из-под удушающего влияния матери. Сначала, спустя несколько месяцев после смерти Клавдия, Нерон отравил его родного сына – Британика, объявив, что сводный брат умер от эпилепсии, приступы которой были у него с детства. Ведомый слухами о том, что Агриппина желает устранить его от власти, Нерон совершает череду неудачных покушений. Он трижды пытался отравить Агриппину, подсылал вольноотпущенника заколоть ее и даже сделал попытку обрушить потолок и стены ее комнаты, пока она спала. В марте 59 г. Нерон предложил матери совершить поездку на корабле, который запланировано должен был разрушиться и затонуть в пути. Однако Агриппине удалось спастись и вплавь достигнуть берега. Нерон исчерпал сценарии и уже открыто приказал убить ее. Поняв, что ее ждет, Агриппина сама бросилась на мечи солдат. В официальном заявлении он объяснил, что Агриппина неудачно пыталась убить Нерона и покончила с собой. После смерти матери он поспешил избавиться от нелюбимой жены Клавдии-Октавии, которой никогда и не думал хранить верность. Он отправил ее в ссылку, обвинив в бесплодии, а позже, поддавшись власти новой жены Поппеи, приказал ее убить. Через несколько лет, во время пьяной семейной ссоры, Нерон ударил беременную Поппею ногой в живот, что привело к выкидышу и смерти жены. Нерона, как и предыдущих Юлиев – Клавдиев, обвиняли и в гомосексуальных связях – он даже праздновал свадьбу со своим любовником евнухом Спором, создавая театрализованную имитацию официального ритуала, после чего одевал его как императрицу.
Личность Нерона претерпевала негативную динамику – все больше усиливалась его диктатура, власть, культ личности, вместе с тем Нерон начал постепенно отходить от управления страной. Его интересы все больше и больше сосредотачивались на искусстве. Ведь помимо заговоров и убийств у Нерона были и другие увлечения – он страстно играл на кифаре, сочинял стихи, пьесы и песни, которые сам исполнял на многочисленных публичных концертах. Искренне считая себя великим музыкантом и поэтом, Нерон даже участвовал в соревнованиях поэтов в Греции, победы на которых считал равными военным. Еще одним увлечением Нерона был спорт – так, он участвовал в Олимпийских играх 67 г., управляя десятью лошадями, впряженными в колесницу.
В 64 г. в Риме произошел пожар, который длился 6 дней и почти полностью уничтожил его облик. Растущее недовольство плебса в отношении индифферентной политики Нерона породило рассказы, что император любовался пожаром и восклицал, что город в пламени вдохновляет его на творчество. Еще более укрепило слухи о Нероне как поджигателе Рима строительство нового роскошного дворца на месте пожарища. Поговаривали, что Нерон устроил пожар для того, чтобы испытать эстетическое удовольствие от вида пламени, а также о том, что он планирует переименовать Рим в Нерополь. Чтобы пресечь эти слухи, Нерон возложил вину за пожар на христиан, что повлекло массовые публичные казни. Следующая череда репрессий произошла после неудавшегося заговора Пизона. Тогда многие знатные мужи были приговорены к смерти, в том числе своего учителя Сенеку Нерон вынудил покончить жизнь самоубийством. Немногим позже Нерон все-таки стал жертвой очередного заговора. Опасаясь публичной казни, он решил покончить жизнь самоубийством, однако смелости броситься в Тибр ему не хватило, заколоть себя кинжалом он тоже не смог, ему помогли слуги. Только на смертном одре стало понятно истинное предназначение Нерона – его последняя фраза была: «Какой великий артист погибает!». Очевидным это делает и то, что среди всех черт психопатической личности Нерона преобладали демонстративные.

* * *

Проведенный анализ психических заболеваний, встречавшихся в роду Юлиев – Клавдиев, помогает ответить на ряд вопросов. Так, среди представителей рода часто встречались люди, которые считались больными эпилепсией (Гай Юлий Цезарь, Германик, Калигула, Британик). Носителями наследственной формы эпилепсии были представители Юлиев. Можно предположить диагноз семейной височной эпилепсии, которая представляет собой аутосомно-доминантное заболевание с началом на втором-третьем десятилетии жизни. Простые и сложные парциальные припадки, обычно легко контролируемые, возникают на фоне нормального развития ЦНС. Носителями же патологических черт характера были представители рода Клавдиев, в частности Тиберий. Поскольку Нерон и Калигула, наиболее жестокие тираны Древнего Рима, имели предков по обеим ветвям династии, они проявляли черты как эпилептоидного патологического характера, так и параноидного с демонстративными включениями.


