Сборник клинических рекомендаций 2016
Сборник клинических рекомендаций 2015
Сборник клинических рекомендаций 2014
Очерки детской психиатрии 2016
Очерки детской психиатрии
Очерки детской психиатрии. Аутизм

Эдгар По. Тоска по смерти

Untitled
Покрывала откинувши, рек
Бледных ангелов плачущий строй,
Что трагедия шла – «Человек»,
И был Червь Победитель – герой.

Э.А. По

Странные и мистические, порою леденящие душу, стихотворения и рассказы выдающегося американского писателя­романтика Эдгара Аллана По известны многим еще со школьной скамьи. Но немногие знают, что именно он является основоположником сразу нескольких жанров в истории мировой литературы – фантастического, мистического и детективного, а большинство авторов, писавших в этих жанрах, лишь переосмысливали, дополняли и перепевали идеи самого Эдгара, потому как сам по себе фантастико­детективный жанр – новаторский и придумать что­то новое в нем сложно. Впрочем, не только причудливая фантазия Эдгара По повлияла на его произведения, но и сам безрадостный жизненный путь писателя наложил неизгладимый отпечаток на все его творчество. Он прожил короткую жизнь, в которой литература стала для него убежищем, попыткой бегства от смертей любящих и близких людей, нищеты, жизненных страхов, приведших его к безумию и алкоголизму, которые приблизили его преждевременную кончину.

Эдгар Аллан По родился в январе 1809 г., в Бостоне, в семье Дэвида и Элизабет По, странствующих актеров. Как покажут годы, наследственность уже тогда не сулила ему ничего хорошего – по отцовской линии многие в роду По страдали алкоголизмом (например, отец и двоюродный брат писателя), а младшая сестра Розали была умственно отсталой. Но вряд ли психическое неблагополучие Эдгара было органической природы, однако подобные предпосылки нельзя обойти стороной. Маленький Эдди рос живым, любознательным и способным мальчишкой, в поведении ничем не отличавшимся от остальных детей своего возраста, хотя уже с детства он был чрезмерно чувствительным, вспыльчивым, а иногда с ним случались истерики.
Судьба с детства не благоволила перед будущим писателем – двух лет отроду он остался круглым сиротой – мать умерла от туберкулеза, а отец еще годом ранее исчез при невыясненных обстоятельствах. Столь ранняя утрата самого близкого человека не может не сказаться на личности – в этот период дети проживают оральную фазу психосексуального развития, и отлучение от матери может в будущем сформировать соответствующий личностный тип человека, вечно жаждущего любви, зависимого, склонного к формированию разного рода аддикций (в том числе алкоголизма и наркоманий), депрессиям и затяжным периодам подавленного настроения. По не был исключением, и это переживание потери не только проходит рефреном во многих произведениях писателя, но и во всей его судьбе. Современники отмечали, что Элизабет По была женщиной невероятной красоты. Ее внешний облик – изящная фигура, фарфоровая кожа с чахоточным румянцем на щеках, черные волосы цвета воронового крыла и большие глаза с болезненным блеском – послужил прообразом типажа женщин, привлекавших По в реальной жизни, и героинь его произведений – неземных созданий, которым словно и не суждено было надолго задержаться на бренной земле.

