Пациент Адольф Гитлер: в поиске клинических оснований зла
Открытым для дискуссий остается вопрос – как мог человек социально неприспособленный, со столь выраженными признаками личностной дезинтеграции, не обладавший ни изначальной властью и деньгами, ни образованием и умом, затуманить разум миллионов немецких граждан? Ответ на него стоит искать не в личности диктатора, а в уникальной социально-политической ситуации, сложившейся в Германии, благодаря которой он смог подняться до таких высот. Гитлер пришел к власти, когда немецкий народ постигал горькие плоды поражения в войне, экономический кризис снизил уровень жизни и увеличил безработицу до невыносимого уровня. Вероятно, одним из первых современников нацистского лидера, осознавших причины его триумфа, был Юнг, который отмечал, что Гитлер сильный не сам по себе, а в силу власти, спроецированной на него людьми. В своем интервью, данном в 1938 г. американскому журналисту Никербокеру, он поделился своими прозорливыми наблюдениями немецкого диктатора: «Гитлер произвел на меня впечатление в некотором роде деревянного каркаса, одетого в платье, механизма, напоминающего робота или с маской робота. В продолжение всей церемонии он ни разу не улыбнулся, как будто он сердился, был в дурном настроении. Он не обнаружил ни одного человеческого признака. Его лицо выражало непреклонную одержимость целью, без тени юмора. Казалось, что он дублер реального человека, и что Гитлер-человек прячется внутри, и прячется намеренно, для того чтобы не нарушить механизм... Вы понимаете, что никогда не будете способны разговаривать с этим человеком, потому что это никто, это не человек, а коллектив. Он не личность, он целая нация».
Антон Ноймайр «Диктаторы в зеркале медицины».
Австрийский профессор медицины, врачтерапевт Антон Ноймайр известен своей серией психологических портретов музыкантов, художников, политиков. В книге «Диктаторы в зеркале медицины» история болезни Гитлера приводится наряду с медицинскими биографиями Сталина и Наполена. Ноймайр представил не только анализ личности Гитлера, но и историю его соматических, неврологических, психиатрических недугов.
|
|
Манфред КохХиллебрехт «Homo Гитлер: психограмма диктатора».
Профессор Кобленцкого университета доктор КохХиллебрехт, специализирующийся на изучении вопросов философии, психологии и психопатологии, за основу своего психологического портрета взял три аспекта личности Гитлера: гомосексуальные наклонности, выступавшие скрытыми мотивами его многих поступков, эйдетическую память, благодаря которой он создал миф среди немецкого народа и непосредственного политического окружения о своих выдающихся способностях, а также болезнь Паркинсона, сыгравшую ключевую роль в его личностном распаде и военном поражении.
|
|
Эрих Фромм «Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии».
Исследование личности Гитлера, проведенное известным немецким психоаналитиком, одним из основателей неофрейдизма Фроммом, –
в числе самых известных попыток воссоздать психологический портрет диктатора, проанализировать мотивы его поведения и истоки формирования его характера. Размышлениями о Гитлере Фромм делится в контексте своих исследований природы человеческой агрессивности и деструктивности. Так, он вводит особый характерологический тип – «некрофильский характер» (обладателем его и был, по мнению ученого, сам Гитлер), в структуру которого входят такие проявления, как замкнутость и склонность к нарциссизму, отсутствие способности любить и сопереживать, потеря связи с реальностью, недостаток волевого компонента, непреодолимое стремление совершать деструктивные действия, в том числе садистические наклонности.
|
Первым и, пожалуй, наиболее знаковым фильмом, обыгрывающим персону Гитлера, стала пародийная аллюзия Чарли Чаплина «Великий Диктатор». Первый звуковой фильм Чаплина, производство которого началось еще до начала Второй мировой войны, мог так и не выйти в прокат, поскольку напряженная политическая обстановка в мире вынуждала США вводить запреты на любые антифашистские выпады с целью сохранения зыбкого мира с Германией. По данным последних расследований, Гитлер, будучи страстным любителем кинематографа, сам видел этот фильм, однако оценка его осталась неизвестной.
|
|
Из последних художественных фильмов наибольший ин
терес представляют «Молох» российского режиссера Александра Сокурова, получивший в 1999 г. премию Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, а также немецкая картина режиссера Оливера Хиршбигеля «Бункер» 2004 г. Оба фильма, хотя и сняты в различных стилях, с достаточной исторической достоверностью передают авторский взгляд режиссеров на события последнего года жизни Гитлера.
|
|
Конечно же, наиболее информативными являются документальные фильмы, например фильм автора самого знаменитого биографического исследования о Гит
лере Иоахима Феста «Гитлер: история одной карьеры» (1977) или французский фильм, состоящий исключительно из цветных кадров хроники о диктаторе «Апокалипсис: Гитлер» (2011). Для медиков наиболее интересны британские фильмы – «клинические разборы» – «Тело Адольфа Гитлера» (2004) и «Истории умерших – Адольф Гитлер» (2004), а также фильм ВВС «Адольф Гитлер. Психологический портрет» (2005).
|