Что почитать:

И. Лесны «О недугах сильных мира сего»
Книга чешского врача-невролога, профессора медицины Ивана Лесны – сборник документально-патографических очерков, посвященных историям болезни выдающихся личностей от эпохи древнего Рима до нового времени. В частности, автор дает свою оценку личностям и деяниям римских императоров Цезаря, Калигулы, Клавдия.
В. Дмитренко «Властители Рима. Время правления Октавиана Августа и династии Юлиев – Клавдиев»
Историческое исследование украинского писателя подробно и доступно знакомит читателей с представителями первой императорской династии Рима, останавливаясь не только на описании событий, но и давая описание своеобразных личностей из семейного клана.
Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати цезарей»
Основной труд древнеримского историка Светония представляет собой сборник биографий Юлия Цезаря и 11 первых римских императоров. Наряду с сочинениями других древнеримских историков Тацита и Плутарха, это один из первых источников жизнеописания римских императоров. Хотя эти произведения не лишены цензуры, так как на содержании текста отразилось политическое влияние сената, а многочисленные слухи и анекдоты про императоров (например, явно преувеличены описания половых извращений Цезаря, Калигулы и Тиберия) ставят под сомнение историческую достоверность, все же это единственные сочинения, претендующие на статус первоисточников.
Г. Сенкевич «Камо грядеши»
Исторический роман, посвященный описанию жизни первых христиан римской общины и гонениям на них в Римской империи, был написан Сенкевичем под впечатлением «Аналлов» древнеримского историка Тацита. Император Нерон – один из действующих лиц произведения. Автор дает подробное описание личности тирана и его злодеяний, в том числе причастности к великому пожару в Риме.
А. Камю «Калигула»
Пьеса выдающегося французского писателя и философа, лауреата Нобелевской премии, написанная вскоре после окончания Второй мировой войны, считается театральным манифестом экзистенциализма.


Что посмотреть:

«Юлий Цезарь» (США – Германия, 2002 г. Режиссер – У. Эдел, в ролях – Д. Систо, Р. Харрис, К. Уокен)
Временной отрезок, показанный в этой телевизионной постановке, начинается с периода правления Луция Корнелия Суллы и заканчивается смертью Цезаря, охватывая становления героя как личности и как императора.
«Калигула» (Италия – США, 1979 г. Режиссер – Т. Брасс, в ролях – М. МакДауэлл, П. О’Тул, Х. Миррен)
Скандальный фильм известного режиссера эротических фильмов Тинто Брасса. Актеры и сценарист фильма потребовали удалить их имена хотя бы из титров, когда стало известно, что режиссер «разбавил» сюжет множеством сцен откровенного сексуального характера, однако продюсер не согласился, после чего последовала вереница судов, дабы не допустить фильм к показам на широком экране. Несмотря на излишество эротических сцен, фильм смог показать ужасные последствия единовластия и политической диктатуры, как с помощью власти можно сексуально унижать и эксплуатировать.
«Я, Клавдий» (Великобритания, 1976 г. Режиссер – Х. Уайз, в ролях – Д. Джекоби, Д. Херт, Д. Бейкер, П. Стюарт)
Мини-сериал «Я, Клавдий», снятый по одноименному роману Роберта Грейвза. В сериале рассказывается о временах Римской Империи при правлении Августа, Тиберия, Калигулы и Клавдия. Эта историческая экранизация в полной мере раскрывает особенности той эпохи со всеми ее нравами и порядками. Повествование ведется от лица императора Клавдия, о котором известно, что он был выдающимся историком своего времени, хотя ни одно из его сочинений не сохранилось до наших времен.
«Римская империя: Нерон» (Италия – Испания – Великобритания, 2004 г. Режиссер – П. Маркус, в ролях – Г. Мэтисон, Л. Моранте)
Авторы фильма, пытаясь раскрыть характер Нерона, мотивы его поведения и отношения с другими людьми, не слишком следили за исторической достоверностью событий в сценарии, однако благодаря игре актеров зритель может стать ближе к пониманию сущности одного из диктаторов древности.


Что посетить:

Остров Капри, Италия. Это живописное место, расположенное в Тирренском море вблизи Неапольской бухты, стало излюбленным местом отдыха для Римских императоров. Тиберий, сжигаемый параноидными страхами, провел в изоляции на Капри вторую половину жизни, здесь же обитал и Калигула в молодые годы. За время процветания Римской империи здесь было построено не меньше двенадцати императорских резиденций. По стечению обстоятельств, принадлежащая Тиберию вилла Юпитера, на высокой, как неприступная крепость, горе Монте-Тиберио – наиболее сохранившаяся из них.
Рим, Италия. В эпоху правления Гая Юлия Цезаря Рим переживает один из периодов архитектурного расцвета. Юлий Цезарь воздвигает новое здание сената, выдвигает идею создать новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле. Был построен форум Юлия Цезаря с храмом Венеры – Прародительницы Юлиев. Полностью осуществились планы Цезаря при Октавиане Августе, который создал новый город четырнадцати кварталов. Хотя облик Рима тех времен канул в Лету вместе с самими Юлиями – Клавдиями, случившийся при Нероне пожар уничтожил город практически полностью. Останки некоторых построек сохранились до сих пор. Большая коллекция античной скульптуры и артефактов эпохи Юлиев – Клавдиев находится в Капитолийских музеях Рима, старейшем публичном музее мира.

Подготовила Ольга Устименко

Страница сгенерирована за 0.024897 сек