Маленького Эдгара усыновила бездетная чета Джона и Френсис Алланов, уже тогда не бедствовавшая благодаря торговому делу Джона, который с течением времени и вовсе сколотил состояние, сравнившего его по статусу с современными миллионерами. Следующие годы детства Эдгара Аллана По были более чем благополучными – приемная мать души не чаяла в ребенке и всячески его опекала и баловала. Впрочем, чувства ее мужа не были столь же нежными – Джон Аллан был достаточно жестким человеком, а его рациональность порою доходила до скупости, поэтому его совсем не радовала перспектива того, что все наследство (а у него уже было несколько внебрачных детей) достанется Эдгару. Однако надо отдать ему должное, Аллан по­своему любил мальчика и постарался дать ему хорошее среднее образование – сначала в Англии, где Алланы жили с 1815 до 1820 гг. и где По провел свои первые школьные годы, а потом в Ричмонде, столице штата Виргиния, где находилось имение Алланов. Здесь, в Ричмонде, к нему впервые пришло чувство влюбленности, конечно, платоническое по своей сути, он испытывал нежную привязанность к матери своего друга – Джен Стенард. Впрочем, первое чувство длилось недолго – вскоре миссис Стенард заболела психически и скоропостижно умерла. И Эдгар уже во второй раз потерял близкого человека. В отчаянии он спешит спастись от пережитой трагедии, завязав романтические отношения со своей соседкой, Эмилией Ройстер, но приемный отец, конечно же, поставил крест на этих отношениях, запретив молодым людям заключить помолвку. В отличие от Френсис Аллан, к которой Эдгар питал самые нежные чувства и называл ее «ма», отношения с приемным отцом не складывались. Эдгар не приемлил ценностей Джона Аллана, претендовал на его наследство, а вдобавок ко всему им постоянно приходилось соперничать за внимание миссис Аллан, потому отношения между ними развивались вполне в рамках эдипального конфликта, как сказали бы психоаналитики.
В 1826 г. Эдгар По становится студентом Виргинского университета, но закончить учебу ему не удалось. Почувствовав запах свободы, Эдгар пускается во все тяжкие – транжирит и без того скудную сумму пособия, выплачиваемого Алланом, на студенческих попойках, влезает в карточные долги. Удивительно, что, несмотря на возрастающую алкоголизацию, ему удается успешно учиться, но даже этот факт не смог повлиять на разгневанного Джона Аллана и, вопреки желанию По продолжить учебу, приемный отец отказывается оплатить дальнейшее обучение. Инцидент вконец испортил отношения между Эдгаром и Джоном Алланом, лишил По всякой надежды на получение образования и наследства. Утратив социальную адаптацию, столь необходимую для полноценной жизни в обществе, остаток жизни писатель прожил в полной нищете, потому как в ХIX ст. заниматься столь неприбыльным делом, как литература, могли себе позволить лишь обеспеченные аристократы или прославленные акулы пера, которые печатали роман за романом, а По был неизвестен издателям, писал довольно медленно, да и настоящее признание пришло к нему лишь после смерти.

И все­таки, Эдгар По страстно хотел стать поэтом.
И в 1927 г. едет в Бостон, где издает очень маленькую по объему и тиражу книгу «Тамерлан и другие стихотворения» под псевдонимом «Бостонец». Успеха она не принесла, и чтобы хоть как­то выжить, По вынужден пойти на военную службу. В 1929 г. случается новый удар – умирает приемная мать Эдгара, смерть которой он глубоко переживает. Вскоре, снова оставшись без средств, По идет на поводу у приемного отца и соглашается вступить в Военную академию, но выдержав лишь год муштры, снова бунтует против воли Аллана и намеренно делает все возможное для того, чтобы его исключили из академии – нарушает дисциплину, пропускает строевую, что незамедлительно привело к военному суду и отчислению.
С 1830­х гг. начинается самый продуктивный период творчества писателя. Почувствовав себя свободным от всяких обязательств, он решает всецело посвятить себя творчеству и поселяется в Балтиморе, у своей тетки по отцу миссис Клемм, в лице которой нашел верного и поддерживающего друга. Семья жила очень бедно, распоряжаясь лишь генеральской пенсией вдовы миссис Клемм, но именно здесь Эдгар чувствовал себя как дома. Практически до самой смерти он оставался вместе с миссис и Вирджинией, ее дочерью, скитавшись по городам восточного побережья Атлантики – Балтимору, Нью­Йорку, Филадельфии, Ричмонду.
Та детальность, с которой По описывает ужасные события, безумие персонажей своих произведений, проникновение в суть этого безумия, может проистекать только из опыта собственной душевной жизни писателя. Действительно, практически все рассказы и стихотворения По написаны от первого лица и несут в себе отпечаток психической патологии. Его автопортретичный герой – депрессивный одиночка, вечно рефлексирующий, болезненный и ипохондричный психастеник, одолеваемый всевозможными фобиями – страхом смерти, страхом быть погребенным заживо, страхом утери любимой, страхом безумия, страхом самого страха, в конце концов. Писателя можно сравнить с маленькими детьми, которые учатся проживать разные чувства и эмоции. Так, пугая друг друга сказочными персонажами Бабая и Бабы Яги, дрожа от страха перед монстрами, живущими под их кроватью, дети учатся переживать и справляться с эмоциями страха и тревоги. В душе самого По было столько страхов и тревог, что единственным способом справиться с ними было создание собственного фантазийного мира на бумаге, куда он «ссылал» свои кошмары. Персонажей Эдгара постоянно посещают патологические идеи, кровосмесительные фантазии, навязчивые мысли о совершении кровавых преступлений и убийств, и практически в каждом произведении кто­то пренепременно умирает смертью мученика.
У По очень много рассказов и стихотворений, где главной героиней является молодая женщина неземной, бесплотной красоты, которую настигает преждевременная смерть. Внешность этих женщин, их необычные имена – Улялюм, Береника, Лигейя, Морелла, все отсылает к их ангельскому, потустороннему происхождению. Сюжеты их словно списаны с жизни писателя, например в рассказе «Морелла» По описывает, как после смерти возлюбленной ее душа поселилась в теле ее дочери, которая, впрочем, тоже скончалась, подобный метампсихоз происходит и с Лигейей – черноволосая возлюбленная героя, очень напоминающая по внешности мать писателя, после смерти является в виде духа и отравляет свою преемницу, а потом вселяется в ее тело. В «Элеоноре» и «Беренике» возлюбленные приходятся кузинами нашему герою, обе умирают от болезни в расцвете лет, причем в последнем рассказе героя одолевает патологическое некросадистское влечение – он выкапывает из свежей могилы труп Береники и вырывает все зубы из ее прекрасного рта, а впоследствии оказывается, что девушку похоронили заживо, приняв летаргию за смерть, и герой становится ее невольным убийцей.
В 1836 г. Эдгар По женится на своей кузине –
Вирджинии Клемм. Вряд ли между Эдгаром и Вирд­жинией могла возникнуть чувственная любовь – на момент бракосочетания невесте было 13, жениху – 27, но, несомненно, между ними существовали крепкая привязанность и дружба. Взять в жены женщину­девочку заставило По не только чувство долга по отношению к семье своей тетки, но и некрофильские наклонности – он все еще продолжал искать утраченную любовь своей рано умершей матери, а Вирджиния была похожа на нее не только внешне, но и судьба ей была уготована та же – с юных лет она страдала туберкулезом.
Несомненно, у По были странные отношения с женщинами – всю жизнь его преследовал образ матери, всю жизнь его притягивали болезненные утонченные женщины, и Вирджиния не была исключением. Повторив судьбу Элизабет По, словно в самосбывающемся пророчестве, и умершая в 25­летнем возрасте, она невольно потянула на тот свет и самого Эдгара. Смерть возлюбленной оказалась роковой – По пустил под откос свою жизнь и умер спустя два с половиной года, в сорокалетнем возрасте.

Сам писатель так описывает свои болезненные переживания в тот тяжелый для себя период: «С каждым новым обострением болезни я любил жену все нежнее и все отчаяннее держался за ее жизнь. Но, будучи от природы человеком чувствительным и необычайно нервным, я временами впадал в безумие, сменявшееся долгими периодами ужасного просветления. В этих состояниях совершенной бессознательности я пил – один господь знает, сколько и как часто… Ужасных и бесконечных колебаний между надеждой и отчаянием – вот чего я не в силах был выдержать, полностью не утратив рассудка. С гибелью того, что было моей жизнью, я возродился к новому, но – боже милостивый! – какому же печальному бытию».
В последние годы жизни единственным средством борьбы с тяжелой депрессией, гнетущим чувством пустоты для Эдгара По будет самоуничтожающее поведение – затяжные запои, частые визиты в опиумные курильни, полубродяжнический образ жизни – все это не могло не подорвать здоровье писателя.
К вопросу о том, страдал ли Эдгар По психическим заболеванием и каким, надо добавить, что ставить диагнозы посмертно – удел патологоанатомов, а психиатрам и психологам – исследователям глубин человеческой души, не имея возможности пообщаться с духом писателя, остается лишь делиться своими догадками, основываясь на жизнеописаниях современников и на его собственных произведениях.
Безусловно, писатель страдал душевно, а это уже основной критерий определения психического нездоровья. Некоторые исследователи указывают на эндогенный характер его заболевания, отмечая, что Эдгар По страдал биполярным аффективным расстройс­твом или же шизоаффективным расстройством. Несомненно, писатель отличался крайней переменчивостью настроения, прибегал к алкоголю, чтобы заглушить тоску при депрессивном состоянии, в моменты отчаянья пытался покончить жизнь самоубийством, перенес несколько эпизодов психоза. Однако нестабильность аффекта начала нарастать с усугублением алкоголизма, у него не наблюдалось специфических расстройств мыслительной деятельности – все его рассказы логически выверены, без малейших намеков на нецеленаправленность или паралогичность суждений писателя. Перенесенные психотические состояния вполне справедливо можно считать алкогольными психозами – первый из них дебютировал в 30­летнем возрасте устрашающими зрительными и слуховыми галлюцинациями на фоне длительного запоя, второй возник четыре года спустя и проявлялся той же картиной с подключением бредовой симптоматики.
Есть все основания считать, что Эдгар По обладал пограничной организацией личности, о чем свидетельствуют и эмоциональная нестабильность, и многочисленные эксцессы декомпенсации – юный Эдгар не смог удержаться на учебе в университете, спустя несколько лет столь же импульсивно покинул военную академию, постоянно алкоголизировался, предпринимал попытки суицида. Мозаичный склад его личности и демонстративные черты истероида, и черты, свойственные тревожным, ананкастным, зависимым типам, не позволяют ограничить многогранную личность каким­то одним типом. К тому же, патологии личности могут формироваться как на органическом фоне, так и на фоне неправильного воспитания. Безусловно, органический компонент присутствовал в структуре заболевания По, показателем чему служит алкоголизм. Хотя есть мнения, что патологическая страсть писателя к алкоголю еще при жизни всячески преувеличивалась недоброжелателями и завистниками. Эдгар По действительно часто выпивал. Сначала небольшие дозы, так как организм плохо переносил алкоголь, и Эдгар быстро пьянел (еще один аргумент в пользу органического поражения головного мозга) – достаточно было одной рюмки крепкого напитка, и лишь к концу жизни пагубная привычка приобрела характер дипсомании – запойного пьянства.

Сами обстоятельства смерти Эдгара Аллана По довольно неясные и долгие годы продолжают быть предметом дискуссий и мистификаций. Так, 3 октября 1949 г. Эдгара нашли на улице Балтимора в состоянии помраченного сознания. Через несколько дней он скончался в больнице, перед смертью, очевидно, находясь в делириозном состоянии, будучи полностью дезориентирован, галлюцинируя, выкрикивая имя Вирджинии. По словам врача, последними словами По была фраза: «Господи, помоги моей несчастной душе!». В 1978 г. консилиум американских медиков постановил, что смерть Эдгара По наступила вследствие кровоизлияния в головной мозг. В последнее время продолжается дискуссия – что же стало причиной подобного состояния на самом деле: последствие черепно­мозговой травмы, опухоль головного мозга, алкогольная или иного рода интоксикация. Согласно одной из последних версий, предполагается,что писатель умер от бешенства, поскольку у него наблюдалась гидрофобия. Однако симптом гидрофобии не является патогномоничным для данного заболевания.
Независимо от клинических причин смерти, очевидно одно – последние годы своей жизни Эдгар По стремился лишь к смерти. А язвительная эпитафия Генри Лонгфелло, с которым Эдгар при жизни не ладил, в виде цитаты из самого По как нельзя лучше отражает этот факт: «... порвана связь с горячкой, что жизнью недавно звалась»…

Что почитать:

Эдгар По.
Ничто так глубоко не раскрывает психологию автора, как его собственные произведения. Читая поэзию мастера в переводах К. Бальмонта и других классиков, открываются тайны его души в леденящих душу рассказах.
Шарль Бодлер,
родоначальник французского символизма, первым в Европе открыл талантливого американского писателя. Считал По «братом по духу» и много лет переводил его произведения, черпая в них вдохновение для собственного творчества, также наполненного пессимистическими переживаниями.
Художественная биография Эдгара По, мастерски написанная американским автором Герви Алленом, повествует о судьбоносных событиях недолгой жизни писателя.

Что посмотреть:

«Три шага в бреду» (1968) – фильм из трех новелл по мотивам рассказов Э.А. По, снятый в соавторстве тремя выдающимися режиссерами – Роже Вадимом, Луи Малем и Фредерико Феллини. В ролях – Джейн Фонда, Питер Фонда, Ален Делон, Брижит Бардо и др.
«Винсент» (1982) – первая крупная анимационная рабо­­ та известного американского режиссера Тима Бартона, чьи фантасмагорические готические картины во многом обязаны своей стилистикой творчеству По. Мультфильм­пародия на фильмы ужасов про мальчика-фантазера, под влиянием сочинений Эдгара По воображающего, что с ним происходят те же ужасы, что и с самим рассказчиком.
«По – По» – спектакль Евге­­ ния Гришковца. Дуэт Алек­сандра Цекало и Евгения Гриш­ковца, в котором они друг другу, а заодно и зрителю, пересказывают и перевирают сюжеты рассказов Эдгара По. И, несмотря на авторские вплетения юмора Гришковца, призрак смерти все равно витает над сценой.

Что посетить:

Город Балтимор, США. Жизнь Эдгара По тесно связана с этим городом. Здесь в 1929 г. он нашел пристанище у своей тетки миссис Клемм и познакомился с Вирджинией, здесь же ему было суждено умереть. В Балтиморе есть дом­музей писателя, а в день его рождения поклонники собираются у могилы По, чтобы понаблюдать за странным ритуалом – вот уже больше 60 лет, в ночь с 18 на 19 января, таинственный почитатель в черном одеянии, личность которого до сих пор остается нераскрытой, оставляет у надгробия три красных розы и бутылку коньяка.

Подготовила Ольга Устименко

Страница сгенерирована за 0.028818 сек